ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|1|-346/2012 от 06.07.2012 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

2(1)-346/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ясный 06 июля 2012 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи О.Н.Барышниковой

при секретаре Е.А. Миркуловой

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.Н.Г. к главе муниципального образования /..../К.Э.М. о признании бездействия незаконным и обязать главу МО /..../ проинформировать население о своей работе за период с /дата/ по /дата/ через средство массовой информации МО – газету «Информационный Вестник /..../»

У С Т А Н О В И Л:

З.Н.Г. обратилась в суд с иском главе муниципального образования /..../К.Э.М. о признании бездействия незаконным и обязать главу /..../ проинформировать население о своей работе за период с /дата/ по /дата/ через средство массовой информации МО – газету «Информационный Вестник /..../», мотивируя тем, согласно ч.5 ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Согласно ст.6 Закона Оренбургской области «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления» выборное должностное лицо местного самоуправления не реже одного раза в полугодие:

1. отчитывается перед населением соответствующего муниципального образования о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы во время встреч с ним,

2. информировать население о своей работе через средства массовой информации.

Она является жительницей муниципального образования и имеет право знать, чем занимается глава МО, за что он получает денежное вознаграждение, какие разработал проекты нормативных правовых актов, что сделал для исполнения предвыборной программы? Главой МО нарушены ее права быть информированной о его работе.

Она не знает фактов исполнения главой МО вышеуказанных требований закона, хотя со дня его избрания – /дата/ по настоящее время прошло более полутора лет.

Она не знает случаев отчетов главы МО перед населением. Не было ни одной публикации в «Информационном вестнике /..../» о работе главы МО в /дата/ Нет публикации и в текущем году.

Предвыборные обещания (программа кандидата) К.Э.М. были опубликованы в «Книге победителя», доступной в Интернете. Что сделано им из обещанного, она не знает.

Где декларированное К.Э.М. «создание и обеспечение информационного поля», когда «любой житель /..../ должен иметь возможность получить исчерпывающий, правдивый и своевременный ответ на свои вопросы»?

/дата/ главой МО было проведено некое «собрание жителей» о котором она не знала. Действия главы МО по проведению собрания признаны незаконными (решение Ясненского районного суда от 22.02.2012г. по делу № 2(1)-106/2012, вступило в законную силу 02.05.2012г.).

Считает, что оспариваемое ею бездействие главы МО /..../К.Э.М. совершено в нарушение закона и она не должна выпрашивать у К.Э.М. информацию о его работе.

Ответчик нарушил процедуру отчетности перед населением и их информировании.

Так как:

1) не отчитывается перед населением соответствующего муниципального образования о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы во время встреч с ним

2) и не информировал население о своей работе через средства массовой информации.

И просит суд признать незаконным бездействие главы муниципального образования /..../ Оренбургской области К.Э.М. заключившееся в не проведении не реже одного раза в полугодие отчетов перед населением МО /..../ о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы и информирования населения о своей работе через средства массовой информации, и обязать главу муниципального образования /..../ Оренбургской области К.Э.М. проинформировать население МО /..../ о своей работе за период с /дата/ по /дата/ через средства массовой информации муниципального образования - газету «Информационный Вестник /..../».

Представитель истца-ФИО1. в судебном заседании исковые требования поддержал и суду показал, что с момента вступления в должность главы МО от К.Э.М. не было ни одного отчёта о проделанной работе, хотя форма отчёта предусмотрена ст.6 ФЗ Оренбургской области «О статусе выборного должностного лица», и где также указано, что выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетно населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Выборное должностное лицо поддерживает связь с населением соответствующего муниципального образования, принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан: рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения; содействует развитию территориального общественного самоуправления и других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления не реже одного раза в полугодие отчитывается перед населением соответствующего муниципального образования о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы во время встреч с ним, а также информирует население о своей работе через средства массовой информации.

Предвыборная программа К.Э.М. была опубликована в книге «Победителей», где он давал обещания населению, но в ходе выполнения предвыборной программы, также не информировал население о проделанной работе.

