ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/183/2013 от 22.10.2013 Гаджиевского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

РЕШЕНИЕ   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2013 года

город Гаджиево

Гаджиевский гарнизонный военный суд под председательством судьи Попова А.Ю., при секретаре судебного заседания Билиенко А.С., с участием заявителя ФИО1 и помощника военного прокурора – войсковая часть 56186 старшего лейтенанта юстиции ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего филиала старшего мичмана запаса ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава названного филиала до обеспечения жильём для постоянного проживания,

УСТАНОВИЛ:

Шустер обратился в Гаджиевский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором, с учётом внесённых им в судебном заседании уточнений, просил признать действия командующего войсками Западного военного округа (далее – ЗВО), связанные с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава филиала (далее – филиал) до обеспечения жильём для постоянного проживания, незаконными и обязать должностное лицо отменить приказ от (...) года №(...), восстановить его на военной службе и в данных списках до обеспечения указанным жильём.

В обоснование перечисленных требований заявитель в суде показал, что согласия на увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава филиала до обеспечения жильём для постоянного проживания он не давал, поэтому оспариваемым приказом должностное лицо нарушило его жилищное право.

Командующий войсками ЗВО, извещённый надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл, при этом его представитель – ФИО3 в своих возражениях просил рассмотреть дело без его участия, кроме того требования Шустер не признал, пояснив, что Шустер, избрав после увольнения с военной службы постоянное место жительство, отличное от места дислокации филиала, был на законных основаниях исключён из списков личного состава филиала.

Руководитель федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», извещённый надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание также не прибыл, при этом его представитель – ФИО4 в своих возражениях просила рассмотреть дело без её участия, кроме того требования Шустер не признала.

Заслушав объяснения заявителя и заключение помощника военного прокурора, который полагал в удовлетворении заявленных Шустер требований отказать, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании приказа командующего войсками ЗВО от (...) года №(...) и справки начальника филиала Шустер, имеющий выслугу более 20 лет, был досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с (...) года был исключен из списков личного состава филиала.

В соответствии с решением начальника отдела №4 федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации город Североморск заявитель, избрав постоянным местом жительства город (...), с (...) года был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Из вышеизложенного следует, что заявитель до увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, расположенному не по месту дислокации филиала.

В силу ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) право военнослужащих на жилье реализуется путём предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.14 ст.15 и п.1 ст.23 Закона во взаимосвязи с п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237 «Вопросы прохождения военной службы», военнослужащие, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, без их согласия не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилого помещения по месту службы. В случае, если военнослужащий избрал другой населенный пункт местом постоянного жительства после увольнения, то он подлежит увольнению и обеспечивается жильём в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации.

Анализ приведённых правовых норм сводится к тому, что запрет на увольнение с военной службы не распространяется на военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в случае избрания ими постоянным местом жительства после увольнения населённый пункт отличный от места службы. При этом, несмотря на основание увольнение и выслугу лет военнослужащего, его согласия либо несогласия для этого не требуется.

При таких обстоятельствах, суд находит, что увольнение Шустер с военной службы и его исключение из списков личного состава филиала до обеспечения жильём по избранному после увольнения месту службы является обоснованным и не свидетельствует о нарушении командующим войсками ЗВО жилищного права заявителя.

Между тем Шустер, убеждённый в обратном, в обоснование представил справку начальника филиала войсковой части (...) о том, что он будет уволен с военной службы после обеспечения его жильём по избранному месту жительства.

Исходя из анализа вышеизложенного, суд признаёт названную справку недопустимым доказательством по делу и отвергает его, поскольку данный документ отражает лишь необоснованное утверждение должностного лица.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ в части, касающейся заявителя, является законным, а его требования об отмене данного приказа и возложении на командующего войсками ЗВО обязанности по восстановлению его на военной службе и в списках личного состава филиала до обеспечения жильём для постоянного проживания удовлетворению не подлежат.

Делая указанный вывод, суд также принимал во внимание тот факт, что после состоявшихся увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава филиала, Шустер не может быть выселен из занимаемой им служебной квартиры до обеспечения его жильём для постоянного проживания. К такому умозаключению суд пришёл исходя из следующего.

Так, из оспариваемого приказа и расчёта выслуги лет усматривается, что Шустер заключил контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, что подтверждается также показаниями заявителя.

Согласно ордеру на служебное помещение от 18 марта 2003 года, договорам социального найма жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда от (...) года и от (...) года, договору найма служебного жилого помещения от (...) года, а также показаниям заявителя, он с 2003 года по настоящее время проживает в служебной квартире №(...), расположенной по адресу: (...) область, город (...), улица (...), дом (...).

В силу п.1 ст.15 Закона, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

По смыслу названной нормы Закона, военнослужащие, относящиеся к данной категории, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного и содержания ч.1 ст.103 и ч.3 ст.104 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что увольнение с военной службы военнослужащего, заключившего договор найма служебного жилого помещения, является основанием прекращения данного договора и последующего освобождения занимаемого им служебного жилья.

Вместе с тем на отдельные категории военнослужащих распространяется социальная гарантия о невозможности выселения их из занимаемого служебного жилого помещения до предоставления другого жилого помещения.

Согласно ст.13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 ст.108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим до введения в действие в январе 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускалось выселение из служебных жилых помещений семей военнослужащих.

Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Шустер, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проживающий в служебном жилье с 2003 года и признанный нуждающимся в жилом помещении, будучи уволенный с военной службы и исключённый из списков личного состава филиала, не может быть выселен из занимаемой им служебной квартиры.

То есть основание для прекращения с Шустер договора найма служебного жилого помещения и его обязанность по освобождению данного помещения возникнут после предоставления ему жилья для постоянного проживания.

Поскольку требования заявителя в целом удовлетворению не подлежат, то судебные расходы, понесённые им в связи с уплатой государственной пошлины, в размере 200 рублей, не компенсируются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.98, 194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего филиала старшего мичмана запаса ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа и руководителя федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава названного филиала до обеспечения жильём для постоянного проживания, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий по делу А.Ю. Попов