2(1)-325/2012
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ясный 04 мая 2012 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ж.С. Сармасиной,
при секретаре Карханиной Е.С.,
с участием заявителя ФИО1, должностного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия должностного лица – главы муниципального образования закрытого административно – территориального образования п. ФИО3 Оренбургской области,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором указывает, что он исполняет полномочия депутата Совета депутатов муниципального образования закрытого административно – территориального образования ФИО3 Оренбургской области (далее - МО ЗАТО ФИО3). Согласно решению Совета депутатов МО ЗАТО ФИО3 №20/2 от 20.03.2012 года проведение очередного заседания Совета депутатов МО ЗАТО ФИО3 Оренбургской области было назначено на 23.04.2012 года.
23.04.2012 года должно было пройти очередное заседание Совета депутатов. Однако время начала заседания главой МО до депутатов доведено не было. Депутаты Совета в количестве семи человек прибыли в зал заседаний Совета депутатов в 16 часов 00 минут 23.04.2012 года, где глава МО довел свое решение: не проводить заседание Совета депутатов 23.04.2012 года, а провести его 03.05.2012 года.
Считает, что оспариваемое бездействие главы МО ЗАТО ФИО3 ФИО2 совершено в нарушение закона. Просит суд признать незаконным бездействие главы МО ЗАТО ФИО3 ФИО2, заключавшееся в не проведении заседания Совета депутатов МО ЗАТО ФИО3 23.04.2012 года.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал. Суду пояснил, что он обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия главы МО ЗАТО ФИО3, выразившееся в не проведении им очередного заседания Совета депутатов 23.04.2012 года, назначенного решением Совета депутатов от 20.03.2012 г. № 20/2.
Глава ЗАТО не исполнил решение Совета депутатов от 20.03.2012 г. № 20/2, в нарушение Регламента и полномочий не обеспечил подготовку заседания, единолично, основываясь на собственном понимании и трактовке им положений Регламента, необоснованно не включил заблаговременно поступившие в Совет депутатов проекты правовых актов в проект повестки заседания, не разослал поступившие документы для изучения депутатам, вне пределов полномочий единолично принял решение о не проведении заседания Совета депутатов в назначенный срок, о чём соизволил уведомить депутатов устно только 23.04.2012 года, по прибытии их на заседание, а в письменной форме - 26.04.2012 г., при этом даже не определив дату переноса заседания.
С 20.03.2012 года он и остальные депутаты совместно с сотрудниками администрации ЗАТО приняли непосредственное участие в разработке и обсуждении проектов правовых актов, планировавшихся к вынесению на рассмотрение очередного заседания Совета, при этом их работа абсолютно не интересовала главу ЗАТО. Подготовленные проекты документов были направлены в Совет главой администрации за исх. № 636 от 12.04.2012 г. и зарегистрированы поступлением от 12.04.2012 г. № 29.
Он и его товарищи депутаты 23.04.2012 г. в 16.00 в назначенный Советом депутатов день прибыли в зал заседаний по адресу ул. Комарова д.3 на заседание для исполнения, предусмотренных законами и Уставом ЗАТО полномочий, и решения вопросов местного значения, однако глава ЗАТО ФИО2, имеющий лишь полномочия на проведение заседания, фактически создал препятствие депутатской деятельности, отказался исполнить решение Совета депутатов от 20.03.2012 г. № 20/2 и проводить заседание.
Этим бездействием глава МО ЗАТО ФИО2 нарушил его права депутата, предусмотренные статьями 1, 6, 11 Закона Оренбургской области от 4.09.1996 года «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области» и создал препятствия для исполнения полномочий депутата.
Подтверждением этому является ответ ФИО2 от 25.04.2012 г. за № 29, в котором он необоснованно требует от заявителя представления ему материалов по обсуждению проектов решений (протоколы, сметы, заключения, акты и др.) и только после их представления он соизволит назначить дату очередного заседания (абзацы 3 и 7 страницы 2).
Это не первое со стороны главы МО нарушение его прав. Решением Ясненского районного суда от 25.08.2011 года признаны незаконными действия главы муниципального образования ЗАТО ФИО3 ФИО2 по непроведению внеочередного заседания Совета депутатов 16.05.2011 года.
Таким образом, предоставленное ему, как гражданину РФ, право на осуществление местного самоуправления, а также делегированное ему гражданами МO ФИО3, проголосовавшими за него на выборах в октябре 2010 года, право от их имени осуществлять местное самоуправление в выборном органе местного самоуправления ЗАТО ФИО3 - в Совете депутатов, в нарушение Конституции РФ и Федерального закона № 131-ФЗ ограничено лично главой ЗАТО ФИО2
В ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. закреплено положение о том, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу. Между тем, не исполняя решения принятые Советом депутатов, которому он подконтролен и подотчетен, и подписанные им лично, глава ЗАTO нарушает интересы населения и ограничивает право граждан муниципального образования на осуществление местного самоуправления (ст. 2 131-Ф3).
