ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|1|-443/2021 от 29.10.2021 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИН 56RS0044-01-2021-000735-62

№ 2(1)-443/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ясный 29 октября 2021 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,

при секретаре – помощнике судьи Касаевой В.С.

с участием представителя истца МП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального предприятия «Коммунально – эксплуатационное предприятие» Городского округа ЗАТО ФИО1 Оренбургской области к ФИО3 о возмещении ущерба за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие «Коммунально – эксплуатационное предприятие» Городского округа ЗАТО ФИО1 Оренбургской области обратилось в Ясненский районный суд с исковым заявлением к ФИО3 о возмещении ущерба за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

В обоснование заявленных требований указано, что истец на основании устава предприятия, договора управления многоквартирными домами от дд.мм.гг. обеспечивает ФИО3 жилищно – коммунальными услугами по адресу: ... ФИО3 проживает без регистрации в указанном жилом помещении, согласно договору коммерческого найма жилого помещения от дд.мм.гг.. дд.мм.гг. при техническом осмотре и проверке показаний приборов учета по адресу: ..., был обнаружен магнит на счетчике холодного водоснабжения. Данное действие является несанкционированным вмешательством в работу прибора учета холодного водоснабжения. По данному факту несанкционированного потребления холодного водоснабжения, водоотведения, контролером водопроводного хозяйства МУП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 был составлен акт технического осмотра и проверки приборов холодного и горячего водоснабжения от дд.мм.гг.. Объем несанкционированного потребления холодной воды за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. составляет 1 430, 78 м3, из которых 1 430, 78 м3 (93 календарных дня) х 45,67 руб. (стоимость 1м3, согласно тарифу, утвержденному Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 231-в от 07.12.2020) = 65 343, 72 руб.

Объем несанкционированного потребления водоотведения для холодной воды за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. составляет 1 430, 78 м3, из которых 1 430, 78 м3 (93 календарных дня) х 22,21 руб. (стоимость 1м3, согласно тарифу, утвержденному Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 231-в от 07.12.2020) = 31 777, 62 руб.

Истец МП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 просит суд взыскать с ответчика в свою пользу материальный ущерб, причиненный несанкционированным вмешательством в работу прибора учета в размере 97 121, 34 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 114 руб.

Определением Ясненского районного суда от 14 сентября 2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена администрация Городского округа ЗАТО ФИО1 Оренбургской области.

В судебном заседании представитель истца МП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить. Указав, что дд.мм.гг. при техническом осмотре и проверке показаний приборов учета в квартире ответчика был обнаружен магнит на счетчике холодного водоснабжения, антимагнитная пломба была нарушена, счетный механизм прибора учета не срабатывал. С дд.мм.гг. ответчиком показания счетчика холодного водоснабжения не передавались, начисление производилось по нормативам потребления.

Ответчик ФИО3 и представитель третьего лица администрация Городского округа ЗАТО ФИО1 Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 113, ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Частью 1 стати 540 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Оплата энергии в соответствии с ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч. 2 ст. 544 ГК РФ).

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 154 названного кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

Согласно п. 82 Правил № 354, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки.

Указанные п. 83 Правил № 354 проверки, указанные в п. 82, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: ... является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированный правах на объект недвижимости от дд.мм.гг..

дд.мм.гг. между администрацией Городского округа ЗАТО ФИО1 Оренбургской области и ФИО3 заключен договор коммерческого найма жилого помещения, расположенного по адресу: ..., состоящего из 2 комнат общей площадью 43,8 кв. м., по условиям которого, спорное жилое помещение было предоставлено нанимателю и членам его семьи в срочное возмездное владение и пользование. В качестве лиц, имеющих право проживать в жилом помещении указаны: ФИО4 О7, Ф.И.О8

Учредителем МП «Коммунально – эксплуатационное предприятие» Городского округа ЗАТО ФИО1 Оренбургской области является администрация муниципального образования ЗАТО ФИО1 Оренбургской области, что подтверждается Уставом.

Пунктом 2.2. Устава установлено, что предметом деятельности МУП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 является обеспечение потребителей жилищно – коммунальными услугами.

дд.мм.гг. между муниципальным предприятием «Коммунально – эксплуатационное предприятие» муниципального образования ЗАТО ФИО1 Оренбургской области и муниципальным образованием Закрытое административно – территориальное образование (ЗАТО) ФИО1 Оренбургской области, в целях осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: ..., заключен договор управления многоквартирными домами . По условиям указанного договора управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом в том, числе предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.

Распоряжением муниципального образования ЗАТО ФИО1 Оренбургской области № 534-р от 17 июня 2013 года «Об определении гарантирующей организации и установлении зоны её деятельности» для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения ЗАТО ФИО1 решено определить муниципальное предприятие «КЭП» ЗАТО ФИО1 гарантирующей организации и установлении зоны её деятельности.

