ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 29МА от 29.03.2021 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело 29 марта 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

(именем Российской Федерации)

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего Воробьевой И.А.

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1, ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 к Жилищному Комитету Санкт-Петербурга об оспаривании отказа в приватизации, обязании продлить срок действия Свидетельства о праве на предоставление социальной выплаты

у с т а н о в и л:

ФИО4 является нанимателем комнаты размером 10,6 кв. в четырехкомнатной коммунальной <адрес> Совместно с ним зарегистрированы и проживают его супруга –ФИО1, несовершеннолетние дети - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ истцам были выданы Жилищным Комитетом СПб Свидетельство № К-109-20 и Свидетельство №К-108-20 о праве на предоставление социальной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения. Срок действия Свидетельств до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО4, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратились через МФЦ <адрес> с заявлением и комплектом документов для приватизации указанного жилого помещения. В удовлетворении заявления отказано, так как не были представлены полные сведения о регистрации по месту жительства и неиспользовании права на приватизацию за определенные периоды времени.

Поскольку срок действия указанных Свидетельств прошел, истцы обратились в суд с иском к Жилищному Комитету СПб о его продлении. Также просят признать за ними право на приватизацию комнаты.

ФИО4 в суд явился, требование поддерживает.

Представитель Жилищного Комитета Правительства Санкт-Петербурга в суд явился, возражает против удовлетворения требований.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит требования заявления подлежащими отклонению.
Согласно ст.2 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 7 этого же закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Согласно ст. 11 указанного закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с п.1.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 106-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.

Согласно п.2.1 этого Регламента, наименование государственной услуги - передача жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации на основании документов, представляемых Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Горжилобмен", заключение в установленном порядке договоров приватизации государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга с гражданами, занимающими жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на основании договоров социального найма. Краткое наименование государственной услуги - передача в собственность граждан занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений в порядке приватизации.

В силу п.п. 2.2.1. данную государственную услугу предоставляет Жилищный комитет. Жилищный комитет принимает решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации или направляет гражданину мотивированный отказ в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Пунктом 2.6.1 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления указанной государственной услуги:

заявление гражданина о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации по форме согласно приложению N 4 настоящего Административного регламента;

копии документов, удостоверяющих личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации);

копии документов, содержащих сведения о составе семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака);

справка о регистрации граждан в государственном жилом помещении (форма 9);

характеристика занимаемого гражданином государственного жилого помещения (форма 7);

кадастровый паспорт занимаемого гражданином государственного жилого помещения либо коммунальной квартиры, в которой находится занимаемое жилое помещение (в случае приватизации комнаты в коммунальной квартире) (в случае если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости);

(в ред. Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 86-р)

договор социального найма государственного жилого помещения и(или) заверенная Санкт-Петербургским государственным учреждением - районным жилищным агентством копия ордера на занимаемое гражданином государственное жилое помещение (в случае предоставления гражданину жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ), подтверждающие право пользования гражданина занимаемым жилым помещением;

справки о регистрации (формы 9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, а также справки, подтверждающие, что ранее занимаемые гражданином жилые помещения не были им приватизированы (право на приватизацию не использовано), - в случае, если гражданин зарегистрирован в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ и(или) изменял место жительства (место регистрации) после ДД.ММ.ГГГГ;

нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов гражданина по вопросам приватизации государственного жилого помещения (в случае, если интересы гражданина представляет представитель по доверенности);

разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);

согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения) по форме согласно приложению N 5 настоящего Административного регламента;

документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и(или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);

копия документа, подтверждающего полномочия опекуна (попечителя), в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

При этом, пунктом 2.6.2 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем:

заявление гражданина о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации по форме согласно приложению N 4 настоящего Административного регламента;

копии документов, удостоверяющих личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации);

копии документов, содержащих сведения о составе семьи (свидетельство о рождении, свидетельство заключении брака, свидетельство о расторжении брака);

кадастровый паспорт занимаемого гражданином государственного жилого помещения либо коммунальной квартиры, в которой находится занимаемое жилое помещение (в случае приватизации комнаты в коммунальной квартире) (в случае если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости);

(в ред. Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 86-р)

