ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/16/2013 от 31.01.2013 Гаджиевского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

РЕШЕНИЕ    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     31 января 2013 года

  город Гаджиево

 Гаджиевский гарнизонный военный суд под председательством судьи Попова А.Ю. при секретаре судебного заседания Билиенко А.С., с участием заявителя ФИО1, помощника военного прокурора – войсковая часть 56186 майора юстиции ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части (...) старшего прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части до получения им государственного жилищного сертификата,

 установил:

 приказом Министра обороны РФ от (...) года №(...) ФИО1 с указанной даты уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с последующим исключением его из списков личного состава войсковой части (...) – с 31 января 2013 года.

 Полагая, что необоснованно уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части до обеспечения государственным жилищным сертификатом (далее – ГЖС), ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил суд, с учётом уточнённых требований, признать незаконным вышеназванный приказ, обязать должностное лицо его отменить и восстановить на военной службе, а также взыскать с Министерства обороны РФ судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины, в размере 200 рублей.

 В судебном заседании ФИО1 свои требования поддержал и пояснил, что перед увольнением с военной службы изъявил желание о получении жилья по договору социального найма, но после распределения ему жилого помещения и извещения в ноябре 2012 года о необходимости внесения собственных денежных средств в счёт компенсации части жилой площади, превышающей ему положенной, отказался от распределенной ему квартиры и избрал иной способ реализации его жилищных прав, обратившись с рапортом от 14 января 2013 года о выдаче ему ГЖС.

 Министр обороны РФ, извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения разбирательства по делу, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его присутствии не просил.

 Заслушав объяснения заявителя, заключение помощника военного прокурора, который полагал необходимым заявленные ФИО1 требования удовлетворить частично, а также, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Из оспариваемого приказа Министра обороны РФ следует, что ФИО1, имеющий выслугу более 20 лет и изъявивший желание получить жилье не по месту дислокации воинской части, был уволен 14 декабря 2012 года с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключён из списков личного состава войсковой части (...) - с 31 января 2013 года.

 Согласно листу беседы командира вышеназванной части с ФИО1 и сообщению этого же должностного лица, заявитель, признанный нуждающимся в получении жилья, проходил военную службу по контракту с 2000 года и был согласен на увольнение с неё. При этом он, будучи обеспеченным служебным жильем по месту службы, просил не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства.

 В соответствии с договором найма служебного жилого помещения, ФИО1 обеспечен по месту его военной службы квартирой.

 Как пояснил в судебном заседании заявитель, в названном служебном жилье он проживает один, при этом со стороны командования или должностных лиц жилищного органа Министерства обороны РФ меры по ограничению или прекращению его права пользования этим жильем не предпринимаются.

 Как усматривается из представления к увольнению ФИО1 с военной службы и его извещения заместителем директора вышеупомянутого органа, заявителю была распределена квартира, от которой он отказался, объяснив в судебном заседании свой отказ тем, что суммой денежных средств, необходимых для внесения в счёт компенсации части жилой площади, превышающей ему положенной, он не располагает.

 Из вышеуказанного сообщения командира войсковой части (...) также следует, что 14 января 2012 года ФИО1 обратился в войсковую часть (...) с заявлением о предоставлении ему права на жильё путем выдачи ГЖС.

 Согласно сообщению Врио начальника Отдела №4 федерального государственного учреждения «(...) региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (г. (...)), ФИО1 является очередником на получение ГЖС.

 На основании п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Закон), право военнослужащих на жилье реализуется путем предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В силу абз.7 этой же нормы Закона, прапорщики, поступившие на военную службу по контракту после 01 января 1998 года, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

 Как установлено судом, ФИО1 относится к данной категории военнослужащих.

 Согласно абз.12 названной нормы Закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона. При этом военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1, имеющий выслугу более 20 лет, проходивший военную службу по контракту с 2000 года и проживавший на основании соответствующего договора, в служебной квартире по месту службы, был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом, в период увольнения заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ему было распределено жилое помещение по избранному им месту жительства.

 При таких обстоятельствах у Министра обороны РФ не было препятствий для увольнения ФИО1 с военной службы по указанному основанию, при этом согласия или не согласия заявителя на такое увольнение не требовалось.

 Таким образом суд приходит к выводу о том, что требование заявителя, о признании незаконным оспариваемого приказа Министра обороны РФ в части его увольнения с военной службы, удовлетворению не подлежит.

 Между тем из обстоятельств дела следует, что до исключения из списков личного состава воинской части ФИО1 14 января 2013 года изъявил желание на реализацию своих жилищных прав путем получения ГЖС, что было доведено до начальника жилищного органа Министерства обороны РФ, после чего заявитель приобрел статус очередника на получение данного сертификата.

 В силу абз.3 п.1 ст.23 Закона, военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Согласно п.9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы.

 Действующее военное законодательство рассматривает процедуру увольнения с военной службы, как состоящую из двух стадий – непосредственно увольнение по одному из указанных в законе оснований и исключение военнослужащего из списков личного состава части.

 День исключения из списков личного состава на основании п.4 ст.3 Положения «О порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237, считается днем окончания военной службы, что означает фактическое прекращение с военнослужащим воинских правоотношений.

 Анализ вышеприведенных нормативно-правовых актов в совокупности с обстоятельствами дела свидетельствует о том, что жилищное право ФИО1, связанное с получением ГЖС, подлежит реализации до момента прекращения с ним военно-служебных отношений, то есть исключения его из списков личного состава воинской части.

 Таким образом суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным оспариваемого приказа Министра обороны РФ в части его исключения из списков личного состава воинской части, подлежат удовлетворению, при этом суд считает, что устранение нарушенных прав ФИО1 будет возможным при условии восстановления его в списках личного состава войсковой части (...).

 То обстоятельство, что ФИО1 изъявил желание воспользоваться вышеуказанным правом после издания Министром обороны РФ оспариваемого приказа, не может являться основанием для отказа в удовлетворении вышеприведенного требования заявителя, поскольку судом установлено, что состоявшийся приказ ему был доведен 21 января 2013 года, то есть уже после его увольнения с военной службы, но до фактического исключения из списков воинской части.

 Кроме того, на основании ст. 98 ГПК РФ, суд полагает необходимым частично взыскать с Министерства обороны РФ в пользу заявителя судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче им заявления в суд, пропорционально удовлетворенным требованиям – 100 рублей.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 258 ГПК РФ,

 решил:

 заявление военнослужащего войсковой части (...) старшего прапорщика запаса ФИО1 об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с увольнением его с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части до получения им государственного жилищного сертификата, удовлетворить частично.

 Признать приказ Министра обороны РФ от (...) года №(...), в части исключения ФИО1 из списков личного состава войсковой части (...), незаконным.

 Обязать Министра обороны РФ отменить данный приказ в указанной части и восстановить ФИО1 в списках личного состава войсковой части (...) до обеспечения его государственным жилищным сертификатом.

 В остальной части требований ФИО1 - отказать.

 Взыскать с Министерства обороны РФ в пользу ФИО1 денежные средства, затраченные им на уплату государственной пошлины, в размере 100 рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья

 Гаджиевского гарнизонного военного суда А.Ю. Попов