Ст.5 Закона Оренбургской области «О противодействии коррупции в Оренбургской области» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется на следующих основных принципах:

обеспечения необходимой правовой регламентации деятельности государственных органов Оренбургской области и органов местного самоуправления, гласности такой деятельности, общественного контроля за ней;

совершенствования структуры органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления, а также процедуры принятия решений, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Положение подконтрольности закреплено в ч.5 ст.36 ФЗ-131, которая гласит о том, что глава МО подотчётен и подконтролен населению.

В Федеральном законе от 9 февраля 2009г. N8-ФЗ"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в ст.4 п.1 указаны основные принципы это: открытость и доступность информации. Согласно ст. 6 указанного ФЗ способы обеспечения доступности к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";

В ст. 8 ФЗ данного Закона указано, что пользователь имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Ст.11 ФЗ-8 основными требованиями при обеспечении доступа к информации является: соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов.

Во взаимосвязи со ст.6 ФЗ-8, глава МО обязан отчитываться о своей работе перед избирателями. К.Э.М. не выполнял такие обязанности. Он ни разу не отчитывался о своей деятельности. Поэтому истец настаивает на исковых требованиях, и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика -ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду показала, что считает, что доводы З.Н.Г. не соответствуют ч.5.1 ст. 36 ФЗ-131 который предусматривает ежегодный отчёт главы МО, а не один раз в полугодие. З.Н.Г. пишет в своём заявлении, что не знает ничего о работе главы МО и о его предвыборной программе. Считаю, что её доводы не обоснованны. В ... проводился отчёт /дата/ перед населением, /дата/ перед Советом депутатов, так же приглашали туда и население. О том, что проводился отчет имеется протокол заседания и решение собрания граждан.

Кроме того, глава МО ведёт ежедневный приём граждан, имеются публикации о его работе в газете /..../ Все эти статьи говорят, о том, что К.Э.М. не бездействует. Что касается его предвыборной программы, то результат нужно спрашивать когда пройдёт пол срока, т.е. 2,5 года, так как программа рассчитана на 5 лет. Кроме того необходимо учитывать, что К.Э.М.. на 4 месяца был удален в отставку и не мог исполнять обязанности главы МО.

/дата/ глава МО проводил отчёт перед Советом депутатов, но из депутатов была одна Ф.. Так как из депутатов присутствовала одна Ф., то протокол не составлялся и получился вторичный отчёт перед населением.

Ежегодный отчёт предусмотренный ст.36 ФЗ-131, проводится когда глава на сроке более 1 года или на работает второй срок, то можно отчитываться и 2 раза в год, а у нас глава МО был избран впервые. В рамках 131-ФЗ глава МО должен проработать ровно год, чтобы отчитаться о проделанной работе. К.Э.М.. считает, что он отчитался /дата/ и /дата/.

Отдельного отчета в письменной форме нет.

К.Э.М.. не опубликовывал свой отчёт, он только давал информацию о своей работе в областной газете /..../.

К.Э.М. настаивает что бы З.Н.Г. отказать в заявленных требованиях.

Третьи лица -депутаты Совета депутатов МО /..../ в судебное заседание не явились, от них поступили заявления о рассмотрении дела без их участия, требования истца поддерживают.

Суд, заслушав представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.5 ст.36 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"- Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

В Федеральном законе от 9 февраля 2009г. N8-ФЗ"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в ст.4 п.1 указаны основные принципы это: открытость и доступность информации. Согласно ст. 6 указанного ФЗ способы обеспечения доступности к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";

В ст. 8 № 8-ФЗ указано, что пользователь имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Ст.11 ФЗ-8 основными требованиями при обеспечении доступа к информации является: соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов.

Во взаимосвязи со ст.6 ФЗ-8, глава МО обязан отчитываться о своей работе перед избирателями.

На основании ст.6 Закона Оренбургской области от 12 сентября 1997 г. N 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления"- выборное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетно населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Уставом муниципального образования устанавливаются основания для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанного лица.

Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Оренбургской области для проведения местного референдума с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выборное должностное лицо поддерживает связь с населением соответствующего муниципального образования, принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан: рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения; содействует развитию территориального общественного самоуправления и других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления не реже одного раза в полугодие отчитывается перед населением соответствующего муниципального образования о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы во время встреч с ним, а также информирует население о своей работе через средства массовой информации.

Согласно протоколу от /дата/ по результатам выборов главы муниципального образования МО /..../ Оренбургской области К.Э.М. признали избранным главой МО /..../.

Согласно распоряжению /номер/-р от /дата/К.Э.М. вступил в должность главы МО и приступил к исполнению служебных обязанностей с /дата/

Согласно ст.32 п.4 Устава МО /..../- глава подконтролен и подотчетен населению /..../ и Совету.

Суд приходит к убеждению, что в данном случае имеет место спор публично – правового характера, в котором с одной стороны выступают граждане, а с другой стороны - должностное лицо.

Из показаний представителя ответчика видно, что К.Э.М. не опубликовывал свой отчёт, он только давал информацию о своей работе в областной газете /..../, но как видно из данных статей: « ...», «...», «...»,»...», информации о работе или какого либо отчета главы МО К.Э.М. не усматривается. Кроме того представитель ответчикам пояснил, что отдельного отчета в письменной форме нет.

Письменные обращения к жителям /..../ также не являются подтверждением факта отчетности о проделанной работе главы МО.

Из протокола /номер/ от /дата/ года видно, что на повестке дня стоит вопрос о ежегодном отчете главы МО за /дата/ год и решением от /дата/ деятельность главы МО признана удовлетворительной, но решением Ясненского районного суда от 17.02.2012 года действия главы МО К.Э.М. по проведению собрания граждан /дата/ были признаны незаконными. Апелляционным определением от /дата/ решение Ясненского районного суда от /дата/ оставлено без изменения, решение вступило в законную силу /дата/, следовательно отчет главы МО перед населением о проделанной работе за /дата/ год не состоялся.

Указание представителя ответчика на то, что /дата/ глава МО проводил отчёт перед Советом депутатов, но из депутатов была одна Ф.. Так как из депутатов присутствовала одна Ф., то протокол не составлялся и получился вторичный отчёт перед населением, также не состоятелен, поскольку отсутствуют документы подтверждающие о том, что собрание проводилось, и кроме того назначение и проведение собрания осуществляется с соблюдением требований Положения «О собраниях и конференциях граждан ( собраниях делегатов) в муниципальном образовании /..../» от /дата/.

В судебном заседании установлено, что глава МО /..../К.Э.М. перед населением о проделанной работе и о ходе исполнения предвыборной программы с /дата/ не отчитывался, и в средствах массовой информации свой отчет не опубликовывал

Указание представителя ответчика в том, что глава МО в соответствии с ФЗ-131 должен отчитываться 1 раз в год, а не 1 раз в полугодие, как просит истец, не является существенным нарушением, поскольку в ст.6 ЗаконаОренбургской области от 12 сентября 1997 г. N 130/32-ОЗ "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" установлено, что выборное должностное лицо местного самоуправления не реже одного раза в полугодие отчитывается перед населением соответствующего муниципального образования о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы во время встреч с ним, а также информирует население о своей работе через средства массовой информации и по своей сути не противоречит ст.36 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194- 198, ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные исковые требования З.Н.Г. к главе муниципального образования закрытого административно – территориального образования п. /..../ Оренбургской области К.Э.М. о признании бездействия незаконным и обязании главы МО /..../ проинформировать население о своей работе за период с /дата/ по /дата/ через средство массовой информации МО – газету «Информационный Вестник /..../», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы муниципального образования закрытого административно – территориального образования /..../ Оренбургской области К.Э.М. в не проведении не реже одного раза в полугодие отчетов перед населением МО /..../ о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы и информирования населения о своей работе через средства массовой информации.

Обязать главу муниципального образования /..../К.Э.М. проинформировать население МО /..../ о своей работе с /дата/ по /дата/ через средство массовой информации муниципального образования – газету «Информационный Вестник /..../».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2012 года.

Судья / подпись/

Решение вступило в законную силу 11.08.20112 г.

Судья О.Н.Барышникова