ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|1|-271/2012 от 12.04.2012 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

2(1)-271/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ясный 12 апреля 2012 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ж.С. Сармасиной,

при секретаре Карханиной Е.С.,

с участием заявителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия должностного лица – главы муниципального образования закрытого административно – территориального образования ...

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указывает, что он исполняет полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования закрытого административно – территориального образования ... (далее - МО ...).

В нормотворческой работе представительного органа муниципального образования он видит назревшую острую проблему. Так, не смотря на проводимую аппаратом Губернатора и Правительства ... значительную работу по повышению уровня правовых знаний глав МО, применение этих знаний на практике в ... оставляет желать лучшего.

1

В частности письмом Аппарата Губернатора и Правительства ... от дд.мм.гг. было доведено, что «Председатель Совета депутатов, подписывая решение, удостоверяет окончание его рассмотрения в представительном органе, подтверждает волеизъявление Совета депутатов. Подпись главы муниципального образования завершает нормотворческую процедуру, придаёт нормативному правовому акту юридическую силу. Истец считает, что любые решения Совета депутатов должны быть подписаны его председателем, а те из них, которые содержат нормы права, должны быть подписаны также главой муниципального образования». При этом опирается на Определение Конституционного Суда РФ № 1464-0-0 от 02 ноября 2011 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов Курской области на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36, пункта 2 части 2 и части 4 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ..., к его сожалению, сложилась иная практика нормотворчества. После каждого из четырёх последних заседаний Совета депутатов, проведённых лично главой МО (11-е, 19-е, 20-е, 21-е заседание), остаются неподписанные им решения, хотя решения по всем вопросам повестки заседаний Советом депутатов были приняты.

Главой МО не подписаны решения Совета депутатов: от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ......»; от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого - муниципального имущества»; от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования»; от дд.мм.гг. «О внесении изменений врешение о бюджете МО ...... 2012 год и плановый перио... года»; от дд.мм.гг.V года «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.».

Таким образом, решения, принятые представительным органом не обнародуются и не вступают в законную силу. Волеизъявление Совета депутатов остаётся без документального оформления.

О не подписании решений от дд.мм.гг. глава МО известил администрацию дд.мм.гг., о чём администрация сообщила ему. О не подписании решений от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг. глава МО известил меня письмами от дд.мм.гг. и от дд.мм.гг. соответственно.

ФИО1 оспаривает в судебном порядке бездействие главы МО, т.к. считает, что этим бездействием нарушены его права и созданы препятствия к осуществлению им прав депутата представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области» ему для осуществления местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий. Согласно ст.6. Закона формами депутатской деятельности депутата является участие в заседаниях представительного органа муниципального образования. Согласно ст. 11 Закона он пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом депутатов. Он старается добросовестно работать в Совете, участвует в его заседаниях, принимает участие в голосовании по выносимым на рассмотрение Совета депутатов вопросам.

Выходит, что он зря тратил знания, зрение на изучение и проработку вопросов повестки заседаний Совета депутатов, тратил личное время на участие в заседании Совета, если глава МО может обычным бездействием свести на нет его полномочия и всего Совета депутатов в целом.

Он не мешает главе МО исполнять его полномочия, но он, по какой-то непостижимой ему причине препятствует исполнению его полномочий депутата представительного органа муниципального образования.

Считает, что бездействием главы МО также созданы препятствия органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Без подписания и опубликования решений Совета депутатов исполнители не имеют возможности действовать согласно принятым решениям. Считает, что главой МО фактически заблокировано выполнение решений Совета депутатов МО ...

Просит признать незаконным бездействие главы МО ...К.Э.М. заключающееся в не подписании и не опубликовании решений Совета депутатов МО ...: от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ...»; от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого муниципального имущества»; от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования»; от дд.мм.гг. «О внесении изменений в решение о бюджете МО ... 2012 год и плановый период дд.мм.гг. года»; от дд.мм.гг. «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.»; обязать главу МО ... Э.М. подписать и опубликовать эти решения Совета депутатов МО ...

Должностное лицо – глава МО ...К.Э.М. представил письменные возражения на заявление ФИО1, где указал, что с доводами заявителя ФИО1 он не согласен по следующим причинам:

заявитель ссылается на письмо Аппарата Губернатора и Правительства ... от дд.мм.гг. Однако берет контекст из данного письма и трактует его, так как ему хочется. Не берет во внимание четвертый абзац на второй странице, в котором говорится, что если, в соответствии с уставом глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, он подписывает все решения единолично.

