Дело (УИД)№ 29RS0026-01-2022-000693-87
Производство №2а-379/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Холмогоры 26 июля 2022 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А.,
при секретаре Жгилёвой С.М.,
с участием прокурора – помощника прокурора Холмогорского района Булатовой М.В.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры дело по административному иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и понуждении обустроить площадки накопления отходов,
установил:
прокурор обратился с иском к ответчикам содержащим требования:
Признать бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - МПРиЛПК АО) в части неперераспределения транспортных потоков отходов на территории Холмогорского района и направление их в места временного накопления на земельные участки с кадастровыми номерами №, а также в части неорганизации обращения с твердыми коммунальными отходами на земельных участках с кадастровыми номерами №, в соответствии с требованиями действующего законодательства незаконным.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – районной администрации) в части неприведения используемого в качестве места временного накопления твердых коммунальных отходов земельных участков с кадастровыми номерами №, в соответствие с требованиями санитарных правил и норм незаконным.
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области перераспределить транспортные потоки отходов на территории Холмогорского района и исключить их направление в места временного накопления на земельные участки с кадастровыми номерами №, до их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства к месту накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в срок не позднее 01 января 2023 года обеспечить организацию приведения земельных участков с кадастровыми номерами №, в соответствие с требованием пунктов 220, 223 СанПиН 2.1.3684-21.
Свои требования обосновывает тем, что в рамках проверки деятельности МПРиЛПК АО выявлены факты размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Холмогорского района на земельных участках с указанными кадастровыми номерами вне места имеющего статус объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр или площадки временного накопления, оборудованной в соответствии с экологическими и санитарными нормами. Данные свалки используются в качестве площадки временного накопления ТКО. При этом в соответствии с территориальной схемой площадка временного накопления (далее -ПВН) - это огражденный земельный участок, обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенный для складирования ТКО на срок не более 11 месяцев. Указанные площадки не соответствуют требованиям законодательства ни как площадки временного хранения промышленных отходов, предусмотренная СанПиН, ни как место их размещения. В нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы ТКО размещены без проведения специальной подготовки ложа для отсутствия влияния на подземные водные объекты. Отходы на земельном участке складируются не в виде специально спланированных отвалов и насыпей, а хаотично по всей площади земельного участка (нарушение пункта 223 СанПиН 2.1.3684-21). Хранение сыпучих и летучих отходов (включая упаковку пищевых отходов) допускается в открытом виде (нарушение пунктов 220, 223 СанПиН 2.1.3684-21, не обеспечена защита от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом). Поверхность площадки не имеет твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) - нарушение п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, исключающего негативное воздействие на почву. Образование на земельном участке несанкционированной свалки приводит к загрязнению окружающей среды. Меры по ее приведению в нормативное соответствие ответчики длительное время не принимают. Министерством в нарушение требований ст. 1, 13,4 24.6 Закона № 89-ФЗ потоки отходов с мест их первичного накопления в границах Холмогорского района направлены в настоящее время, в том числе на земельные участки с указанными кадастровыми номерами, которые не отвечают нормативным требованиям к месту хранения и размещения ТКО (таблица 8.2 территориальной схемы).
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив срок исполнения до 01 октября 2023 года, в целях соблюдения процедуры предусмотренной законом.
Представитель ответчика районной администрации в судебном заседании, с исковыми требованиями не согласен по доводам письменных возражений. В случае удовлетворения требований просит установить срок до октября 2023 года.
Представитель ответчика МПРиЛПК АО просит рассмотреть дело без его участия, с иском не согласен по доводам письменных возражений, полагает, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель заинтересованного лица Северного межрегионального управления Росприроднадзора предоставил отзыв, заявленные требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоИнтегратор» предоставил отзыв, полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению к районной администрации и не подлежит удовлетворению к МПРиЛПК АО.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение прокурора, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что на территории Холмогорского района в результате надзорной деятельности прокурора выявлены используемые в качестве места временного накопления твердых коммунальных отходов земельные участки с кадастровыми номерами №. Указанные площадки не соответствуют требованиям законодательства, ни как площадки временного накопления твердых коммунальных отходов (ПВН, ТКО), предусмотренным СанПиН, ни как место их размещения, включенное в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), не внесены в ГРОРО и не имеют заключения о возможности использования для размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно п.1 ст.7, п.2 ст.8 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.2 ст.8 Федерального закона от 24 июня1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со ст.6 того же закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)
разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
В соответствии с п.99.2 Положения о МПРиЛПК АО, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп министерство разрабатывает территориальную схему обращения с отходами, а утверждает ее Правительство Архангельской области.
Постановлениями администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», с их последующей периодической пролонгацией до настоящего времени, от 10 января 2020 года №№3,4 и от 07 октября 2020 года № 210 определены места (площадки) накопления отходов, на указанных в исковом заявлении участках находящихся в собственности либо в ведении районной администрации.
Из вышеизложенного следует, что именно органом местного самоуправления муниципального района принимается решение о создании места накопления отходов и определяется его местоположение, осуществляется деятельность по его содержанию.
МПРиЛПК АО на основании представленных данных разрабатывает территориальную схему обращения с отходами и утверждает ее Правительство Архангельской области. То есть МПРиЛПК АО является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку транспортных потоков отходов не распределяет. Надлежащим ответчиком по делу является районная администрация.
Нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду связано не с недостатками потоков транспортирования ТКО, а с неисполением муниципальным образованием своих обязательств по ликвидации свалок ТКО, образовавшихся до 01 января 2020 года на земельных участках № отмеченных в территориальной схеме обращения с отходами на территории Архангельской области (ТСОО) Приложение А17 №№319, 325, как «Несанкционированные места размещения отходов, подлежащие рекультивации и ликвидации», а также с несоблюдением санитарных правил и норм на созданных на тех же земельных участках ПВН, ТКО.
Обязанность по защите земель с учетом положений ст. 210 ГК РФ, ст. 42 ЗК РФ лежит на собственнике. Статьей 13 Закона Архангельской области от 18 марта 2013 года (в редакции от 08 декабря 2021 года) №634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области» предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Архангельской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по вопросам местного значения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе на:
1) оборудование контейнерных площадок, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
2) ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Архангельской области.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании соответствующая заявка на финансирование не подавалась.
Согласно требованиям п.7 ст.12 и п.8 ст.29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», размещение отходов допускается только на объектах, либо внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), либо (и не далее чем до 01 января 2023 года) включенных в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов.
Требования к площадкам временного накопления отходов установлены в ст.13.4 того же закона и СанПиН 2.1.3684-21.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ( п.4, п.6 ст.13.4 Федерального закона от 24 июня1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
С учетом изложенного исковые требования предъявленные к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» подлежат удовлетворению. Основания для удовлетворения требований предъявленных к МПРиЛПК АО отсутствуют.
Суд полает возможным и достаточным установить срок исполнения решения до 01 октября 2023 года с учетом позиции сторон изложенной в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании бездействия незаконным и понуждении обустроить площадки накопления отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» выразившееся в неприведении используемых в качестве места временного накопления твердых коммунальных отходов земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствие с требованиями санитарных правил и норм.
Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в срок не позднее 01 октября 2023 года обеспечить организацию приведения земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствие с требованиями санитарных правил и норм.
В удовлетворении иска Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в сфере обращения с отходами отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Коневец
(Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2022 года)