Дело № 2\12-1\2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
10 января 2017г. с.Сосково
Судья Урицкого районного суда Орловской области Василькова С.С., рассмотрев в помещении Урицкого районного суда Орловской области административное дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» ФИО1 на постановление государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды от 28 ноября 2016г. о привлечении его к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением от 28 ноября 2016г, вынесенным государственным инспектором Орловской области в области охраны окружающей среды - заместителем начальника отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области, о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Жилводсервис» ФИО1 к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за то, что в период с 2005г по 10 октября 2016г ООО «Жилводсервис» осуществляло сбор и утилизацию сточных вод путём сброса сточных вод в реку Ширь в отсутствие решения о предоставлении водного объекта - реки Ширь в пользование ООО «Жилводсервис», в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации. По постановлению правонарушение допущено в результате бездействия директора ООО «Жилводсервис» ФИО1
В жалобе от ДД.ММ.ГГГГг, поданной в Урицкий районный суд Орловской области, ФИО1 заявил об отмене названного постановления с прекращением производства по делу вследствие отсутствия события административного правонарушения, указав, что 17 ноября 2016г ООО «Жилводсервис», как организация, осуществляющая сбор сточных вод от населения и бюджетных организаций, обратилось в Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области с заявлением о предоставлении водного объекта-реки Ширь в пользование, в чём Управлением 23 ноября 2016г было отказано в связи с отсутствием очистных сооружений для очистки сточных вод. Заявитель ссылается на то, что организация строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений возложена решением суда на администрацию Сосковского муниципального района с предоставлением отсрочки исполнения решения до 31 декабря 2016г.
В судебном заседании защитник заявителя Т.Е.Н. доводы жалобы поддержала, просила указанное постановление отменить, пояснив, что ООО «Жилводсервис» в качестве юридического лица зарегистрировано с 2005г и с 2005г осуществляет сбор от населения и бюджетных организаций сточных вод и сброс их в реку Ширь без разрешения на пользование водным объектом. Ежегодно в адрес общества поступает информация из отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-Окского бассейнового водного управления о необходимости получения такого разрешения, на что общество отвечает о невозможности получения разрешения ввиду отсутствия очистных сооружений. Обязанность организовать строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений для очистки принимаемых в систему муниципальной коммунальной канализации <адрес> хозяйственно-бытовых сточных вод возложена решением суда на администрацию Сосковского района, на 31.12.2016г обязанность по строительству не исполнена из-за отсутствия финансовых средств. Исполняя решение Урицкого районного суда от 10.08.2016г, общество обратилось в Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области с заявлением о получении разрешения на пользование водным объектом, получило отказ в выдаче разрешения из-за отсутствия очистных сооружений. Сбор и сброс сточных вод от населения и бюджетных организаций общество осуществляет согласно Уставу, предоставляя платную услугу, в бюджет общество за негативное воздействие на окружающую среду уплачивает платеж ежегодно с повышенным коэффициентом 25.
В судебное заседание ФИО1 и представитель Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки суду не сообщены, ходатайств об отложении слушания дела не заявлено, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие заявителя и представителя Управления.
Судья, рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника заявителя Т.Е.Н., исследовав материалы дела, полагает, что постановление должностного лица отмене, изменению не подлежит.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностным лицом Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области - государственным инспектором Орловской области в области охраны окружающей среды ДД.ММ.ГГГГг составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ, согласно которому ООО «Жилводсервис» осуществляет пользование с 2005г по 10 октября 2016г водным объектом - рекой Ширь, осуществляя отведение сточных вод в реку без решения о предоставлении указанного водного объекта в пользование и без договора на утилизацию сточных вод (л.д.58). Данный факт сброса обществом сточных вод в реку Ширь в отсутствие разрешения о предоставлении водного объекта в пользование, свидетельствующий о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, был выявлен в ходе рассмотрения информации отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 10.10.2016г (л.д.85). Должностное лицо Управления пришло к выводу о том, что данное административное правонарушение допущено в результате бездействия директора ООО «Жилводсервис» ФИО1, нарушившего требования пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ.
По данному факту постановлением от 28 ноября 2016г, вынесенным государственным инспектором Орловской области в области охраны окружающей среды, директор ООО «Жилводсервис» ФИО1 привлечён к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Обществу направлено представление от 28 ноября 2016г об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Согласно информации отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 06.10.2016г №781 ООО «Жилводсервис» относится к субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим нелегитимное использование водных объектов, так как осуществляет сброс сточных вод в реку Ширь, левый приток реки Крома (л.д.84).
По пункту 6.2 Устава общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» сбор, очистка, распределение воды, удаление сточных вод, отходов относятся к предметам (видам) деятельности Общества (л.д.28). Для осуществления названных видов деятельности общество арендует муниципальное имущество, в том числе насосную станцию, канализационный коллектор (л.д.40-44).
В силу части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (пункт 7 статьи 1 Кодекса). Юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, установленными главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса).
По п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Совокупность приведенных норм указывает на обязательность наличия решения о предоставлении водного объекта в пользование юридического лица для осуществления деятельности по сбросу сточных вод в водный объект.
Такого решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Жилводсервис» не имеет с 2005г по настоящее время,что не оспаривается заявителем и установлено также решением Урицкого районного суда Орловской области от 10 августа 2016г (л.д.63-65).
Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области 23 ноября 2016г отказано в предоставлении ООО «Жилводсервис» водного объекта-реки Ширь в пользование в связи с тем, что использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ, так как хозяйственно-бытовые сточные воды от организаций и населения поступают по сетям на центральный коллектор неработающей канализационной насосной станции, откуда самотёком сбрасываются без очистки в реку Ширь (л.д.15,16).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1, как руководителю ООО «Жилводсервис», инкриминировано пользование водным объектом в период с 2005г по 10 октября 2016г. для хозяйственной деятельности общества в отсутствие разрешительного документа, дающего право пользования водным объектом, в отсутствие договора на утилизацию сточных вод. Указанное правонарушение было обнаружено Управлением ДД.ММ.ГГГГг. получением информации отдела водных ресурсов по Орловской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 06.10.2016г о нелегитимном использовании водных объектов.
Объективная сторона правонарушения в виде самовольного занятия водного объекта представляет собой деяние в виде активных действий по фактическому завладению водным объектом (его частью) с целью последующего использования для удовлетворения хозяйственных, рекреационных и иных личных нужд и (или) получения коммерческой выгоды. Пользование водным объектом без правоустановительных документов означает незаконное осуществление действий по сбросу сточных вод без оформления соответствующего разрешения и (или) без заключения договора.
Осуществляя прием сточных вод от организаций и населения и их сброс в водный объект, общество использует водный объект для удовлетворения собственных нужд в договорных целях и целях получения прибыли. При этом законодательством установлено, что отдельные виды деятельности могут осуществляться только при наличии специальных разрешений. Частью 3 статьи 11 Водного кодекса РФ установлен перечень случаев, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, сброс сточных вод в данном пункте не предусмотрен, следовательно, использование водного объекта в этих целях возможно только при наличии решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Учитывая изложенное, должностным лицом административного органа правомерно выявлено нарушение статей 9, 11, 44, 60 Водного кодекса РФ, выразившееся в допущении директором ООО «Жилводсервис» ФИО1 фактического использования обществом водного объекта – реки Ширь для хозяйственной деятельности общества - незаконного осуществления сброса сточных вод в реку Ширь в отсутствие разрешения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с Уставом общества и должностными обязанностями директора общества руководитель общества организует производственно-хозяйственную деятельность общества в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества (л.д.35,74).
Доказательств, подтверждающих принятие директором общества всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению обществом установленных законодательством обязанностей до октября 2016г, в материалы дела не представлено.
Таким образом, в действиях директора ООО «Жилводсервис» ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ. Исполнение обязанностей ФИО1 директора общества с 17.08.2015г при обнаружении 10.10.2016г длящегося правонарушения на квалификацию его действий не влияет, как и отказ Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области от ДД.ММ.ГГГГг в предоставлении водного объекта (реки Ширь) в пользование при обнаружении правонарушения административным органом ДД.ММ.ГГГГг.
Доводы ФИО1 и его защитника о том, что определением Урицкого районного суда от 12 февраля 2016г администрации Сосковского муниципального района Орловской области предоставлена отсрочка исполнения судебного решения от ДД.ММ.ГГГГг. об обязании организовать строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений для очистки принимаемых в систему муниципальной коммунальной канализации <адрес> хозяйственно-бытовых сточных вод перед их сбросом в реку Ширь до ДД.ММ.ГГГГг. на квалификацию действий ФИО1 по ст.7.6 КоАП РФ не влияет, поскольку указанными судебными актами не возлагалась какая-либо обязанность на ООО «Жилводсервис» по пользованию водным объектом для сброса сточных вод в отсутствие разрешения.
Частью 2 статьи 36 Водного кодекса РФ определено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640 утверждены Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Согласно пункту 2 данного документа, критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.
По данным государственного водного реестра река Ширь протекает в Орловской области, имеет длину водотока 11 км, впадает в реку Крома в 49 км от устья (л.д.92), следовательно, подлежит региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, так как водный объект полностью расположен в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации - Орловской области.
По Положению об Управлении экологической безопасности и природопользования Орловской области, утверждённому постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014г №401 с последующими редакциями, Управлениеэкологической безопасности и природопользования Орловской областиосуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору (подп.48).
Постановлением Правительства Орловской области от 18 марта 2015 г. № 113 утверждено положение «О государственном экологическом надзоре в Орловской области», которым установлено, что государственный экологический надзор в Орловской области осуществляется Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области в пределах своей компетенции, в том числе региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, при осуществлении которого заместители начальников отделов, главные специалисты отделов Управления, ведающие вопросами государственного экологического надзора в соответствующей сфере природопользования, являющиеся по должности одновременно государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право составления протоколов об административных правонарушениях по статье 7.6 КоАП РФ.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области без нарушения правил подведомственности; постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ вынесено с учётом изложенных требований и в соответствии с статьей 23.29 КоАП РФ и части 2 статьи 36 Водного кодекса РФ уполномоченным в области регионального государственного надзора должностным лицом в области использования и охраны водных объектов.
Нарушений порядка привлечения директора общества ФИО1 к административной ответственности не установлено, его вина доказана; протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, противоречий и каких-либо нарушений закона при их составлении не усматривается; все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, отражены, не доверять сведениям, указанным в них, у судьи оснований не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми, достоверными доказательствами по делу.
Срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдён, поскольку по части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 названного Кодекса, составляет два месяца. Исследованные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, и обоснованно привлечен к административной ответственности.
Административное наказание назначено директору ООО «Жилводсервис» ФИО1 в пределах санкций ст.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оснований для признания вмененного директору ООО «Жилводсервис» ФИО1 административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьей районного суда не установлено, не имеется оснований для применения положений ч.3 ст.3.4, ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, не имеется.
Согласно п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.6, п.1 ч.1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Орловской области в области охраны окружающей среды - заместителя начальника отдела экологического надзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области от 28 ноября 2016г. о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Жилводсервис» ФИО1 к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд с принесением жалобы через Урицкий районный суд Орловской области в 10-дневный срок с момента вручения или получения решения.
Судья С.С.Василькова