Дело (УИД) № 29RS0026-01-2021-001003-14
Производство № 2а-89/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Холмогоры 17 марта 2022 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Коневца С.А.,
при секретаре Жгилёвой С.М.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Холмогорского района Булатовой М.В., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры административное исковое заявление прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», администрации муниципального образования «Ухтостровское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности постановки на учёт бесхозяйного имущества и возложении обязанности принять бесхозяйное имущество в собственность,
установил:
прокурор Холмогорского района Архангельской области обратился, в окончательном варианте, в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и администрации муниципального образования «Ухтостровское» в котором просит:
Признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – взаимосвязанных объектов водоснабжения: общественного колодца, расположенного примерно в 40 метрах к востоку от дома № 27 в д. Горка-Кузнечевская, состоящего из 3 железобетонных колец диаметром и высотой 1 метр, горловины рубленой из бруса 150 мм*150 мм. С установленным в колодце скважинным насосом ВИХРЬ СН-90 550 Вт., 150 л/час и выведенной из него подземной водопроводной сети из трубы ПНД 25*2,3 мм SDR11 RN 16 для водоснабжения, протяженностью 230 м в колонку, а также общественную водоразборную колонку;
Обязать администрацию МО «Ухтостровское» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества указанных взаимосвязанных объектов водоснабжения;
Обязать администрацию МО «Ухтостровское» по истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи (объектов водоснабжения) на учет принять указанные взаимосвязанные объекты водоснабжения в свою собственность в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела исковые требования помощник прокурора района Булатова М.В. поддержала в полном объеме по основаниями, изложенным в иске, к надлежащему ответчику.
Представитель административного ответчика администрации МО «Ухтостровское» в судебном заседании с иском не согласна, предоставила копию договора с ИП ФИО2 на выполнение кадастровых работ № 19/02-2022 от 09 марта 2022 года. И пояснила, что данное имущество бесхозяйным не является. Колодец строила администрация МО «Ухтостровское» хозспособом, для обеспечения нужд ФАП Холмогорской ЦРБ. Поскольку колодец обеспечивал работу ФАП, то на баланс к себе администрация его не ставила, полагая, что его поставила на баланс больница, что это не так, выяснилось только в ходе рассмотрения настоящего дела. Кольца для колодца приобретали и списывали на пожарный водоем, данный колодец может быть использован для тушения пожаров. Электричество подключено через счетчик ФАП и оплачивается больницей. Деньги на приобретение насоса выделены администрацией МО «Холмогорский муниципальный район», насос приобретен администрацией МО «Ухтостровское» и списан после установки как малоценное оборудование. Колодец обслуживается администрацией МО «Ухтостровское». Сейчас оформляется техническая документация (межевание) на колодец и водопровод, как только она будет готова, администрация поставит на баланс и зарегистрирует право собственности на данный объект недвижимости, а затем передаст его в ведение администрации района в соответствии с полномочиями предусмотренными ФЗ-131. Удовлетворение требований предъявленных прокурором только воспрепятствует и отсрочит на срок более года регистрацию и оформление прав собственности на указанный объект. Оно не правомерно так как собственник есть и спорное имущество бесхозяйным не является.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, объект имеет собственника.
Представитель ответчика администрации МО «Холмогорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях не согласен с иском по тем же доводам.
Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Холмогорского района Архангельской области проведена проверка в связи с поступлением обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО3 о не обеспечении питьевой водой жителей д. Горка-Кузнечевская сельского поселения «Ухтостровское» Холмогорского муниципального района Архангельской области.
На территории д. Горка-Кузнечевская имеется общественный колодец, используемый для целей питьевого водоснабжения, расположенный примерно в 40 метрах к востоку от дома № 27 в д. Горка-Кузнечевская, работающий в летний период. Колодец строила администрация МО «Ухтостровское» хозспособом, для обеспечения нужд ФАП Холмогорской ЦРБ. Поскольку колодец обеспечивал работу ФАП, то на баланс к себе администрация его не ставила, полагая, что его поставила на баланс больница, что это не так, выяснилось только в ходе рассмотрения настоящего дела. Кольца для колодца приобретались сельской администрацией и списывали на пожарный водоем, данный колодец может быть использован для тушения пожаров. Электричество подключено через счетчик ФАП и оплачивается больницей. Деньги на приобретение насоса выделены администрацией МО «Холмогорский муниципальный район», насос приобретен администрацией МО «Ухтостровское» и списан после установки как малоценное оборудование. Колодец обслуживается ответчиком. На момент рассмотрения настоящего дела оформляется техническая документация (изготавливается межевой план) на колодец и водопровод. Данный колодец имеет собственника, но при этом не стоит на балансе администрации МО «Ухтостровское», бесхозяйным не является.
С учетом изложенного, удовлетворение требований прокурора и оформление имущества имеющего собственника, не зарегистрировавшего свое право, как бесхозяйного, при наличии законной возможности у собственника зарегистрировать права на самостоятельно созданный объект недвижимости и уже принятых к тому мерах, противоречит действующему законодательству а требования заявленные прокурором удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», администрации муниципального образования «Ухтостровское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности постановки на учёт бесхозяйного имущества и возложении обязанности принять бесхозяйное имущество в собственность отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.А. Коневец
(Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2022 года)