По вопросу отклонения нормативно-правового акта главой муниципального образования, принятого представительным органом муниципального образования, в соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поясняет, что в данном Законе не запрещено главе МО - председателю Совета депутатов отклонять принятые решения представительным органом. Процедура отклонения муниципальных нормативных правовых актов подробно указана в Законе для главы МО, исполняющего полномочия главы местной администрации. Глава МО, исполняющий полномочия главы местной администрации, не присутствует на заседаниях Совета депутатов и не входит в состав представительного органа. Поэтому процедура отклонения для главы МО, исполняющего полномочия главы местной администрации в Законе указана так подробно. В законе не указано, что такого права отклонения муниципального нормативного правового акта нет у главы МО - председателя Совета депутатов, который входит в состав представительного органа, голосует на заседаниях и может сразу высказывать свои мотивированные обоснования по принимаемому на заседании Совета депутатов муниципального нормативного правового акта.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования уточнил, просит суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ второй пункт заявления в части требований об оспаривании бездействия главы МО ... читать в следующей редакции:

- обязать главу МО ... в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда подписать принятые решения Совета депутатов МО ...

- от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ... Оренбургской ...»; от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого муниципального имущества»; от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования»; от дд.мм.гг. «О внесении изменений врешение о бюджете МО ... на 2012 год и плановый период дд.мм.гг. года»; от дд.мм.гг.V года «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.».

Заявитель ФИО1 отказался в части требований о признания незаконным бездействие главы МО ...К.Э.М. по не опубликованию решений Совета депутатов МО ...: от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг..

Производство по делу в части требований ФИО1 о признании незаконным бездействия главы МО ...К.Э.М.. по не опубликованию решений Совета депутатов МО ...: от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг. прекращено, о чем вынесено соответствующее определение Ясненского районного суда от дд.мм.гг..

Заявленные требования в части признания незаконным бездействия главы МО ...К.Э.М.. по не подписанию решений Совета депутатов МО ...: от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг.; от дд.мм.гг., заявитель ФИО1 поддержал, обосновав тем, что в соответствии с Конституцией РФ (главой 8) ч. 2 ст. 130 местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно части 1 ст.132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет и гарантирует гражданам следующие права:

ч.3 ст. 3 «Установленные Конституцией РФ и настоящим ФЗ права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, предоставленное ему, как гражданину РФ, право на осуществление местного самоуправления в том числе, делегированное ему остальными гражданами ..., данное право от их имени осуществлять местное самоуправление в выборном органе местного самоуправления – Совете депутатов в нарушении Конституции и № 131-ФЗ ограничено лично главой МО ...К.Э.М.

При этом применяемое им на практике ограничение прав не обусловлено требованием какого-либо федерального закона.

Статьей 35ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена правомочность заседания Совета депутатов – в случае присутствия не менее 50% от числа избранных депутатов

Часть 10 ст. 35 ФЗ № 131 определила исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования в следующих вопросах:

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

определение порядка управления и распределения муниципальным имуществом;

контроль за исполнением органов местного самоуправления и доминантными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Часть 3 ст. 35 этого закона установила права Совета депутатов и главы МО в отношении нормативных правовых актов: они принимаются Советом и направляются главе МО; глава МО подписывает и обнародует принятый Советом нормативно-правовой акт в течение 10 дней, при этом правом отклонения нормативно-правового акта обладает только глава МО, исполняющий полномочия главы администрации.

Точку в спорах по данному вопросу поставил Конституционный Суд РФ в определении от дд.мм.гг.. К его сожалению К.Э.М.. не останавливают даже решения Конституционного Суда РФ. У него свои взгляды на порядок нормотворчества.

В соответствии с Уставом ... глава не наделен полномочиями по не подписанию принятых Советом нормативно-правовых актов и правовых актов.

Полагает, что если К.Э.М. не согласен с ними, то имеет право обжалования решений Совета в судебном порядке.

В судебное заседание не явилось должностное лицо- глава МО ...К.Э.М. который извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил об отложении судебного заседания, ввиду поездки в командировку в ... для участия в судебном заседании дд.мм.гг. и дд.мм.гг.. Суд оставил ходатайство К.Э.М.. без удовлетворения, поскольку не находит причины для отложения уважительными. Кроме того, дело подлежит рассмотрению в сокращенные сроки с применением процессуальных особенностей, предусмотренных ч.2 ст.257 ГПК РФ о том, что неявка лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела. Таким образом, в данной норме, которая является специальной по отношению к ст.167 ГПК РФ, не предусмотрено оговорок.

С учетом изложенного дело рассмотрено без участия должностного лица К.Э.М.

Суд, заслушав заявителя, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Предметом рассмотрения данного дела является бездействие главы МО ...К.Э.М. в части не подписания им принятых Советом депутатов муниципальных правовых актов.

В определение о подготовке дела к судебному разбирательству должностному лицу были разъяснены положения ч.1 ст.249 ГПК РФ, что обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия возлагается на должностное лицо – главу МО ...К.Э.М.л.д.3)

Судом установлено, что на заседании Совета депутатов дд.мм.гг. Советом депутатов МО ... были приняты решения:

- от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ...

- от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого муниципального имущества».

На заседании Совета депутатов дд.мм.гг. Советом депутатов МО ... было принято решение - от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования».

На заседании Совета депутатов дд.мм.гг. Советом депутатов МО ... приняты решения:

- от дд.мм.гг. «О внесении изменений врешение о бюджете МО ... год и плановый перио... года»;.

- от дд.мм.гг.V года «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.».

Причем указанные решения были приняты уполномоченным органом – Советом депутатов, в пределах его компетенции. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями заявителя, материалами дела (протоколом девятнадцатого заседания Совета депутатов МО ...... четвертого созыва (л.д.142- 160); протоколом двадцатого внеочередного заседания Совета депутатов МО ...... четвертого созыва(161-165); протоколом двадцать первого заседания Совета депутатов МО ... (л.д. 63); решениями: от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ...»; от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого - муниципального имущества»; от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования»; от дд.мм.гг. «О внесении изменений врешение о бюджете МО ... на 2012 год и плановый перио... года»; от дд.мм.гг.V года «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.».

Глава МО ...К.Э.М.. направил депутатам мотивированное обоснование исх. от дд.мм.гг. о не подписании им решения от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования» со ссылкой на то, что он отчета не представлял, ежегодный отчет он предлагал вниманию депутатов дд.мм.гг., дд.мм.гг. в Доме культуры (л.д.11).

Также им было направлено депутатам мотивированное обоснование исх. от дд.мм.гг. о не подписании им решений: от дд.мм.гг. «О внесении изменений врешение о бюджете МО ... на 2012 год и плановый период дд.мм.гг. от дд.мм.гг.V года «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.» (л.д. 12).

Остальные решения К.Э.М. также не подписал.

При обсуждении вопроса о сроке обращения в суд в порядке ч.2 ст.256 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что ФИО1 не пропустил срок обращения в суд, установленный в ч.1 ст.256 ГПК РФ, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе (абзац 3 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дд.мм.гг.).

Заявитель ФИО1 пояснил, что трехмесячный срок обращения им не пропущен об оспаривании бездействия главы МО ... в части не подписания решений: от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ... от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого - муниципального имущества». Поскольку о том, что решения не подписаны он узнал дд.мм.гг. в администрации, ссылаясь на то, что Администрация МО ... направила письмо главе ...К.Э.М. исх. от дд.мм.гг., где и запросила сведения у него, подписаны ли им решения 19/9 от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ...»; от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого - муниципального имущества».

На оборотной стороне этого письма имеется отметка, выполненная К.Э.М.дд.мм.гг., что указанные решения не подписаны по причине нарушения процедуры рассмотрения вопроса, что документы ему не представлялись (л.д. 160).

Также ФИО1 опроверг то обстоятельство, что депутатам Совета К.Э.М. направил мотивированное обоснование исх. дд.мм.гг. о не подписании им решений Совета депутатов: от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ...»; от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого муниципального имущества» (л.д. 19), пояснив, что хотя в тетради регистрации документов Совета имеется запись за от дд.мм.гг. о направлении мотивированного обоснования депутатам (л.д. 129-130), но из разносной книги видно, что соответствующие сведения не направлялись депутатам (л.д.131- 141). И пояснил, что ведущий специалист А.Г.Г. объяснила не направления им указанных сведений из-за отсутствия делопроизводителя.

В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» содержится разъяснение понятия «бездействие», к которому относится неисполнение, в частности, органом местного самоуправления или должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативным правовым актом и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Таким образом, чтобы оспаривать бездействие должностного лица, необходимо установить каким нормативным правовым актом или иным актом, определяющим полномочия этого лица, возложены на него обязанности, в частности, обязанности главы муниципального образования по подписанию муниципального правового акта, принятого представительным органом.

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ч.1,2 ст. 34 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее ФЗ № 131) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1, 1.1 ст. 35 ФЗ № 131 представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Согласно ч.1 ст. 26 Устава муниципального образования ... структуру органов местного самоуправления ... составляют: представительный орган муниципального образования ...; глава муниципального образования ..., администрация МО ..., контрольный орган муниципального образования ...

Как установлено ст. 27 Устава представительным органом муниципального образования ... является Совет депутатов ..., состоящий из 10 депутатов. Организацию деятельности Совета осуществляет председатель Совета.

В соответствии с п.1 ч.2.1. ст. 33 Устава ... глава ... исполняет полномочия председателя по руководству Советом депутатов – осуществляет подготовку заседаний Совета и председательствует на заседаниях.

Согласно ст.46 и ст.47 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года подготовка и вступление в силу муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексам Российской Федерации.

Таким образом, правовые отношения, связанные с принятием муниципальных правовых актов и местным правотворчеством, в значительной мере регламентируются актами муниципальных образований: уставами, регламентами органов местного самоуправления и другими правовыми актами, принимаемыми органами и должностными лицами местного самоуправления.

В соответствии с п.2 статьи 41 Устава муниципального образования ... (в новой редакции от дд.мм.гг.) нормативный правовой акт, принятый Советом, направляется Главе ... для подписания и обнародования в течение 10 дней. Иные, кроме названных выше, нормативные правовые акты органов местного самоуправления ... должностных лиц местного самоуправления ... вступают в силу с момента их подписания или в указанные в их тексте сроки (п. 8 ст. 41 Устава ... в новой редакции от дд.мм.гг.).

Доводы К.Э.М. о том, что в части 13 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедура отклонения подробно прописана только для главы МО, который исполняет полномочия главы местной администрации, поскольку тот не присутствует на заседаниях Совета депутатов и не входит в состав представительного органа, что в законе не указано о том, что такого права отклонения не имеется у главы МО - председателя Совета депутатов, который входит в представительный орган, голосует на заседаниях и может высказывать свои мотивированные обоснования по принимаемому на заседании Совета депутатов муниципальных нормативных правовых актов, суд находит необоснованными.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.»

Конституционный Суд Российской Федерации указал в Определении от 2 ноября 2011 года № 1464 -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов Курской области на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36, пункта 2 части 2 и части 4 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «… в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования входят подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования. Отклонить же нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, в соответствии с частью 13 статьи 35 данного закона вправе лишь глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации. В этом случае указанный нормативный правой акт в течение 10 дней возвращается главой муниципального образования в представительный орган с мотивированным обоснованием либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Затем данный акт вновь рассматривается представительным органом муниципального образования, и, если при повторном рассмотрении будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение 10 семи дней и обнародованию. Такое урегулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решение вопросов местного значения и само по себе конституционные права заявителя не нарушает».

Таким образом, в статье 35 ч.13 № 131- ФЗ от 06.03.2003 года закреплена процедура подписания муниципальных правовых актов и механизм преодоления вето главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы администрации.

То есть, в том случае, если глава муниципального образования возглавляет исполнительный орган местного самоуправления, он, только тогда обладает "правом вето" - правом отклонения принятых представительным органом местного самоуправления муниципальных правовых актов. Отклоненные главой муниципального образования муниципальные правовые акты в течение 10 дней возвращаются в представительный орган местного самоуправления, причем к ним прикладываются:

- мотивированные обоснования отклонения;

или

- предложения по внесению изменений и дополнений.

Отклоненные главой муниципального образования муниципальные правовые акты, могут быть вновь рассмотрены на заседании представительного органа местного самоуправления. При повторном рассмотрении муниципальный правовой акт может быть принят только в том случае, если за него проголосует не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Таким образом, "вето" главы муниципального образования будет преодолено. Тогда глава муниципального образования в течение 7 дней обязан будет подписать и обнародовать принятые муниципальные правовые акты.

Независимо от того, какой орган возглавляет глава муниципального образования (представительный или исполнительный), он подписывает и обнародует муниципальные правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления.

Между тем, согласно ст. 26, ст. 32, ст. 34 Устава МО ... глава МО ... и глава местной администрации входят и составляют структуру органов местного самоуправления.

Причем глава МО ... (в данном случае - К.Э.М..) не исполняет полномочия главы местной администрации (исполнительно – распорядительного органа).

Следовательно, глава МО ..., являющийся председателем Совета, правом отклонения нормативного правового акта, принятого представительным органом муниципального образования, в соответствии с частью 13 статьи 35 ФЗ -131 не обладает.

Причем, в ст.35 ч.13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главе муниципального образования, исполняющему полномочия главы местной администрации, предоставлено право выбора: отклонить нормативный акт с мотивированным обоснованием или отклонить с предложениями о внесении в них изменений и дополнений.

То есть, во – первых, здесь речь идет о праве главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации, во- вторых, о нормативных актах, а не об актах правоприменительного характера.

Как отмечалось выше, бездействием является несовершение соответствующим органом, должностным лицом, действий (не принятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, обязанность главы муниципального образования ... в силу закона, Устава - это подписать и обнародовать нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, а также подписывать иные муниципальные правовые акты, принятые представительным органом.

Конституционный Суд РФ в указанном Определении от 2 ноября 2011 года № 1464 -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов Курской области на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36, пункта 2 части 2 и части 4 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дал разъяснение, что «… в случае неисполнения главой муниципального образования его отдельных нормативно закрепленных обязанностей, в том числе обязанности по подписанию и обнародованию нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования, представительный орган, иные заинтересованные лица вправе обжаловать в суд незаконное бездействие главы муниципального образования в установленном законом порядке (статья 78 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Довод К.Э.М. в письменных возражениях, что он имеет право не подписывать решения, так как в соответствии с уставом как глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, и подписывает все решения единолично, основан на неправильном толковании закона.

Часть 5 статьи 46 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что председатель Совета депутатов подписывает все решения Совета депутатов в не зависимости от характера их содержания и вопросов, по которым они приняты.

Причем, если в структуре местного самоуправления предусмотрена должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы администрации, то на решение ставится также его подпись. Таким образом, на решение в этом случае будут иметь место подписи председателя Совета депутатов и главы муниципального образования, подпись которого завершает нормотворческую процедуру, и придает нормативному правовому акту юридическую силу.

Если, как в рассматриваемом случае, глава МО входит в состав представительного органа, и исполняет полномочия его председателя, то он подписывает решения единолично. Таким образом, в МО ... на всех решениях Совета депутатов должна быть только одна подпись – это подпись главы муниципального образования ....

Такие же разъяснения содержатся в письме аппарата Губернатора ... от дд.мм.гг. (л.д. 69).

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья12); оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья130, часть1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (статья132, часть1); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья133).

Приведенные конституционные положения и корреспондирующие им положения Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985года (ратифицирована Российской Федерацией), исходящей из существования в государствах - членах Совета Европы органов местного самоуправления, которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций (преамбула), устанавливают фундаментальный принцип самостоятельности местного самоуправления, который действует применительно в том числе к решению вопросов местного значения.

Исходя из положений, изложенных в статье 3 Европейской хартии местного самоуправления», Конституции Российской Федерации (ст.130 п.2, ст.133) и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность через депутатов, действующих в рамках закона и в интересах местного населения.

В соответствие с частью 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 организацию деятельности представительного органа муници­пального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования,.. .»

Муниципальное образование представляет собой территориальное объединение граждан, коллективно реализующих на основании Конституции Российской Федерации право на осуществление местного самоуправления.

В Федеральном законом от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ закреплены положения о том, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу (ст.36).

Между тем, глава МО ... не подписанием муниципальных правовых актов, принятых Советом депутатов, которому он подотчетен и подконтролен, нарушает интересы населения и ограничивает право граждан муниципального образования на осуществление местного самоуправления (ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Заявитель ФИО1 является не только депутатом Совета депутатов ..., но и жителем, гражданином этого же муниципального образования.

Принимая во внимание изложенное, исходя из содержания приведенных норм материального права и фактических обстоятельства дела, суд приходит к убеждению, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

На основании ст.98 ГПК РФ в пользу заявителя с ответчика надлежит взыскать расходы по государственной пошлине в размере 200, 00 рублей.

Руководствуясь ч.1,2,3 ст.258, ст.194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования ФИО1 об оспаривании бездействия должностного лица – главы муниципального образования закрытого административно – территориального образования п. ...К.Э.М. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы муниципального образования ...К.Э.М. по не подписанию решений Совета депутатов МО ...

- от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ...

- от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого муниципального имущества»;

- от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования»;

- от дд.мм.гг. «О внесении изменений врешение о бюджете МО ... на дд.мм.гг. и плановый перио... года»;.

- от дд.мм.гг.V года «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.».

Обязать главу МО ...К.Э.М. в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу подписать решения Совета депутатов МО ...

- от дд.мм.гг. «О передаче в собственность Российской Федерации имущества, находящегося в собственности муниципального образования ......

- от дд.мм.гг. «О порядке использования движимого муниципального имущества»;

- от дд.мм.гг. «Об отчёте главы муниципального образования»;

- от дд.мм.гг. «О внесении изменений врешение о бюджете МО ... на дд.мм.гг. год и плановый перио... года»;.

- от дд.мм.гг.V года «О внесении изменения в решение Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.».

Взыскать в пользу ФИО1 с К.Э.М.. расходы по государственной пошлине в размере 200, 00 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Ясненский районный суд.

Судья подпись. Решение вступило в законную силу 10.08.2012 г.

мотивированное решение изготовлено 17.04.2012 года.