ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 29/2018 от 10.04.2018 Михайловского районного суда (Рязанская область)

Дело – 29/2018

РЕШЕНИЕ

10 апреля 2018 года г. Михайлов

Судья Михайловского районного суда Рязанской области Вагин И.В.,

при секретаре Бендасовой И.А.,

с участием защитников лица привлеченного к административной ответственности ФИО1 – ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе ФИО3 в интересах ФИО1 на решение и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ч. 2 чт. 8.7 КРФоАП,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением И.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 8.7 КРФоАП оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с постановленными должностными лицами решениями по делу ФИО3 в интересах ФИО1, считая их незаконными и необоснованными, обратилась в Михайловский районный суд Рязанской области с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановленных решений и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указано на то, что ссылка на несоблюдение ФИО1 ГОСТа 16265-89 «Земледелие. Термины и определения» не основана на законе, так как указанный земельный участок используется для целей животноводства, а не растениеводства. Данный земельный участок с кадастровым номером , расположенный вблизи д<адрес>, используется крестьянским (фермерским) хозяйством, главой которого является дочь ФИО1 – ФИО3 для выпаса скота и сенокошения. Одним из основных видов деятельности КФХ ФИО3 является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. Животноводство является одним из видов сельскохозяйственной деятельности. В частности, пырей ползучий является злаковой культурой, которая широко используется в животноводстве в качестве пастбищного корма или сена. Полагает, что ссылка И.о. руководителя Россельхознадзора на отсутствие должным образом оформленных отношений между главой КФХ и собственником участка, является не законной, данное обстоятельство не свидетельствует о фактическом их неисполнении. Наличие коров в КФХ ФИО3 подтверждается справкой администрации МО – Поярковское сельское поселение. ФИО1 является собственником 9/10 долей земельного участка, что делает невозможным заключение договора аренды. Также, полагает необоснованным вывод должностного лица о том, что площадь земельного участка, превышает потребность выпаса 45 коров, должностным лицом не учтен тот факт, когда коровы находятся в стойле их также необходимо обеспечивать кормами. Таким образом, по мнению заявителя, земельный участок используется по целевому назначению и в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения.

В судебном заседании защитники ФИО1 жалобу поддержали, по основаниям в ней изложенным.

Проверив материалы дела, заслушав защитников ФИО1, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановленные по делу решение и постановление отмене не подлежат, а жалобу следует оставить без удовлетворения, по следующим основаниям:

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 101 – ФЗ от 16.07.1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 28.1 ч. 1 п. 2 КРФоАП предусмотрено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В соответствии пунктами 12, 13 Правил взаимодействия Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора).

В срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления от органа муниципального земельного контроля копии акта проверки, указанного в пункте 12 настоящих Правил, структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора) обязано в пределах своей компетенции рассмотреть указанную копию акта, принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения копию принятого решения в орган муниципального земельного контроля в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или в случае невозможности направления в форме электронного документа - на бумажном носителе.

Согласно п. 2, 4, 5 Приложения к Постановлению Правительства Рязанской области от 29 декабря 2014 года № 417 муниципальный земельный контроль на территории Рязанской области осуществляется в отношении расположенных в границах сельских поселений и на межселенной территории объектов земельных отношений - органами местного самоуправления муниципальных районов.

В рамках муниципального земельного контроля в соответствии с настоящим Порядком органы муниципального земельного контроля осуществляют деятельность по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами (далее - юридические лица), индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Рязанской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Рязанской области предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования).

При организации и осуществлении муниципального земельного контроля органы муниципального земельного контроля взаимодействуют с органами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора (далее - органы государственного земельного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23.15 КРФоАП Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.18, статьей 8.3 (в части административных правонарушений, относящихся к нарушениям правил обращения с пестицидами и агрохимикатами при хранении и применении пестицидов и агрохимикатов), статьей 8.6 (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения), статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли), частями 2 и 2.1 статьи 8.8, статьями 10.1 - 10.3, статьей 10.9, статьей 10.10 (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), статьями 10.12 - 10.14, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), их заместители.

В силу ч. 1 ст. 28.3 КРФоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением долей каждого из собственников в праве собственности или без определения таких долей.

Статьей 247 ГК РФ предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящемся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, при не достижении соглашения – в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки администрацией муниципального образования - Михайловский муниципальный район Рязанской области на основании распоряжения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки органом муниципального земельного контроля соблюдения обязательных требований гражданкой ФИО1.

В ходе проверки было выявлено следующее, на земельном участке с кадастровым номером (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования), общей площадью 1594200 кв.м., расположенном вблизи <адрес> установлено зарастание сорной многолетней растительностью (пижма на 30% площади, пырей ползучий на 50% площади, осот на 20% площади). Земельный участок с кадастровым номером на основании кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве 9/10.

Таким образом, органом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 62:08:0036001:50 ФИО1 не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, агротехнические и агрохимические мероприятия не проводит.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении , которым ей вменено не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, агротехнических и агрохимических мероприятий (л.д. 38 – 39).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям в отношении ФИО1 было вынесено постановление № 11504/з которым, она признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КРФоАП (л.д. 44-45).

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была подана жалоба на постановление вышестоящему должностному лицу, где ставился вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Решением И.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении жалобы ФИО1 отказано.

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что вина ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения полностью подтверждается выше приведенными доказательствами.

Доводы изложенные заявителем в жалобе, не нашли своего объективного подтверждения, опровергаются материалами дела, существенных процессуальных нарушений, а также нарушений норм материального права, влекущих отмену решения, должностным лицом административного органа не допущено и судом не установлено.

При этом заявителем не представлено каких-либо доказательств в подтверждение приведенных в жалобе доводов, подтверждающих, что земельный участок передан во владение и пользование других лиц, а также, что на нем выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почвы, агротехнические и агрохимические мероприятия. Довод, изложенный в жалобе, что земельный участок используется КФХ ФИО3 ни чем не подтвержден, договора не представлено, при том, что как правильно указано в решении должностного лица, КФХ ФИО3 является субъектом предпринимательской деятельности и, соответственно и отношения по поводу использования земельного участка должны быть оформлены с ней в соответствии с законодательством РФ.

Довод ФИО1, что указанный земельный участок используется по целевому назначению, а именно для сельскохозяйственного производства, для выпаса скота и сенокошения, а следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, суд отклоняет, поскольку использование земельного участка не по целевому назначению, административным органом ФИО1 не вменялось.

Кроме того, учитывая, что земельный участок находится в долевой собственности, ФИО1 как дольщик, единолично, без соответствующих полномочий от другого дольщика, распоряжаться не имеет права, соответствующих документов, ею также не представлено.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием административным органом норм КРФоАП и законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом административного органа допущены существенные нарушения Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Дело рассмотрено компетентным должностным лицом, в рамках его полномочий, в соответствии с требованиями КРФоАП и иными нормативно правовыми актами.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КРФоАП, нарушений прав ФИО1 административным органом не допущено, все ходатайства надлежащим образом разрешены, доказательствам дана надлежащая оценка, назначенное наказание ФИО1 является справедливым и постановлено в пределах санкции инкриминируемой ей статьи.

Оснований к иной оценке доказательств суд не находит.

Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КРФоАП соблюден.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм при производстве по делу не имеется.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, а также постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям и удовлетворению жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление 11504/з, вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ДД.ММ.ГГГГ и решение и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья И.В. Вагин