дд.мм.гг. между МП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 (управляющая организация) и ФИО3 (потребитель) заключен договор на техническое обслуживание жилого помещения и предоставления жилищно – коммунальных услуг нанимателю жилого помещения, по условиям которого управляющая организация предоставляет потребителю следующие жилищно – коммунальные услуги: содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, а потребитель своевременно и в полном объеме должен вносить плату за потребленные коммунальные услуги и содержание общего имущества.

Из журнала учета заявок 2 участка следует, что дд.мм.гг. в 5 час 55 минут в ... по адресу: ..., произошла течь в ванной комнате.

дд.мм.гг. представителями МП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 был осуществлен выход по адресу: ... целью устранения течи и обследования приборов учета воды.

В присутствии нанимателя ... по адресу: ..., был составлен акт обследования индивидуальных приборов учета воды. При обследовании сотрудниками МП «КЭП» ГО ЗАТО ФИО1 был обнаружен магнит, установленный на приборе учета холодного водоснабжения СГВ – 15 . Установлено, что учетный механизм не срабатывал, целостность пломбы не повреждена.

По адресу: ... было произведено доначисление платы за услуги по холодному водоснабжению в соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. исходя из объема коммунального ресурса, рассчитанного как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы, и предъявлена претензия, согласно которой за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. задолженность составила 97 121, 34 руб.

Так, объем несанкционированного потребления холодной воды за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. составляет 1 430, 78 м3, из которых 1 430, 78 м3 (93 календарных дня) х 45,67 руб. (стоимость 1м3, согласно тарифу, утвержденному Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 231-в от 07.12.2020) = 65 343, 72 руб.

Объем несанкционированного потребления водоотведения для холодной воды за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. составляет 1 430, 78 м3, из которых 1 430, 78 м3 (93 календарных дня) х 22,21 руб. (стоимость 1м3, согласно тарифу, утвержденному Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 231-в от 07.12.2020) = 31 777, 62 руб.

Как следует из показаний потребителя, проживающего по адресу: ..., и пояснений представителя истца, ФИО3 показания прибора холодного водоснабжения передавались последний раз дд.мм.гг..

Из оборотно – сальдовых ведомостей и платежных документов за период с апреля по сентябрь 2021 года видно, что начисления за холодное водоснабжение и водоотведение производилось по нормативу потребления.

В соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы, за период, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с пп. г п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Между тем, представленные ответчиком фотоматериалы с обнаруженным магнитом на приборе учета холодной воды сами по себе не свидетельствуют об его негативном воздействии на работу прибора учета. Более того, счетчики холодной и горячей воды типа СХВ-15, СГВ-15, СХВ-20, СГВ-20 с антимагнитной защитой устойчивы к воздействию магнитного поля, создаваемого постоянным магнитом с напряженностью до 140 кА/м., что следует из руководства по эксплуатации.

Согласно статье 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В нарушение требований указанной нормы права доказательств, того, что напряженность обнаруженного и установленного на водомере ответчика магнита останавливало либо замедляло счетный механизм водомера, истцом суду не представлено. Ходатайств о назначении соответствующей экспертизы для установления либо опровержения указанного факта со стороны истца не поступало.

Более того, из содержания акта технического осмотра и проверки приборов холодного и горячего водоснабжения от дд.мм.гг. не усматривается, что учетный механизм прибора учета не срабатывал, именно от воздействия магнита.

Информации об изъятии обнаруженного на счетчике магнита не имеется, магнит в судебное заседание не представлен.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что с дд.мм.гг. размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению ответчику определялся истцом без учета показаний индивидуального прибора учета на основании норматива потребления, т.е. вне зависимости от состояния прибора учета, следовательно, действия ответчика нельзя признать несанкционированным вмешательством в работу прибора учета, причиненными материальный ущерб истцу.

Доводы представителя истца о том, что обнаружение управляющей компанией факта вмешательства в работу прибора учета путем использования на счетчике магнита является повреждением счетчика, судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Поскольку влияние магнита на работу прибора учета не установлено, основания для взыскания с ответчика перерасчета за холодное водоснабжение у суда отсутствуют.

Таким образом, надлежащих допустимых доказательств наличия вины ответчика во вмешательство в прибор учета воды, а равно тому, что обнаруженный в приборе учета воды магнит каким-либо образом изменил метрологические характеристики и повлиял на работу счетчика и правильный учет поставленной в спорный период воды, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца о возмещении ущерба за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований муниципального предприятия «Коммунально – эксплуатационное предприятие» Городского округа ЗАТО ФИО1 Оренбургской области к ФИО3 о возмещении ущерба за несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.

Судья

Решение в окончательной форме вынесено 03 ноября 2021 года

Судья