Советом депутатов неоднократно ставился перед главой МО ЗАТО ФИО3 вопрос о необходимости обязательного выполнения им полномочия, предусмотренного п. 13 ч. 2.1. ст. 33 Устава МО ЗАТО ФИО3 по «подготовке проектов планов работы и нормотворческой деятельности Совета и представлению их на утверждение Совета», однако по настоящее время оно остаётся невыполненным и игнорируется ФИО2. В результате подобного неисполнения ФИО2 его полномочий по организации деятельности Совета отсутствует плановость работы Совета депутатов, остаются не определенными даты проведения очередных заседаний Совета депутатов и, как следствие этого, ФИО2 использует подобное состояние в своих интересах, препятствуя под любыми надуманными предлогами проведению заседаний и рассмотрению на них важных вопросов местного значения и вопросов по организации деятельности Совета депутатов. При этом по необъяснимым причинам требование ч. 1.2 ст. 27 Устава ЗАТО о том, что «Заседания Совета проводятся не реже одного раза в три месяца» ФИО2 на практике реализует в собственном понимании, а именно «один раз в три месяца». Свидетельством тому являются следующие факты:
9 заседание СД состоялось 30.03.2011 г., а 11 заседание 29.06.2011 года;
19 заседание СД состоялось 22.12.2011 г., а 21 заседание 22.03.2012 года
Если бы не инициатива депутатов о назначении внеочередного заседания Совета депутатов на 20.03.2012 года, то действиями ФИО2, в нарушение ст. 24 Регламента осуществившего принятие решения о созыве заседания и его доведение депутатам только 13.03.2012 года (т.е за 9 дней до даты заседания, он обязан был не позже чем за 10 дней до заседания), были созданы условия для досрочного прекращения полномочий Совета депутатов (ч. 16 ст.35 и ч. 2.1 ст. 73 131-Ф3)
О недопустимости подобного исполнения ФИО2 его полномочий по созыву и проведению заседаний было отражено в обращении 9-ти депутатов от 13.03.2012 года к главе МО ЗАТО с инициативой проведения внеочередного заседания Совета депутатов на 20.03.2012 года
В целях обеспечения нормальной деятельности Совета депутатов и недопущения создания условий для нарушения установленных сроков проведения правомочных заседаний Совета депутатов, руководствуясь требованиями п. 8 ч. 10 ст. 35 131-Ф3 и п. 6 ч. 2 ст. 28 Устава ЗАТО ФИО3 (В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:.. . 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;), а также ч. 3 ст. 43 131-Ф3 и п. 2 ч. 7 ст. 27 Устава ЗАТО ФИО3 (Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Оренбургской области, настоящим Уставом, принимает решения по вопросам организации деятельности Совета) Совет депутатов 20.03.2012 года принял решение №20/2, которым была назначена дата проведения очередного заседания Совета депутатов на 23.04.2012 года и главе МО ФИО2 поручено организовать проведение заседания в порядке, установленном Регламентом.
Названное решение было принято на правомочном заседании Совета депутатов, за его принятие проголосовали все присутствовавшие на заседании депутаты и глава ЗАТО, решение ФИО2 подписано и является правовым актом, предписанным к исполнению непосредственно ФИО2
Итогом принятого решения Совета депутатов № 20/2 от 20.03.2012 года явилось бездействие главы МО ЗАТО ФИО3 ФИО2, выразившееся непроведении им 23.04.2012 года назначенного очередного заседания Совета депутатов. При этом в нарушение п. 8 ч. 10 ст. 35, ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ и п. 6 ч. 2 ст. 28, п. 2 ч. 7 ст. 27 Устава ЗАТО ФИО3 не Совет депутатов, а глава ЗАТО ФИО2 самовольно принял решение о непроведении заседания 23.04.2012 г. Подобные полномочия главы МО ЗАТО ФИО3 не предусмотрены ст. 33 Устава ЗАТО ФИО3 «Полномочия Главы муниципального образования ЗАТО ФИО3, основания и порядок их досрочного прекращения».
В судебном заседании в качестве обоснования своего бездействия и якобы правомерности принятого им самовольного решения о не проведении очередного заседания Совета депутатов, назначенного на 23.04.2012 года, ФИО2 сослался на положения Регламента Совета депутатов, утвержденного решением СД №4/3 от 21.11.2005 г., которые по его субъективному мнению, не нашедшему подтверждения в судебном заседании, были нарушены субъектами правотворческой инициативы (администрацией ЗАТО и депутатами).
При этом о своём бездействии в исполнении полномочий по подготовке заседания ФИО2 умолчал. Следует отметить, что ФИО2 в судебном заседании заявил о том, что для рассмотрения на очередном заседании Совета депутатов 23.04.2012 г. у него имелись три подготовленных конкретных вопроса (по контрольному органу и по 2-м протестам прокурора Ясненского района), однако от объяснения причин их невключения в повестку заседания уклонился.
Полномочия по организации подготовки заседания Уставом (ст. 33 ч.2.1) и Регламентом (ст.26) возложены на главу ЗАТО, который не предпринял даже основополагающих предварительных действий, а именно: не обеспечил разработку и не утвердил план организационных мероприятий по проведению заседания и подготовке вопросов, выносимых на него (ст. 23 Регламента). Со слов ФИО2 данный вопрос стал только лишь предметом его устного обсуждения с гражданкой А.Г.Г., но не с депутатами.
Свидетельством тому, что ФИО2 беспричинно затягивается рассмотрение поступающих в Совет депутатов проектов правовых актов, является обращение главы администрации к нему и депутатов Совета (исх. № 395 от 03-2012 г.), в котором высказана озабоченность фактом необоснованно длительного непринятия решения о назначении очередного заседания Совета депутатов для рассмотрения важных вопросов местного значения, требующих безотлагательного решения.
Регламент не содержит конкретного положения определяющего право главы МО на отказ по включению в проект повестки заседания Совета поступивших в Совет проектов правовых актов. Ему лишь предписана обязанность по проведению правовой (кроме документов администрации ЗАТО) и антикоррупционной экспертизы поступивших в Совет проектов правовых актов. В любом случае, все поступившие в Совет документы подлежат включению в проект повестки заседания, их изучению депутатами, для последующего утверждения повестки дня и принятия по ним соответствующего решения коллегиальным органом, а не единолично главой ЗАТО.
В свидетельских показаниях депутаты заявили о том, что направленные 12.04.2012 года для рассмотрения в Совет материалы, предварительно были ими изучены, а следовательно у главы ЗАТО основания для невключения их повестку дня заседания отсутствовали.
Депутаты (в количестве 6 человек), видя бездействие ФИО2 и не имея от него каких-либо объяснений этому, 20.04.2012 г. обратились к нему с предложением по проекту повестки заседания, однако ответа на это обращение не получили.
Особо хочет отметить, что данное обращение содержало пункт 7 «О назначении даты проведения очередного заседания Совета депутатов», что позволяло ФИО2 23.04.2012 года высказать свое мнение и обеспечить возможность депутатам на принятие коллегиального решения по переносу ранее назначенной даты заседания.
Рассматриваемые события лишают депутатов и жителей ЗАТО уверенности в том, что очередные решения, которые примет представительный орган МО ЗАТО ФИО3, обязательные для исполнения на территории МО, будут исполняться главой ЗАТО.
Считает, что оспариваемое бездействие главы МО ЗАТО ФИО3 ФИО2 совершено в нарушение закона. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
Должностное лицо глава МО ЗАТО ФИО3 ФИО2 с заявленным требованием не согласился. Суду пояснил, что с доводами заявителя ФИО1 он не согласен по следующим причинам: подготовка проведения заседания на 23.04.2012 года проходила с многочисленными нарушениями.
Ему поручили в установленном Регламентом Совета депутатов МО ЗАТО ФИО3 порядке организовать проведение очередных заседаний Совета депутатов МО ЗАТО ФИО3.
Проекты Решений были направлены разработчиками в его адрес 12 апреля 2012 г., за десять дней до начала заседания СД. Тем самым лишая его возможности предварительного изучения вопросов.
Представленные проекты решений предварительно не изучались:
постоянными комиссиями, ревизионной комиссией, депутатами, ведущим специалистом аппарата Совета депутатов, поэтому в повестку дня на 23.04.2012г. вопросы не могли быть включены. Это было бы нарушением Регламента Совета депутатов (ст.24 в соответствии с которой материалы, направленные для рассмотрения в Совет, без предварительного их изучения депутатами в повестку дня не включаются).
Кроме того, 11, 12 и 13 апреля 2012 г. он был в командировке.
В связи с поздним представлением администрацией МО ЗАТО ФИО3 проектов Решений, по вопросам выносимых на очередное заседание, в соответствии с Регламентом было назначено предварительное обсуждение проектов решений.
Согласно Регламенту ст.28 Председатель Совета депутатов рассматривает поступившие проекты Решений Совета и другие материалы с участием органов и лиц, внесших их, и в случае необходимости проведения правовой и экономической экспертизы включает данные вопросы в повестку дня заседания Совета.
Например: обсуждение проектов Решений с разработчиками и депутатами назначенное на 18 и 19 апреля 2012 года, по двум вопросам, «О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО3 на 2012 год и плановый период 2013-2014 года» и о принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО3 Оренбургской области», выявило, что проекты решений предварительно не изучались, не были представлены обоснования, другие материалы изучения вопросов (протоколы, сметы, заключения, акты и др.).
В соответствии со ст.57 Регламента Совета депутатов Решения Совета принимаются после предварительного обсуждения проектов этих актов постоянными и при необходимости временными депутатскими комиссиями Совета.
При подготовке проектов нормативно-правовых актов и других решений Совета принимаются меры по выявлению и учету мнения населения города, общественных объединений, трудовых коллективов.
В соответствии с выполнением требований Регламента Совета депутатов подготовка обсуждений проектов Решений занимает минимум десять дней (в Регламенте срок обсуждения проектов не оговорен), далее устное распоряжение председателя о созыве очередного заседания Совета принимается не позднее чем за 10 дней до заседания (ст.24 Регламента), рассылка документов в адрес депутатов за 7 дней до назначенной даты заседания. Проекты решений должны поступать в адрес главы МО - хотя бы за 20 дней до начала заседания СД.
В связи с получением от главы администрации информационного письма о замене проекта Решения «О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО3 на 2012 год и плановый период 2013-2014 года» от 19 апреля 2012 года № 693 (вх. № 35 от 19.04.2012г.), он просит депутатов Совета (ревизионную комиссию) провести изучение указанного проекта, представить заключение и другие материалы (протоколы, сметы, заключения, акты и др.) по данному вопросу, а не просто цифры с приложением по распределению сумм по статьям бюджета. Он требует обоснование каждой суммы.
20 апреля 2012 года(вх. № 36) разработчиком вносятся изменения по тарифам МДОУ № 6 и МБОУ КСОШ к ранее представленному проекту решения.
До последнего рабочего дня недели (20.04.2012г.) поступают изменения к проектам решений, а 23 апреля (понедельник) планировалось заседание. Вывод: его ставят перед фактом изменений проектов решений, вынуждают идти на нарушения, т.к. дата проведения заседания СД назначена и утверждена голосованием депутатов на заседании от 20.03.2012 года.
Регламент требует предварительного обсуждения проектов решений, Решения Совета принимаются после предварительного обсуждения проектов этих актов постоянными и при необходимости временными депутатскими комиссиями Совета (ст. 57 Регламента), чего не было сделано никем из указанных органов или должностных лиц.
Наряду с перечисленными нарушениями, назначение и созыв заседания СД является полномочием главы МО ЗАТО (ст.ЗЗ Устава МО ЗАТО ФИО3). Да, в силу Закона он обязан выполнить решение Совета депутатов от 20.03.2012 года о проведении очередного заседания Совета депутатов. 20.03.2012 года было принято решение провести заседание Совета депутатов 22.03.2012 года, и они его провели, это решение он исполнил. 20.03.2012 года также было назначено очередное заседание Совета депутатов на 23.04.2012 года, он также был готов его провести. Лично от него готовились три вопроса, а именно: о контрольном органе, рассмотрение вопроса по представлениям прокурора. Но он не вынес эти вопросы на заседание Совета депутатов 23.04.2012 года, так как это его вопросы и это его решение. Перед заседанием Совета депутатов должна пройти подготовка, как указано в Регламенте: за 10 дней он должен назначить время заседания Совета депутатов, а до назначения он обязан изучить все вопросы, проекты, что должны сделать и все депутаты.
Просит суд отказать депутату ФИО1 в удовлетворении требований об оспаривании бездействия главы МО ЗАТО ФИО3.
Свидетель и депутат Совета депутатов Г.М.А. в судебном заседании показала, что на заседании Совета депутатов 20.03.2012 года была назначена дата следующего очередного заседания на 23.04.2012 года, за решение проголосовало большинство. Затем в адрес депутатов пришло извещение от ФИО2 о необходимости обсуждения некоторых вопросов о бюджете, куда была приглашена она, К.С.А. и Б.Т.П. руководитель финансового отдела администрации МО ЗАТО ФИО3. К.С.А. находился на больничном, поэтому она и Б.Т.П. отправились вдвоем в кабинет ФИО2 Но на данном собрании они не нашли общий язык с ФИО2, мнения разошлись и ее выгнали из кабинета, сопровождая нецензурной бранью и оскорблениями. Считает, что ФИО2 самостоятельно не вправе был принимать решение об изменении даты проведения назначенного и утвержденного заседания Советом депутатов. При этом депутатами вопросы на заседание Совета депутатов 23.04.2012 года были изучены, как –то, вопросы по изменению бюджета, вопросы о жилье, о публичных слушаниях, о тарифах по платным услугам. Считает, что эти вопросы были готовы к рассмотрению, о чем было составлено заключение. 23.04.2012 годы на заседание Совета депутатов к 16 час. 00 мин., как и на каждое заседание, пришли: ФИО1, О.Л.И., С.Л.И., Н.В.В., Л.С.П., Г.Ю.Д. и она. ФИО1 начал речь от имени депутатов, обратившись к ФИО2 о том, что заседание было назначено на 23.04.2012 года, и они явились. На что им поступил ответ, что заседание не состоится.
Свидетель и депутат Совета депутатов С.Л.И. в судебном заседании показала, что в марте была назначена дата следующего очередного заседания Совета депутатов- 23.04.2012 года. В назначенное время они, депутаты, пришли на заседание, но ФИО2 сказал, что он не готов к заседанию, так как ему поздно предоставили документы из администрации. В грубой форме сказал, чтобы они уходили, и через два дня в официальном письме объявил, что заседание от 23.04.2012 года переносится на 03.05.2012 года. Считает, что назревшим был вопрос о бюджете. Также считает, что ФИО2 нарушает ее права депутата.
Свидетель и депутат Совета депутатов Н.В.В. в судебном заседании показал:
23.04.2012 года должно было состояться очередное заседание Совета депутатов. К 16 час. 00 мин, он и другие депутаты пришли в кабинет ФИО2, где всегда проходили заседания, и от ФИО2 они узнали, что заседание переносится, так как он не успел изучить документы, которые ему направила администрация МО ЗАТО ФИО3. Он, являясь членом постоянной комиссии по жилью, вопрос по жилищному фонду готовил вместе с ФИО1, который был готов полностью, и они готовы были его обсудить. Почему ФИО2 единолично принял такое решение, он не понимает. Считает, что ФИО2 обязан был хотя бы открыть заседание Совета депутатов, и потом они вместе решили бы вопрос о его переносе. Считает, что их задача помогать людям, поэтому он должен присутствовать на каждом заседании Совета депутатов. Вопросы, которые выносились на заседание 23.04.2012 года, были срочными, они играют большую роль в военном городе, играют главную роль в обеспечении жизни людей. Причем, он лично изучал каждый вопрос, потом обсуждали все вместе, с депутатами. Полагает, что его права нарушены из- за переноса заседания. Кроме того, он является индивидуальным предпринимателем, постоянно ездит по командировкам, и уже несколько раз, его дела срывались из-за того, что сначала утверждали день заседания Совета депутатов, а потом ФИО2 вдруг его переносил по непонятным ему причинам. Люди на улице подходят и спрашивают: когда во дворах домов будут поставлены детские площадки, а он не знает, что им ответить.
Свидетель и депутат Совета депутатов О.Л.И. в судебном заседании показала: 20.03.2012 года прошло очередное заседание Совета депутатов, на котором приняли решение о дате следующего заседания- 24.04.2012 года. В назначенный день к 16 час. 00 мин. они пришли в кабинет ФИО2 и узнали, что заседание переносится. Вместе с ней пришли все депутаты, кроме К., К.С.А., Ф., их не было. Все заняли свои места, и тут ФИО2 сказал, что он их, депутатов, не звал, что заседания не будет, так как документы из администрации поступили поздно, он не успел подготовиться. Она считает, что заседание Совета депутатов можно было проводить, что вопросы были готовы к обсуждению, депутатами были изучены. ФИО2, отказавшись проводить заседание Совета депутатов, нарушил обязанности депутатов.
Свидетель Г.Ю.Д. показал, что является депутатом Совета депутатов. 20.03.2012 года проходило заседание Совета депутатов, на котором было принято решение о созыве очередного заседания Совета депутатов на 23.04.2012 года, но оно не состоялось по неизвестным причинам. Он считает, что действия главы МО ЗАТО ФИО3 ФИО2 неправомерны. Нужно было начать заседание, а если имелись причины на отложение рассмотрения тех или иных вопросов, сделать это. Но начать заседание Совета депутатов ФИО2 был обязан. У депутатов были готовые на рассмотрение вопросы, которые надо было рассмотреть. Они как всегда пришли 23.04.2012 года на заседание к 16 час. 00 мин. На повестку Совета депутатов должны были быть вынесены вопросы: о бюджете, жилье, публичное слушание по генплану. 03.05.2012 года все - таки состоялось внеочередное заседание, где они рассмотрели вопрос о внесение изменений в бюджет. Следовательно, эти вопросы можно было рассмотреть 23.04.2012 года. Основной вопрос – это о бюджете, и его нельзя было откладывать. Он считает, что этим нарушается его права, так как их, депутатов, избирал народ, они выражают мнение народа и одна из обязанностей - это участие в заседаниях Совета депутатов. Но они часто не могут собраться, постоянно заседания срываются со стороны ФИО2, поэтому приходится проводить внеочередные собрания. На внеочередном заседании 3 мая 2012 года были рассмотрены вопросы о внесении изменений в бюджет, о публичном слушании по проекту генеральному плану и положение о дорожном фонде.
Свидетель и депутат Совета депутатов Л.С.П. показал:
- Заседание Совета депутатов было назначено на 23.04.2012 года. Депутаты прибыли 23. 04.2012 года к 16 час. 00 мин. в кабинет к ФИО2 Когда они пришли им сказали, что заседание перенесено. Он считает это неправильным действием. Заседание надо было открыть и потом решить вопрос о переносе заседания. Нарушены его права, как депутата и как гражданина. У него много своей работы, а он готовился к этому заседанию. Вопросы, поднимаемые для рассмотрения 23.04.2012 года имели срочный характер. Причемтакой вопрос, как о бюджете носил срочный характер, так как это отражается на работе детских садов и школы. С этим вопросом нельзя затягивать. Все вопросы были изучены депутатами, они собирались для ознакомления по всем вопросам, где он также принимал участие.
Свидетель Б.Т.П. показала, что работает руководителем финансового отдела администрации МО ЗАТО ФИО3, 23.04.2012 года должно было состояться заседание Совета депутатов, на которое готовился вопрос о бюджете. Она была докладчиком данного вопроса. Вопрос был готов, так как он был очень срочен. В апреле из областного бюджета должны были поступить денежные средства в размере ... рублей, и нужны были изменения в бюджет. Этот вопрос со всеми депутатами обсуждался.
Поскольку вопрос был готов, то 03.05.2012 года, на внеочередном заседании Совета Депутатов, она докладывала этот вопрос, и решение по нему было принято.
Свидетель А.Г.Г. показала:
- На заседании от 20.03.2012 года была назначена дата следующего очередного заседания на 23.04.2012 года. Данное заседание не состоялось, так как документы с изменениями в проект с администрации МО ЗАТО ФИО3 были предоставлены 12.04.2012 года. В этот день ФИО2 находился в командировке и приехал только 16.04.2012 года, он не успел ознакомиться с данными документами, так как Регламент требует изучения каждого вопроса перед назначением и созывом заседания Совета депутатов. Приехав, ФИО2 назначил ряд обсуждений и вызвал на 18.04.2012 года депутатов. По каждой сумме, указанной в проекте, ФИО2 попросил Б.Т.П. представить отчет, на что она сказала, что представит, но ничего так и не пришло, никакая смета и отчеты не поступали. Заключение ревизионной комиссии ФИО2 также не было направлено, хотя у каждого депутата данное заключение имелось. На внеочередном заседании, 03.05.2012 год, по всем вопросам были приняты решения.
Свидетель П.Т.В. показала:
- Заседание Совета депутатов было назначено на 23.04.2012 года, потом были предоставлены изменения из администрации МО ЗАТО ФИО3 и заседание было перенесено на 03.05.2012 год. 23 апреля ФИО2 поручил, чтобы она оповестила всех депутатов о том, что заседание Совета депутатов переносится. В первой половине дня 23.04.2012 года она обзвонила всех депутатов.
Суд, заслушав заявителя ФИО1, должностное лицо ФИО2, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 являются обоснованными, правомерными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» содержится разъяснение понятия «бездействие», к которому относится неисполнение, в частности, органом местного самоуправления или должностным лицом обязанности, возложенной на него нормативным правовым актом и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Таким образом, чтобы оспаривать бездействие должностного лица, необходимо установить каким нормативным правовым актом или иным актом, определяющим полномочия этого лица, возложены на него обязанности, в частности, обязанности главы муниципального образования по проведению заседания Совета депутатов, по исполнению муниципального правого акта.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно ч.1,2 ст. 34 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее ФЗ № 131) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1, 1.1 ст. 35 ФЗ № 131 представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Согласно ч.1 ст. 26 Устава муниципального образования ЗАТО ФИО3 структуру органов местного самоуправления ЗАТО ФИО3 составляют: представительный орган муниципального образования ЗАТО ФИО3; глава муниципального образования ЗАТО ФИО3, администрация МО ЗАТО ФИО3, контрольный орган муниципального образования ЗАТО ФИО3.
Как установлено ст. 27 Устава представительным органом муниципального образования ЗАТО ФИО3 является Совет депутатов ЗАТО ФИО3, состоящий из 10 депутатов. Организацию деятельности Совета осуществляет председатель Совета.
В соответствии с п.1 ч.2.1. ст. 33 Устава ЗАТО ФИО3 глава ЗАТО исполняет полномочия председателя по руководству Советом депутатов – осуществляет подготовку заседаний Совета и председательствует на заседаниях.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЭ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт, принятый органом местного самоуправления, обязателен для исполнения на территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (ч. 1 ст. 48).
Судом установлено, что представительный орган муниципального образования закрытого административно – территориального образования ФИО3 (далее – МО ЗАТО ФИО3), Совет депутатов, представлен 10 депутатами, главой МО ЗАТО ФИО3 является ФИО2, он же является председателем Совета депутатов. Заседания Совета депутатов проводятся в помещении, расположенном по адресу: <...>, в котором находится кабинет главы МО ЗАТО ФИО2 и оно же одновременно служит залом для проведения заседаний Совета депутатов.
Согласно статьи 8 Регламента Совета депутатов МО ЗАТО ФИО3 деятельность Совета организуется в соответствии с ежеквартальным, ежегодным планом работы, утверждаемым на заседании Совета. Заседание Совета объединяется единой повесткой и может проводиться один или несколько дней. По решению депутатов заседание может прерываться для работы постоянных, временных депутатских комиссий и рабочих групп (ст.21 Регламента).
В Совете депутатов из- за разногласий с главой МО ЗАТО ФИО2 не разработан ежеквартальный и годовой план работы Совета. Между тем, как пояснил заявитель ФИО1 и депутаты, являющиеся свидетелями, ФИО2, считая, что созыв заседания Совета депутатов, является его прерогативой, неоднократно откладывал заседания Совета депутатов. Поэтому дата очередных заседаний Совета депутатов принималась решениями Совета депутатов. Так решением Совета депутатов от 20.03.2012 года № 20/2 была определена дата очередного заседания Совета депутатов на 23.04.2012 года. Указанное решение было принято на правомочном заседании Совета депутатов, за его принятие проголосовали все присутствовавшие на заседании депутаты и глава МО ЗАТО, решение ФИО2 подписано и является правовым актом, предписанным к исполнению в том числе ФИО2.
23.04.2012 года в 16 часов депутаты в количестве 7 человек прибыли на заседание Совета, которое было определено решением от 20.03.2012 года № 20/2, в помещение по адресу: ул. Комарова, 3. Однако глава МО ЗАТО ФИО2 не открыл заседание Совета, не поставил на обсуждение вопрос о переносе заседания Совета ввиду его неготовности, а просто сообщил, что очередное заседание не состоится ввиду того, что оно не готово.
Между тем, Совет депутатов является коллегиальным органом, а Глава ЗАТО не исполнил решение Совета депутатов от 20.03.2012 г. № 20/2, не обеспечил подготовку очередного заседания Совета, единолично принял решение не включать заблаговременно поступившие в Совет депутатов проекты правовых актов в проект повестки заседания, не разослал поступившие документы для изучения депутатам, единолично принял решение о не проведении заседания Совета депутатов в установленный решением Совета срок, уведомив прибывших депутатов устно 23.04.2012 года, в письменной форме – 26.04.2012 г.
Хотя с 20.03.2012 года депутаты совместно с сотрудниками администрации ЗАТО приняли непосредственное участие в разработке и обсуждении проектов правовых актов, планировавшихся к вынесению на рассмотрение очередного заседания Совета. Подготовленные проекты документов были направлены в Совет главой администрации за исх. № 636 от 12.04.2012 г. и зарегистрированы входящим № 29 от 12.04.2012 г.
Таким образом, ФИО2, являющийся главой ЗАТО, не исполнил решение Совета депутатов от 20.03.2012 г. № 20/2 в части не проведения Совета депутатов 23.04.2012 года.
Решением Ясненского районного суда от 25.08.2011 года, оставленным без изменения в этой части определением кассационной коллегии Оренбургского областного Суда, были признаны незаконными действия главы муниципального образования ЗАТО ФИО3 ФИО2 по не проведению внеочередного заседания Совета депутатов 16.05.2011 года.
В статье 1 Закона Оренбургской области от 4.09.1996 года «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области» для осуществления местного самоуправления депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита его прав, чести и достоинства, установленные Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Одной из форм депутатской деятельности депутата является его участие в заседаниях представительного органа муниципального образования (ст.6).
Депутат вправе ставить вопрос о необходимости разработки нового решения представительного органа муниципального образования; вносить на рассмотрение представительного органа муниципального образования проекты решений, предложений о внесении изменений в действующие решения представительного органа муниципального образования.
Этой же статьей определено, что «депутат реализует на заседании представительного органа муниципального образования, … предоставленные ему права в соответствии с регламентом представительного органа муниципального образования (ст.11). Депутату гарантируется обязательное рассмотрение внесённого им предложения на заседании представительного органа муниципального образования с принятием одного из следующих решений … (ст.12).
Регламентом Совета депутатов МО ЗАТО ФИО3 определено, что заседание Совета созывается Председателем Совета. Председатель Совета обеспечивает разработку и утверждает план организационных мероприятий по проведению заседаний Совета и подготовке вопросов, вносимых на заседание Совета (ст.23). Очередные заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца (ст.24). Подготовку заседаний Совета организует Председатель Совета (ст.26). На основе плана работы Совета, а также с учетом предложений к проекту повестки заседания Председатель Совета формирует проект повестки дня заседания (ст. 27). Председатель Совета рассматривает поступившие проекты Решений Совета и другие материалы с участием органов и лиц, внесших их, и в случае необходимости проведения правовой и экономической экспертизы включает данные вопросы в повестку дня заседания Совета (ст. 28). Об утверждении повестки дня заседания Совет принимает решение большинством голосов от присутствующих депутатов (ст.29). Заседание Совета открывает, ведет и закрывает Председатель Совета, а его отсутствие – заместитель Председателя Совета или по их поручению один из депутатов (ст. 42). Перед каждым заседанием Совета для установления наличия кворума проводится регистрация депутатов с занесением в протокол заседания (ст.44). Заседания Совета депутатов проводятся с 10 часов до 14 часов; с 16 часов до 18 часов (ст.47).По решению Совета рассмотрение вопроса повестки дня заседания может быть перенесено на заседания постоянных или временных депутатских комиссий Совета. Заключения, рекомендации и предложения, выработанные депутатской комиссией (комиссиями) докладывается Совету по возобновлению его заседания. По докладу комиссии (комиссий) Совет принимает решение (ст.51).
Председатель Совета осуществляет организационно – техническое обеспечение работы Совета:
- обеспечивает в установленные сроки депутатов текстами проектов документов по вопросам повестки дня и другой необходимой информацией; оказывает помощь депутатам Совета в вопросах подготовки к заседаниям проектов документов и поправок к ним; приглашает по представлению депутатов, курирующих подготовку данного вопроса, на заседание Совета лиц, чье присутствие необходимо при обсуждение вопроса; проводит регистрацию депутатов перед каждым заседанием; оформляет принятые Советом документы, осуществляет их выпуск и обнародование (ст.53). На каждом заседании Совета ведется протокол, может вестись стенограмма и магнитофонная запись (ст. 75).
Председатель Совета созывает Совет, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки заседания; готовит проекты работы и нормотворческой деятельности Совета и представляет их на утверждение Совета, осуществляет руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Совета; направляет поступивший в Совет проект постановления и материалы к нему в постоянную комиссию в соответствии с вопросами ее ведения; координирует деятельность постоянных и иных комиссий и рабочих групп Совета; дает поручения постоянным и иным комиссиям и рабочим группам Совета; оказывает содействие депутатам Совета в осуществление ими своих полномочий (ст. 121).
Таким образом, ФИО2 был обязан после 20.03.2012 года приступить к обеспечению разработки и утверждению плана организационных мероприятий по проведению очередного заседания Совета и подготовить вопросы, выносимые на него.
Судом установлено, что ФИО2 бездействовал, поскольку никаких действий не предпринимал, ограничившись устным обсуждением с ведущим специалистом Совета депутатов А.Г.Г.
В то время как, из письма администрации МО ЗАТО ФИО3 Оренбургской области № 636 от 12.04.2012 года главе МО ЗАТО ФИО3 ФИО2 (вход № от дд.мм.гг.) следует, что администрация МО ЗАТО ФИО3 предлагает на рассмотрение очередного заседания Совета депутатов 23.04.2012 года следующие вопросы: 1. «О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО3 на 2012 год и плановые период 2013-2014 года»; 2. «Об утверждении тарифов по платным услугам в муниципальных образовательных учреждениях МО ЗАТО ФИО3 Оренбургской области»; 3. О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана МО ЗАТО ФИО3»; 4. О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО3 Оренбургской области; 5. «Об утверждении порядка замены гражданами жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, на жилое помещение меньшего размера».
Вместе с тем, согласно письму депутатов от избирательных округов №2 и №3 главе МО ЗАТО ФИО3 ФИО2 (вход. № от дд.мм.гг.) решением Совета депутатов от 20.03.2012 года установлена дата проведения очередного заседания на 23 апреля 2012 года. Главе МО поступил ряд проектов муниципальных правовых актов, однако только часть из них доведена установленным порядком депутатам, при этом повестка очередного заседания Совета депутатов так и не сформирована. Депутаты вносят предложения по повестке заседания: 1. «О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО3 на 2012 год и плановые период 2013-2014 года»; 2. О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана МО ЗАТО ФИО3»; 3. «Об утверждении тарифов по платным услугам в муниципальных образовательных учреждениях МО ЗАТО ФИО3 Оренбургской области»; 4. О принятии Положения «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда муниципального образования ЗАТО ФИО3 Оренбургской области; 5. О назначении публичных слушаний по проекту нормативного правового акта Совета депутатов муниципального образования городской округ ЗАТО ФИО3 Оренбургской области; 6. «О протоколе девятнадцатого заседания Совета депутатов муниципального образования ЗАТО ФИО3 Оренбургской области четвертого созыва от 22 декабря 2011 года»; 7. «О назначении даты проведения очередного заседания Совета депутатов».
При этом к данному письму приложены проекты решений:
«О назначении публичных слушаний по проекту нормативного правового акта Совета депутатов муниципального образования городской округ ЗАТО ФИО3 Оренбургской области «Устав муниципального образования городской округ ЗАТО ФИО3 Оренбургской области»»;
«Об Уставе муниципального образования городской округ ЗАТО ФИО3 Оренбургской области»;
«О протоколе девятнадцатого заседания Совета депутатов муниципального образования ЗАТО ФИО3 Оренбургской области четвертого созыва от 22 декабря 2011 года»;
«О назначении даты очередного заседания Совета депутатов муниципального образования ЗАТО ФИО3 Оренбургской области».
Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья12); оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья130, часть1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (статья132, часть1); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья133).
Приведенные конституционные положения и корреспондирующие им положения Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985года (ратифицирована Российской Федерацией), исходящей из существования в государствах - членах Совета Европы органов местного самоуправления, которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций (преамбула), устанавливают фундаментальный принцип самостоятельности местного самоуправления, который действует применительно в том числе к решению вопросов местного значения.
Исходя из положений, изложенных в статье 3 Европейской хартии местного самоуправления», Конституции Российской Федерации (ст.130 п.2, ст.133) и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность через депутатов, действующих в рамках закона и в интересах местного населения.
В соответствие с частью 14 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования,.. .»
Муниципальное образование представляет собой территориальное объединение граждан, коллективно реализующих на основании Конституции Российской Федерации право на осуществление местного самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления подлежат обязательному исполнению на всей территориии муниципального образования.
В Федеральном законом от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ закреплены положения о том, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу (ст.36).
Аналогичные положения содержатся в статье 32 Устава МО ЗАТО ФИО3.
Доводы главы МО ЗАТО ФИО3 ФИО2, что именно он наделен полномочиями по созыву заседания Совета депутатов не оспариваются депутатами, но в данном случае, дата очередного заседания определена муниципальным правовым актом – решением Совета депутатов № 20/2 от 20.03.2012 года, который подлежит обязательному исполнению, в том числе главой МО ЗАТО ФИО3.
Доводы ФИО2, что к заседанию Совета депутатов 23.04.2012 года не были готовы на рассмотрение вопросы для включения в повестку дня опровергаются его объяснениями, что для рассмотрения на очередном заседании Совета депутатов 23.04.2012 г. у него имелись три подготовленных конкретных вопроса (по контрольному органу и по 2-м протестам прокурора Ясненского района).
Кроме того, им не оспаривается, что не было препятствий для рассмотрения 23.04.2012 года вопросов: «О протоколе девятнадцатого заседания Совета депутатов муниципального образования ЗАТО ФИО3 Оренбургской области четвертого созыва от 22 декабря 2011 года»; «О назначении даты проведения очередного заседания Совета депутатов», которые были предложены депутатами.
Кроме того, вопросы «О внесении изменений в решение о бюджете МО ЗАТО ФИО3 на 2012 год и плановые период 2013-2014 года»; О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана МО ЗАТО ФИО3»; 3. «О принятии Положения «О дорожном фонде муниципального образования МО ЗАТО ФИО3 Оренбургской области» стали предметом рассмотрения на внеочередном заседании Совета 03.05.2012 года. По ним были приняты Советом депутатов решения.
Поэтому доводы ФИО2, что вопросы для рассмотрения в Совете 23.04.2012 года не были готовы, опровергаются данным обстоятельством, а также показаниями свидетелей, заявителя ФИО1, руководителем финансового органа Б.Т.П., а также заключением депутатов по вопросу о внесение изменений в бюджет и иными материалами дела.
кроме того, в соответствии со статьей 27 частью 5 Устава МО ЗАТО организацию деятельности Совета осуществляет Председатель Совета, которым является глава ЗАТО ФИО3.
Доводы ФИО2, что он находился в командировке 11,12, 13 апреля правового значения не имеют.
Заявитель ФИО1 является не только депутатом Совета депутатов ЗАТО ФИО3, но и жителем, гражданином этого же муниципального образования.
Бездействие главы МО ЗАТО ФИО3 в части не проведения очередного заседания Совета депутатов существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, то есть нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.
В определение о подготовке дела к судебному разбирательству и в ходе судебного заседания ФИО2 разъяснялись положения ч.1 ст.249 ГПК РФ о том, что обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия должностного лица, возлагается на него, как на должностное лицо, совершившее оспариваемое бездействие.
Однако, должностное лицо ФИО2 доказательств законности совершенного им оспариваемого бездействия суду не представил.
Принимая во внимание изложенное, исходя из содержания приведенных норм материального права и фактических обстоятельства дела, суд приходит к убеждению, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании ст.98 ГПК РФ в пользу заявителя с ответчика надлежит взыскать расходы по государственной пошлине в размере ... рублей.
Руководствуясь ч.1,2,3 ст.258, ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление ФИО1 об оспаривании бездействия должностного лица – главы муниципального образования закрытого административно – территориального образования п. ФИО3 Оренбургской области ФИО2 удовлетворить.
Признать бездействие главы муниципального образования ЗАТО ФИО3 ФИО2, выразившееся в не проведении им заседания Совета депутатов муниципального образования закрытого административно-территориального образования ФИО3 Оренбургской области 23 апреля 2012 года, незаконным.
Взыскать в пользу ФИО1 с ФИО2 расходы по государственной пошлине в размере ... рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме через Ясненский районный суд.
Судья –
мотивированное решение составлено 09 мая 2012 года.
Судья -