Дело № 2/1-582/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2014 года город Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,
при секретаре Шульгиной О.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Ливенского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района, администрации Речицкого сельского поселения Ливенского района, администрации Казанского сельского поселения Ливенского района, администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района, администрации Галического сельского поселения Ливенского района, ЗАО «Казанское», ОАО «Племзавод «Сергиевский» об обязании обратиться в регистрационную службу с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Ливенский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к администрациям сельских поселений Ливенского района об обязании обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества- объекта культурного наследия :
- к администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района в отношении здания церкви «<данные изъяты>» и здания церкви « <данные изъяты>»;
- к администрации Речицкого сельского поселения Ливенского района в отношении здания церкви « <данные изъяты>»;
- к администрации Казанского сельского поселения Ливенского района в отношении здания церкви «<данные изъяты>»;
- к администрации Лютовского сельского поселения Ливенского района в отношении здания церкви «<данные изъяты>»;
- к администрации Галического сельского поселения Ливенского района в отношении здания церкви « <данные изъяты>»;
- к администрации Галического сельского поселения Ливенского района в отношении здания церкви «<данные изъяты>».
В обоснование исков прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Ливенского района, было установлено, что в настоящее время вышеуказанные объекты культурного наследия регионального значения собственников не имеют. В результате бесхозности объекты культурного наследия разрушаются, что ведет к утрате памятников истории. Соблюдение установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию право на недвижимое имущество, делает возможным распоряжение им в дальнейшем, определение собственника этого имущества и возложении на него обязанностей по его надлежащей эксплуатации и охране.
Просит обязать администрации сельских поселений обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных в иске объектов культурного наследия.
Определением суда от 09.04.2014 г. производства по искам прокурора к администрациям сельских поселений были объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, уточнив, что в постановке на учет в качестве безхозяйного объекта в настоящее время не нуждаются здания : церкви « <данные изъяты> в <адрес>, относящимся к территории Сергиевского сельского поселения, и церкви « <данные изъяты>» в <адрес>, расположенном на территории Речицского сельского поселения, поскольку в отношении этих объектов культурного наследия проводится на пожертвования работа по их восстановлению.
Представитель ответчиков – администраций сельских поселений Ливенского района, ФИО1 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что отсутствуют достаточные данные считать указанные в иске объекты недвижимости – объектами культурного наследия, кроме этого, не имеется оснований для понуждения администраций сельских поселений принимать меры к постановке на учет данных объектов в качестве бесхозяйных объектов, что повлечет лишние бюджетные траты.
Представители ответчиков – ЗАО «Казанское» и ОАО «Племзавод «Сергиевский» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства были извещены, участвуя в предыдущем судебном заседании по настоящему гражданскому делу, возражений в отношении заявленных прокурором требований не предъявили, пояснив, что хотя ранее здания - церкви «<данные изъяты>» и церкви «<данные изъяты>» и эксплуатировались хозяйствами, но в настоящее время сельскохозяйственные предприятия не претендуют на эти объекты недвижимого имущества.
Представитель третьего лица- Управления культуры и архивного дела Орловской области в судебное заседание не явился, направив в адрес отзыв, в котором указал, что спорные культурные объекты решением малого Совета Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» были приняты на государственную охрану местной категории как памятники истории и культуры, однако в настоящее время сведений о принадлежности данных объектов кому-либо на праве собственности или другом правомочии не имеется, в связи с чем, полагает иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица – Орловско-Ливенской епархии, благочинный Ливенско-Должанского округа епархии протоирей ФИО2, в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска прокурора, за исключением только здания церкви « <данные изъяты> в <адрес>, относящимся к территории Сергиевского сельского поселения, и церкви « <данные изъяты> в <адрес>, расположенном на территории Речицского сельского поселения, так как в данных населенных пунктах на средства православной общины проводятся работы по восстановлению церквей. В отношении других церковных зданий сведений о желании православных общин провести работы по их восстановлению не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» об объектах культурного наследия отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Согласно ст.6 указанного Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических и иных, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.
В силу ст.48 данного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч.1).
В силу ч.1,3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2003г. №580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», на учёт принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с вышеизложенными положениями нормативных актов, именно органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.
В судебном заседании установлено, что на территории вышеназванных сельских поселений находятся указанные в иске прокурором объекты культурного наследия.
Согласно актов, составленных по результатам проведённой прокурором района проверки объектов культурного наследия, данные объекты собственника не имеют, на балансе сельских администраций не состоят, фактически являются бесхозяйными.
По информации ТУ Росимущества в Орловской области от 24.02.2014г. в реестре федерального имущества запись об учете указанных прокурором объектах культурного наследия отсутствует.
Согласно справке предоставленной Управлением государственного имуществом Орловской области от 21.02.2014г. вышеназванные объекты культурного наследия в реестре государственной собственности Орловской области не значатся.
Из архивных копий- решения малого <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области» и Постановления администрации Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области», вышеуказанные церковные здания вошли в Список памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что объекты культурного наследия, в отношении которых возник спор, в чьей- либо собственности не находятся, право собственности на них ни за кем не зарегистрировано, претензий на приобретение их никем в соответствии с требованиями Федеральных законов от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» и от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявлено, то есть, фактически данные объекты культурного наследия в соответствии со ст.225 ГК РФ являются бесхозяйными объектами недвижимости.
Исходя из вышеприведённых норм права, органы местного самоуправления являются единственными органами, обладающими правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязаны это делать в силу возложенных на них законом полномочий.
В связи с этим, администрации - Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области, Казанского сельского поселения Ливенского района Орловской области, Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области, Галического сельского поселения Ливенского района Орловской области, как органы местного самоуправления, наделены полномочиями инициировать процесс постановки спорных объектов культурного наследия в силу их бесхозяйности на учёт, с целью определения их дальнейшего собственника.
Довод ответчиков на отсутствие денежных средств в местном бюджете на подготовку технической документации на спорные объекты для обращения с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не имеет для настоящего дела правового значения.
Также суд находит несостоятельным довод представителя ответчиков относительного того, что закон предоставляет органу местного самоуправления лишь право, а не обязанность, на обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке объектов культурного наследия на учёт в качестве бесхозяйного, поскольку уклонение органа местного самоуправления от такого обращения противоречило бы принципам организации местного самоуправления, обеспечивающим решение населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, и повлекло бы нарушение прав неопределённого круга лиц.
Ссылка ответчиков, что объекты культурного значения должны находиться в собственности субъекта РФ либо федеральной собственности, суд не может принять во внимание, поскольку как было установлено в ходе судебного разбирательства спорные объекты недвижимости в реестры таковых видов собственности не включены, а меры по выявлению бесхозяйного имущества возложены именно на органы местного самоуправления, к тому же меры государственной охраны объектов культурного наследия могут применяться вне зависимости от вида собственности на них.
Таким образом, суд признаёт требования прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрациям сельских поселений обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объекта культурного наследия: церкви <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Казанского сельского поселения Ливенского района Орловской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объекта культурного наследия: церкви <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Лютовского сельского поселения Ливенского района Орловской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объекта культурного наследия:
церкви <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Галического сельского поселения Ливенского района Орловской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия:
- церкви <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> ;
- церкви <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: