№ 2/1-229/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ясный 23 июня 2021 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Злобиной М.В.,
при секретаре Магияровой О.В.,
с участием представителя истцов Синотовой Г.С. и Майдебура И.В. – Бук М.Ю.
представителя ответчика администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области Половеева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синотовой Г.С. и Майдебура И.В. к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным, о возложении обязанности по перерасчету размера и взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет,
У С Т А Н О В И Л:
Синотова Г.С. и Майдебура И.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным, о возложении обязанности по перерасчету размера и взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет. В обоснование иска указали, что постановлением администрации МО «Ясненский городской округ» от 26 июля 2018 года №-п Синотовой Г.С., ранее замещавшей должность руководителя отдела кадров и антикоррупционной деятельности администрации МО «Ясненский городской округ», назначена пенсия за выслугу лет в суммарном размере (в том числе страховая пенсия по старости, - пенсия за выслугу лет). Майдебура И.В., замещавшей должность руководителя отдела муниципальных закупок Администрации муниципального образования Ясненский городской округ, постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области №-п от 31 июля 2018 года, назначена пенсия за выслугу лет в размере (в том числе - страховая пенсия по старости, - пенсия за выслугу лет).
17 октября 2020 года Синотова Г.С. и Майдебура И.В. обратились в администрацию МО Ясненский городской округ с заявлениями о перерасчете размера назначенной им пенсии муниципального служащего, исходя из проиндексированных на основании Указа Президента РФ от 19.09.2019 N 463 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы", а также Указа Президента РФ от 13.07.2020 N 455 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" должностных окладов по ранее занимаемой должности с 01 октября 2019 года и с 01 октября 2020 года.
Однако, 26 октября 2020 года администрацией МО «Ясненский городской округ» им было отказано в перерасчете размера пенсии за выслугу лет.
Просят признать отказ администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным, о возложении обязанности по перерасчету размера и взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет.
В ходе судебного разбирательства истцы Синотова Г.С. и Майдебура И.В. уточнили свои исковые требования в части взыскания задолженности по выплате пенсии за выслугу лет Синотовой Г.С. за период с 01 октября 2019 года по 23 июня 2021 года в размере , Майдебуре И.В. за период с 01 октября 2019 года по 23 июня 2021 года в размере
В судебном заседании представитель истцов Бук М.Ю. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что согласно пункту 4.2 Положения «Об установлении пенсии за выслугу лет», принятого Советом депутатов МО Ясненский городской округ № от 03 марта 2016 года пенсии за выслугу лет, предусмотренные настоящим Положением, индексируются при централизованном повышении денежного содержания лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления МО Ясненский городской округ, с учетом положений, предусмотренных п. 2.2. и 4.1 настоящего Положения, в порядке, установленном постановлением администрации МО Ясненский городской округ. Однако, размер пенсии истцов за выслугу лет с 2018 года, когда они ушли на пенсию, не индексировался, несмотря на Указ Президента РФ от 19.09.2019 N 463 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы", а также Указ Президента РФ от 13.07.2020 N 455 "О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы" должностных окладов по ранее занимаемой должности соответственно с 01 октября 2019 года и с 01 октября 2020 года. При изменении в соответствии с федеральным законодательством размера трудовой пенсии, с учетом которой определена пенсия за выслугу лет, размер пенсии истцов за выслугу лет пересчитывался только в сторону уменьшения.
Представитель ответчика администрации МО Ясненский городской округ Половеев А.Н. иск не признал и показал, что в соответствии с Законом Оренбургской области от 30 апреля 2010 года органы местного самоуправления Оренбургской области, принимая соответствующие нормативно - правовые акты, вправе осуществлять собственное правовое регулирование дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим и выплачиваемых за счет местного бюджета. Решением Совета депутатов МО Ясненский городской округ от 03 марта 2016 года № утверждено Положение об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления МО Ясненский городской округ. Согласно п. 4.2. указанного Положения пенсии за выслугу лет индексируются при централизованном повышении денежного содержания лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления МО Ясненский городской округ. Должностные оклады муниципальных служащих с указанного момента не увеличивались. Администрацией МО Ясненский городской округ пстановления об индексации пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в администрации МО Ясненский городской округ не выносились. Должностные оклады муниципальных служащих, установленные в Приложении № 1 к Положению о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы МО Ясненский городской округ, установленные решением Совета депутатов МО Ясненский городской округ № от 03 октября 2019 года не изменялись. Просит в иске отказать.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 2, часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статья 24).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Закон Оренбургской области от 27 ноября 1996 года устанавливает в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Законом Оренбургской области "О государственной гражданской службе Оренбургской области" основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Оренбургской области, определяет порядок и условия ее назначения и выплаты.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец Синотова Г.С. замещала муниципальную должность руководителя отдела кадров администрации МО Ясненский городской округ, стаж ее муниципальной службы составил 25 лет 10 месяцев 10 дней; истец Майдебура И.В. замещала должность руководителя отдела муниципальных закупок администрации МО Ясненский городской округ, стаж муниципальной службы 34 года, 11 месяцев, 4 дня.
Синотова Г.С. с 26 июля 2018 года является получателем пенсии по выслуге лет, на основании постановления администрации МО Ясненский городской округ №-п от 26.07.2018 года; Майдебура И.В. с 27 июля 2018 года является получателем пенсии по выслуге лет, на основании постановления администрации МО Ясненский городской округ №-п от дд.мм.гг..
С 26 июля 2018 года Синотовой Г.С. установлена пенсия за выслугу лет в размере , что суммарно с учетом пенсии по старости составляет или 75 % фактического среднемесячного заработка ; Майдебура И.В. с 27 июля 2018 года установлена пенсия за выслугу лет в размере , что суммарно с пенсией по старости составляет , или 75 % фактического среднемесячного заработка.
Согласно положениям Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 года N 1611/339 "О муниципальной службе в Оренбургской области" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 15 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области" денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Оренбургской области.
В силу положений ст. 11 указанного Закона размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет государственных гражданских служащих Оренбургской области, не должен превышать 2,8 должностных оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности государственного гражданского служащего Оренбургской области в соответствующем периоде.
В соответствии со статьей 12 Закона Оренбургской области от 27.11.1996 года "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области" пенсии за выслугу лет, предусмотренные настоящим Законом, индексируются при централизованном повышении денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области с учетом положений, предусмотренных статьями 6 и 11 настоящего Закона, в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Законом Оренбургской области от 30.04.2010 г N 3546/817-1V-ОЗ с 15.05.2010 года в статью 18 Закона Оренбургской области "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области", внесены изменения, предусматривающие, в том числе исключение нормативных положений о пенсионном обеспечении лиц, замещавших выборные муниципальные должности, муниципальные должности муниципальной службы.
С указанного периода органы местного самоуправления Оренбургской области, принимая соответствующие нормативно-правовые акты, вправе осуществлять собственное правовое регулирование дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим и выплачиваемых за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
На момент назначения пенсии за выслугу лет истцам Синотовой Г.С. и Майдебура И.В. действовало Положение "Об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления муниципального образования Ясненский городской округ, утвержденный решением Совета депутатов № от 03 марта 2016 года, согласно которому, с учетом изменений, размер доплаты к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты составляла 45% месячного денежного содержания муниципального служащего.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка, исчисленного в порядке, установленном постановлением администрации МО Ясненский городской округ.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 вышеуказанного Положения, размер среднемесячного заработка, из которого исчисляются пенсии за выслугу лет, не должен превышать 2,8 должностного оклада с учетом районного коэффициента по замещаемой должности в соответствующем периоде ; индексация пенсии по выслуге лет производится со дня повышения денежного содержания лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления Ясненского городского округа.
С учетом изложенного следует, что размер пенсии бывших муниципальных служащих МО Ясненского городского округа индексируется на единый для всех коэффициент увеличения денежного содержания муниципальных служащих, установленный постановлением администрации МО Ясненский городской округ, с учетом финансовых возможностей органа местного самоуправления.
С учетом того, что на уровне нормативно-правовых актов органов местного самоуправления отсутствовали основания для перерасчета либо индексации в сторону увеличения назначенной истцам доплаты к пенсии с 1 октября 2019 года и с 01.08.2020 года, суд приходит к выводу, что требования истцов об индексации суммы пенсии и взыскании недополученной суммы пенсии удовлетворению не подлежат.
Суд не соглашается с доводами представителя истца о том, что ответчик обязан был увеличить денежное содержание муниципальных служащих с 1 октября 2019 года на 4,3 % в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 463 от 19 сентября 2019 года и с 01.08.2020 года на 3 % в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 455 от 13 июля 2020 года, поскольку вышеназванные Указы регламентируют повышение окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы и не содержат указаний на муниципальные должности и должности муниципальной службы.
Ссылка представителя истцов Бук М.Ю. на принятие нормативно-правовых актов в соответствии с вышеназванными Указами Президента Российской Федерации Правительством Оренбургской области, о повышении окладов муниципальных служащих Оренбургской области, а также о повышении окладов муниципальных служащих других муниципалитетов на территории Оренбургской области, является несостоятельной, поскольку вопрос о повышении денежного содержания муниципальных служащих МО Ясненский городской округ находится в ведении представительного органа МО Ясненский городской округ, который является самостоятельным в принятии решений о формировании и использовании бюджета муниципального образования.
Индексация пенсии предполагает повышение ее размера на единый для всех коэффициент, установленный из увеличения денежного содержания муниципальных служащих, что относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Однако единый коэффициент увеличения денежного содержания муниципальных служащих на уровне органа местного самоуправления Мо Ясненский городской округ с момента назначения истцам пенсии по выслуге лет в июле 2018 года не устанавливался.
Как показал представитель ответчика в судебном заседании, это связано с отсутствием централизованного повышения денежного содержания муниципальных служащих и ограниченностью бюджета муниципального образования Ясненский городской округ.
Согласно Приложению № Положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы МО Ясненский городской округ Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов от 24 декабря 2015 года № и Приложения № Положения о денежном содержании лиц, замещающих должности муниципальной службы МО Ясненский городской округ Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов от 03 октября 2019 года №, размер должностного оклада муниципальных служащих, по наименованию должности истцов – руководитель структурного подразделения органа местного самоуправления не изменялся и составляет 13500 рублей.
Вопреки доводам представителя истцов Бук М.Ю., не проведение индексации пенсии истцов за выслугу лет не является нарушением прав истцов Синотовой Г.С. и Майдебура И.В. на пенсионное обеспечение, поскольку предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии являются дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих муниципального образования, помимо назначаемой на общих основаниях трудовой пенсии. Порядок и основания доплаты к пенсии, назначаемой на общих основаниях, устанавливаются органом местного самоуправления, исходя из финансовых возможностей местного бюджета.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд считает, что правовых оснований для индексации назначенной истцам пенсии за выслугу лет судом не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований истцов Синотовой Г.С. и Майдебура И.В. С о признании незаконным отказа администрации МО Ясненский городской округ об индексации их пенсий за выслугу лет с 01 октября 2019 года и с 01 октября 2020 года и взыскании с ответчика недополученной суммы пенсии за выслугу лет, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Синотовой Г.С. и Майдебура И.В. к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о признании отказа в перерасчете пенсии за выслугу лет незаконным, о возложении обязанности по перерасчету размера пенсии за выслугу лет и взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение принято судом в окончательной форме 29 июня 2021 года
Судья