договор социального найма государственного жилого помещения и(или) заверенная Санкт-Петербургским государственным учреждением - районным жилищным агентством копия ордера на занимаемое гражданином государственное жилое помещение (в случае предоставления гражданину жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ), подтверждающие право пользования гражданина занимаемым жилым помещением;

справки о регистрации (формы 9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, а также справки, подтверждающие, что ранее занимаемые гражданином жилые помещения не были им приватизированы (право на приватизацию не использовано), - в случае если гражданин зарегистрирован в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ и(или) изменял место жительства (место регистрации) после ДД.ММ.ГГГГ;

нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов гражданина по вопросам приватизации государственного жилого помещения (в случае, если интересы гражданина представляет представитель по доверенности);

разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);

согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения);

документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и(или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);

копия документа, подтверждающего полномочия опекуна (попечителя), в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 2.6.3 Регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих услугу, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций:

справка о регистрации граждан в государственном жилом помещении (форма 9);

характеристика занимаемого гражданином государственного жилого помещения (форма 7);

справки о регистрации (формы 9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, в случае, если гражданин изменял место жительства в пределах Санкт-Петербурга.

Заявитель вправе представить указанные в настоящем пункте документы и информацию по собственной инициативе.

В силу п.п. 2.6.3.1 регламента, органы и организации, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг;

- представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Пунктом 2.8 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:

- гражданин не относится к заявителям, имеющим право на получение данной государственной услуги в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Административного регламента;

- несоблюдение предусмотренных в статьях 2, 4, абзаце втором статьи 7 и статье 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" условий передачи жилых помещений в собственность граждан.

Установлено, что отказ в предоставлении государственной услуги обоснован, тем, что отсутствовали сведения о регистрации по месту жительства и неиспользовании права на приватизацию: ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 – за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд учитывает, что заявителем действительно не представлены справки о регистрации (формы 9) за указанный период времени, подтверждающие, что ранее занимаемые гражданином жилые помещения не были им приватизированы (право на приватизацию не использовано), - в случае, если гражданин зарегистрирован в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ и(или) изменял место жительства (место регистрации) после ДД.ММ.ГГГГ. Факт того, что такие сведения не представлены истцы не оспаривают.

Таким образом, суд полагает, что имелось основание для отказа заявителям в оказании оспариваемой государственной услуги и в заключении договора приватизации, в связи с чем в данной части иска следует отказать. При этом, суд учитывает, что оспариваемое решение Комитета не препятствует истцам в реализации их права на приватизацию занимаемого помещения, поскольку они не лишены возможности повторно обратиться в Жилищный Комитет СПб, представив соответствующие недостающие документы (в том числе установив факт места своего проживания в указанный период времени в судебном порядке).

Согласно Закона СПб от ДД.ММ.ГГГГ «О целевой программе по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», постановления Правительства СПб от ДД.ММ.ГГГГ, установлен порядок и условия предоставления социальных выплат за счет средств бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилого помещения. Указанная социальная выплата предоставляется гражданам-участникам Программы, включенным в сводный список граждан, которым планируется предоставление выплаты в очередном финансовом году.

В настоящем случае семья ФИО7 в составе 4-х человек решением Жилищного Комитета СПб отДД.ММ.ГГГГ-р была включена в такой список граждан, которым планировалось предоставление социальных выплат в 2020 году, под номером 75, в связи с чем данным гражданам и были выданы казанные выше Свидетельства. Срок действия Свидетельств - до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что в данной части требования иска также подлежат отклонению, поскольку, в силу выше указанных норм, срок действия Свидетельства составляет 12 месяцев; продление срока может быть произведено на срок до 2-х месяцев на основании личного заявления гражданина, поданного не позднее, чем за 5 дней до истечения срока действия Свидетельства.

Суд учитывает, что истцы данными Свидетельствами не воспользовались по собственной инициативе, в Жилищный Комитет своевременно за продление срока действии Свидетельств не обращались безмотивно, что не отрицается ФИО4 в суде. В связи с этим оснований для продления срока действия указанных Свидетельств в настоящее время не имеется. Отказывая в требованиях, суд также учитывает, что истцы не лишены возможности повторного обращения в жилищный Комитет по данному вопросу. В настоящее время нарушения законных прав, свобод истцов действиями Комитета суд не находит

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

ФИО1, ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 в требованиях иска -отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья: