ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|1|-474/2011 от 27.09.2011 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

(1)-474/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ясный 27 сентября 2011 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи О.Н. Барышниковой

при секретаре Т.В. Никитиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Н.В. к ООО «...» о признании требования ООО «...» о необходимости разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в квартирах типовых многоквартирных жилых домов незаконным, обязании ООО «...» возместить ему материальный ущерб, возникший вследствие незаконного навязывания разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в размере руб., снятие копий документов – руб., взыскать причиненный моральный вред в размере руб., возмещении расходов по уплаченной государственной пошлине в сумме рублей и обязании ООО «...» исключить из перечня услуг разработку рабочих проектов и технических условий для установки приборов учета для квартир в типовых многоквартирных домах, как незаконные,

У С Т А Н О В И Л :

М.Н.В. обратился в суд с иском к ООО «...» о признании требования ООО «...» о необходимости разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в квартирах типовых многоквартирных жилых домов незаконным, обязании ООО «...» возместить ему материальный ущерб, возникший вследствие незаконного навязывания разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в размере руб., снятие копий документов – ., взыскать причиненный моральный вред в размере руб., возмещении расходов по уплаченной государственной пошлине в сумме рублей и обязании ООО «...» исключить из перечня услуг разработку рабочих проектов и технических условий для установки приборов учета для квартир в типовых многоквартирных домах, как незаконные, указывая на то, что он обратился в ООО «...» с заявлением об установке приборов учета (счетчиков) холодной и горячей воды. От него потребовали оплатить в кассу руб. за разработку рабочего проекта и технических условий на установку приборов учета холодной и горячей воды. Только после их изготовления ... произведет монтаж этих приборов учета. Им были выполнены эти требования. Рабочий проект и технические условия были разработаны. Однако при их подготовке никто из работников ООО ...» к нему в квартиру не приходил, не осматривал место установки приборов учета и не производил никаких замеров для составления рабочей схемы. В результате рабочий проект был выполнен с ошибками, часть из которых была устранена.

Он обращался в устной форме в материально - технический отдел, планово – экономический отдел ООО «...» с вопросом необходимости разработки такого рабочего проекта и технических условий для квартир в типовых многоквартирных жилых домах, на что он не получил внятного ответа. Он дважды устно обращался с этим вопросом к руководителю ООО «...» лично, но ответа не получил.

На свое письменное обращение к руководству ООО «...» получил ответ за исх. от дд.мм.гг. с общими фразами, не отвечающими на поставленный вопрос.

В Рабочем проекте указано, что он разработан в соответствии с «Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в Российской Федерации утвержденными Постановлением от дд.мм.гг.. Однако такого документа нет. С таким названием имеется Постановление Правительства РФ от дд.мм.гг., которое не распространяется на отношения с гражданами. О чем имеется соответствующий пункт в данном постановлении.

Он обратился в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Юго – Восточный Территориальный отдел, который в своем письменном ответе за от дд.мм.гг. подтвердил этот факт.

В ответе государственной жилищной инспекции по ... от дд.мм.гг. указано, что Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г №149 утвержден порядок установки приборов учета и необходимые для этого документы. В этом Приказе ничего не говорится о необходимости разработки Рабочего проекта. Что касается технических условий, то они нужны в том случае, если необходимо выполнение технических мероприятий по подготовке объекта для установки приборов учета. В таких технических мероприятиях в его случае не было необходимости.

Считает, что ООО «...» незаконно навязало ему разработку ненужных документов (рабочего проекта и технических условий) для установки приборов учета, чем нанесло ему материальный ущерб в размере руб.

Просит суд его требования удовлетворить.

В предварительном судебном заседании дд.мм.гг., к участию в деле в качестве ответчиков привлечены ООО «...» и ООО «...».

Истец М.Н.В. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, на своих требованиях настаивает.

Из оглашенных пояснений М.Н.В. видно, что разработку рабочего проекта и тех.условий от него требовало ООО «...».

Договор подряда на монтаж приборов учета заключался с ООО «...», которое является производственным подразделением ООО «...» и осуществляет практическую установку приборов учета.

Договор подряда заключался только на монтаж приборов учета, в нем не оговаривается о разработке рабочего проекта и тех.условий, и он не предъявляет никаких претензий к установке приборов учета.

ООО «...» утверждают, что они коммерческая организация, не передают энергоресурсы, у них нет инженерно-технических сетей, и поэтому на них не распространяется Приказ Минэнерго № 149 от 07.04.2010 г., но в ответе в прокуратуру, ООО «...» утверждают обратное, что «документом, регламентирующим условия заключения на установку приборов учета является - Приказ Минэнерго № 149 от 07.04.2010 г. « Об утверждении порядка заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки (замены) и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Согласно договора на управление ООО «...» от дд.мм.гг., ООО «...» является управляющим звеном в структуре ЖКХ, руководящим производственными подразделениями, такими как ООО ...», ... и другими, скрывающимися под юридически обособленными организациями.

Считает, что ООО «...» является организацией, уполномоченной оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном, муниципальном или общественном жилищном фонде, которой передано право управления жилищным фондом и которое осуществляет свою деятельность через свои производственные подразделения, такие как ООО «...», ... и другие, согласно договоров на управление.

ООО «...» в своем ответе в прокуратуру указывает на то, что необходимость разработки рабочего проекта обусловлена требованиями п. 38 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167). Но данное постановление не распространяется на отношения с гражданами, об этом говориться и в самом постановлении.В приказе Минэнерго РФ № 149 нет требований разработки рабочего проекта и технических условий в перечне необходимых документов при установке приборов учета.

Он никаких заданий на разработку рабочего проекта и технических условий ООО «...» не давал, хотя в рабочем проекте указано, что основанием для разработки рабочего проекта является задание заказчика и тех.условия.

Просит суд признать требование ООО «...» о необходимости разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в квартирах типовых многоквартирных жилых домов незаконным, обязать ООО «...» возместить ему материальный ущерб, возникший вследствие незаконного навязывания разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в размере руб., снятие копий документов – руб., взыскать причиненный моральный вред в размере руб. и расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме рублей.

Из оглашенных показаний М.Н.В., данных в судебных заседаниях дд.мм.гг. и дд.мм.гг. видно, что данными действиями ему причинен моральный вред, поскольку это все на нервах было, у него поднялось давление. Он пенсионер, живет один. Незаконность составления и оплаты рабочего проекта и технических условий, причинило ему моральные страдания, он неоднократно обращался во все инстанции, ему везде отвечали, что незаконно с него затребовали рабочий проект, а ООО «...» считают, что они правы.

В технические условия ответчик перенес все данные с паспортов счетчиков, не понятно, зачем это нужно, поскольку технические условия включают в себя мероприятия, которые необходимы для установки счетчиков, и почему он должен это оплатить.

Представитель ответчика ООО «...» Рыбак А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и суду показала, что М.Н.В. обратился в ООО «...» с заявлением дд.мм.гг., где просит установить приборы учета холодной и горячей воды по адресу: .... Они ему показали комплекс услуг, где входит разработка рабочего проекта и тех.условий. М.Н.В. оплатил в кассу рублей и подписал акт о приемке выполненных работ. Когда выяснилось, что необходимо провести дополнительные работы по монтажу, то М.Н.В. заключил договор подряда от дд.мм.гг. с ООО «...» на монтаж приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Фактически М.Н.В. с ООО «...» договор не заключал, но именно ООО «...» оказывало услуги по разработке рабочего проекта и технических условий и взяло с него оплату. Счетчики устанавливало ООО «...». У Х.И.О. имеется доверенность от ООО «...» на подписание актов ввода приборов учета в эксплуатацию.

ООО «...» является владельцем инженерных сетей, что подходят к домам. ООО «...» только принимает счетчики и составляет акт ввода и за это берет оплату. В рассматриваемом случае оплата указанных услуг составила рубль коп.( л.д.69).

Между ООО «...» и ООО «...» заключен договор на оказание ООО «...» услуг по учету и выдаче акта ввода по эксплуатации приборов учета.

М.Н.В. заключил договор подряда от дд.мм.гг. с ООО «...» на монтаж приборов учета холодного и горячего водоснабжения.

ООО «...» сделало рабочий проект и выдало тех.условия, договор на указанные работы не заключался, имеется только оплата и акт выполненных работ.

За рабочий проект и тех.условия денежные средства поступили в ООО «...», а за монтаж и установку приборов учета в ООО «...».

За составление актов ввода в эксплуатацию денежные средства поступили в ООО «...».

Из оглашенных показаний представителя ответчика ООО «... Рыбак А.Н., данных в судебных заседаниях дд.мм.гг. и дд.мм.гг. видно, что Порядок установки приборов учета, утвержденный Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», на который ссылается истец, распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении производственных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы, т.е. на ресурсоснабжающие организации.

Так как ООО «...» не является ресурсоснабжающей организацией, данный порядок на него не распространяется.

Иная нормативная документация, регламентирующая порядок установления приборов учета воды, отсутствует.

Также они пользуются постановлением от дд.мм.гг., где истец указывает, что есть пункт, о том, что оно не распространяется на граждан, но кроме положения, есть письмо № ЛЧ-35-55/12, где говорится, что данные положения могут применяться к гражданам, если отсутствует другая нормативная база.

В постановлении от дд.мм.гг. в п.38 сказано, что абонент до начала комплектации узла учета представляет техническую документацию (проект, рабочие чертежи, эскиз, схему) организации водопроводно-канализационного хозяйства, которая в течение не более 15 дней письменно сообщает о замечаниях либо их отсутствии. Непредставление письменного сообщения в указанный срок считается отсутствием замечаний.

Считает, что рабочий проект необходим, поскольку счетчик может быть установлен не там, и не на той трубе, эти моменты все оговариваются в рабочем проекте.

Представитель ответчика ООО «...» Рыбак А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и суду показала, что ООО «...» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет снабжение теплом, горячей, холодной водой. ООО «...» не производит установку (монтаж) приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Договора с М.Н.В. не заключало и не требовало разработки рабочего проекта и технических условий.

Представитель ответчика ООО «...» Рыбак А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и суду показала, что между ООО «...» и М.Н.В. заключался договор подряда на установку ( монтаж) приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Оплату за данные услуги получило ООО «...». М.Н.В. оплатил в кассу ООО «...» и на основании агентского договора ООО «...» перечислило ООО «...» за указанную работу.

Из оглашенных показаний представителя ООО «...» А.Н.Г., данных ею в судебных заседаниях дд.мм.гг. и дд.мм.гг., видно, что перечень услуг у них на предприятии в письменном виде отсутствует. Кто к ним с чем обращается и в чем возникает необходимость, то получаются услуги.

У них есть положение на предприятии о порядке установки и обслуживания ООО «...» приборов учета расхода горячей и холодной воды в жилых помещениях .... В данном положении расписан весь порядок предоставления данных услуг.

Кроме того, истец ссылается на порядок установки приборов учета, утвержденный Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. №149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», который распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении производственных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы, т.е. на ресурсоснабжающие организации.

ООО «...» не является ресурсоснабжающей организацией, и данный порядок на него не распространяется.

Иная законная регламентация отсутствует. Они коммерческая организация и действующее законодательство не запрещает им оказывать различные виды коммерческих услуг.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено, что разработку рабочего проекта и технических условий от истца требовало ООО «...», что подтверждается показаниями его представителя, который показал, что ООО «...» сделало рабочий проект и выдало тех.условия, договор на указанные работы не заключался, имеется только оплата и акт выполненных работ.

Из « Рабочего проекта узла коммерческого учета потребления холодной и горячей воды по адресу: ...», исполненного главным инженером ООО «...» следует, что он выполнен в соответствии с «Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в Российской Федерации» утвержденными постановлением от дд.мм.гг.. Основанием для разработки проекта служит задание заказчика, технические условия , 719а. (л.д. 5-11).

Согласно пояснений истца, он никакого задания ООО «...» на разработку рабочего проекта не давал, что также видно и из заявления М.Н.В. видно, что он обращался в ООО «...» и просил только установить приборы учета холодной и горячей воды по адресу ... ( л.д.116).

Из технических условий и а на создание коммерческого узла учета холодной воды и на создание коммерческого узла учета горячей воды следует, что они утверждены главным инженером ООО «...», содержится запись о том, что М.Н.В. получил технические условия дд.мм.гг.. (л.д. 12-13).

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от дд.мм.гг.М.Н.В. оплатил в ООО «...» руб. коп. за комплекс услуг по установке приборов учета. (л.д.14).

Из договора подряда от дд.мм.гг. следует, что между ООО «...» - подрядчиком и М.Н.В. – заказчиком заключен данный договор на монтаж приборов учета холодного и горячего водоснабжения. В срок до дд.мм.гг. по адресу : .... В договоре имеются подписи сторон, согласно п.4.1 стоимость работ указывается в акте приема-передачи по окончании работ с указанием использованных материалов и дополнительно произведенных работ и в акте- приема передачи, указана сумма руб.коп. за монтаж приборов учета холодного и горячего водоснабжения о составлении о оплате рабочего проекта в договоре не указано. (л.д.15).

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от дд.мм.гг.М.Н.В. оплатил в ООО «... руб. коп. за услуги по монтажу приборов учета холодного и горячего водоснабжения. (л.д.14).

Согласно письма директора ООО «...» на имя М.Н.В., установка приборов учета горячего и (или) холодного водоснабжения является коммерческой услугой оказываемой предприятием по заявлению граждан и составлением договора подряда. Установка приборов осуществляется только из материалов исполнителя, так как в противном случае исполнитель не может гарантировать качество выполнения работ и последующую безаварийную эксплуатацию. Стоимость проекта и технических условий соответствует утвержденной на предприятии калькуляции. Услуга считается коммерческой, не регулируется уровнем цен. Данная услуга регулируется экономически обоснованным расчетом. Необходимость составления проекта обусловлена наличием индивидуальных особенностей в строении зданий, сооружений, в которых устанавливаются приборы учета. Разработка проектных решений данных систем выполняется лицом имеющим допуск. (л.д.20).

Согласно письма руководителя Юго – Восточного ТО Управления Роспотребнадзора по ... от дд.мм.гг.М.Н.В., разработка проекта ООО «...» для него осуществлялась в соответствии с Правилами пользования системами водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.12.1999 г. №167, которые не распространяются на отношения с гражданами. (л.д.21).

Согласно письма заместителя начальника государственной жилищной инспекции по ... от дд.мм.гг.- на имя М.Н.В. следует, что вопрос поставленный в его обращении по обоснованности разработки проектной документации по установке счетчиков холодной и горячей воды и взимании платы за выполненные работы не относится к компетенции жилищной инспекции. (л.д.22-24).

Согласно ответа и.о. прокурора ... на имя М.Н.В. от дд.мм.гг., была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в нарушение норм законодательства, ООО «...», при заключении договора подряда с М.Н.В., на установку приборов учета холодного и горячего водоснабжения, навязало потребителю коммунальных услуг невыгодные условия, а именно требования по оплате услуг по составлению рабочего чертежа на установку коммерческих приборов учета, при том, что федеральными законами и НПА указанное требование не предусмотрено.

Договор подряда , не соответствует требованиям п.9 ст.13 Федерального закона от дд.мм.гг. – ФЗ, в части условия об оплате цены равными долями в течении 5 лет с даты заключения (договором данное условие не предусмотрено).

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положение о порядке установки и обслуживания ООО «...» приборов учета расхода горячей и холодной воды в жилых помещениях ..., составлено на основании Приказа Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. № 149.

В силу ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"*(176) оплата электрической и тепловой энергии производится за фактически принятое потребителем количество электрической и тепловой энергии в соответствии с данными учета электрической и тепловой энергии, если иное не предусмотрено федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон. Такой учет в первую очередь могут обеспечить объективные показатели соответствующих приборов.

Система приборного учета услуг обеспечивается путем установки приборов учета. Не допускается установка, ремонт и (или) обслуживание приборов учета гражданами. Для установки в жилищном фонде допускаются приборы учета (например, воды) из числа внесенных в Государственный реестр средств измерений Госстандарта РФ.

Порядок оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом приборов учета определяется договором между нанимателем, арендатором, собственником жилого помещения и организацией, оказывающей названные услуги. Порядок оплаты гражданами оказанных им услуг по показаниям приборов учета определяется договором. В договоре может быть предусмотрен порядок оплаты по показаниям приборов учета как снимаемым ежемесячно, так и по средне расчетному показателю с последующей выверкой фактически отпущенных ресурсов и расчетов не реже, чем, например, один раз в полгода (в год).

Согласно Устава ООО «...» является юридическим лицом и основными задачами и функциями общества являются: осуществление функций контроля и распоряжения подведомственных ему организаций, и обеспечение комплексного развития, организация ЖКХ. ( л.д.36-37).

Согласно Устава ООО «...» является юридическим лицом и создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности, оказания жилищных и коммунальных услуг населению, предприятиям, организациям, учреждениям и получения прибыли. ( л.д.124-125).

Согласно Устава ООО «...» является юридическим лицом и осуществляет виды деятельности по производству тепловой энергии для целей теплоснабжения и горячего водоснабжения, транспортирование питьевой воды от водоочистных сооружений до потребителей и т.д.

Как видно из учредительных документов ООО «...», ООО «... и ООО «...» являются самостоятельными юридическими лицами, чем опровергается довод истца в том, что ООО «...» и другие организации в жилищно-коммунальной сфере являются подразделениями ООО «...».

Между ООО «...» и ООО «...» заключен договор на управление от дд.мм.гг., где ООО «...» приняла на себя обязанности исполнительного органа ООО «...», определенные его уставом ( л.д.140).

Между ООО «...» и ООО «...» заключен договор на оказание услуг от дд.мм.гг., где в п.1.2 указано, что ООО «...» обязуется оказывать услуги по учету и выдаче актов ввода в эксплуатацию приборов учета.

Доверенностью от дд.мм.гг.Х.И.О. уполномочен от ООО «...» подписывать акты ввода в эксплуатацию приборов учета холодной (горячей) воды в жилых помещениях для населения .... Из актов ввода приборов учета в эксплуатацию отдд.мм.гг. видно, что произведена приемка выполненных работ Х.О.И. ( л.д.17-18).

Каких либо иных договоров между ООО «...» и ООО ««...», что является ресурсоснабжающей организацией, нет.

Поскольку ч.9 ст.13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют..

Данным законом предусмотрена обязательная установка приборов учета используемых энергоресурсов в зданиях и строениях различного назначения и до 1 января 2012г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления комментируемого Закона в силу, обязаны обеспечить оснащение и введение вышеуказанных приборов в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

В части 9 ст.13 Закона об энергосбережении указано, что порядок заключения и существенные условия договоров на установку общих и индивидуальных приборов учета утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов- определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В пункте 3 данного порядка, указано, что договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.

В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.

Закон об энергосбережении возлагает обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов на РСО (ст.13) и определен порядок заключения и существенных условий договора, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденный Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г. № 149, где указано, в п.1.1, что при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы ( оказать услуги) и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 ( в них отсутствует условие о предоставлении чертежа на установку прибора учета), исполнитель в срок не более 15 дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику проект договора, а также технические условия в случае установки(замены) прибора учета.

В рассматриваемом случае ресурсоснабжающей организацией является ООО «...», но договора между данной организацией и ООО «...» на оказание услуг по установке последним приборов учета нет, и ООО «...» не относится к организациям указанным в ч.9 ст.13 Закона на которых возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета.

Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167)

"абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;

Ссылка на указанные правила ООО «...» также несостоятельна, поскольку речь о физических лицах в них не идет.

Исходя из изложенного суд приходит к следующему, что требования ООО «...» о разработке рабочего проекта и технических условий М.Н.В. на установку приборов учета воды в его квартире в многоквартирном доме незаконные.

Как видно из представленного расчета комплекса услуг по установке двух коммерческих приборов учета холодного (горячего) водоснабжения на пластиковый водопровод для населения, туда входит: стоимость по оформлению технических условий -рублей; стоимость разработки рабочего проекта рубля; стоимость по установке двух приборов учета – рублей; стоимость услуг по учету и выдаче акта ввода в эксплуатацию двух приборов учета- рубль коп.

Стоимость разработки рабочего проекта составляет рубля, оформление технический условий рублей.

Требования М.Н.В. об обязании ООО ...» исключить из перечня услуг разработку рабочих проектов и технических условий для установки приборов учета для квартир в типовых многоквартирных домах, как незаконные удовлетворению не подлежат, поскольку как видно из оглашенных показаний представителя ООО «...» данных в судебном заседании у них данные правила не существуют в письменном виде, а поскольку нет правил, то и исключить из них ничего не возможно.

Статья же 15 Закона о защите прав потребителей предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.

При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Суд считает, что требования о возмещении морального вреда подлежат удовлетворению частично, поскольку в судебном заседании установлено, что истец пенсионер, проживает один, следовательно, материальной помощи ему оказать некому, кроме того, как видно из представленной переписки, истец обращался в различные организации по вопросу незаконности разработки рабочего проекта, и ему были даны ответы, что его права в данном вопросе нарушены, но он был вынужден обратиться в суд, поскольку ООО «...» мотивирует свои действия тем, что они коммерческая организация и могут оказывать все те услуги, с которыми к ним обращаются граждане, и брать за это оплату.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом».

На основании ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру от дд.мм.гг. от М.Н.В. принято руб. коп. за ксерокопии. (л.д.14).

Согласно чека-ордера от дд.мм.гг.М.Н.В. уплатил государственную пошлину в размере руб.( л.д.4а).

В судебном заседании установлено, что между ООО «...» и ООО «...» заключен договор на оказание ООО «...» услуг по учету и выдаче акта ввода по эксплуатации приборов учета.

М.Н.В. заключил договор подряда от дд.мм.гг. с ООО «...» на монтаж приборов учета холодного и горячего водоснабжения.

ООО «...» сделало рабочий проект и выдало тех.условия, договор на указанные работы не заключался, имеется только оплата и акт выполненных работ ( л.д.71-74).

За рабочий проект и тех.условия денежные средства поступили в ООО «...» по квитанции к приходному кассовому ордеру от дд.мм.гг.М.Н.В. оплатил в ООО «...» руб. коп. за комплекс услуг по установке приборов учета. (л.д.14), что подтверждается расшифровкой комплекса услуг ( л.д.69).

Из чего следует, что ООО «» и ООО ««...» требований к истцу по разработке рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета не предъявляли, данные документы не составляли и оплату с М.Н.В. не брали.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск М.Н.В. к ООО «...», ООО «...» и ООО ««...» о признании требования о необходимости разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в квартирах типовых многоквартирных жилых домов незаконным, обязании возместить ему материальный ущерб, возникший вследствие незаконного навязывания разработки рабочего проекта и технических условий для установки приборов учета в размере руб., снятие копий документов – руб., взыскать причиненный моральный вред в размере руб., возмещении расходов по уплаченной государственной пошлине в сумме рублей и обязании ООО «...» исключить из перечня услуг разработку рабочих проектов и технических условий для установки приборов учета для квартир в типовых многоквартирных домах, как незаконные, удовлетворить частично.

Признать требование ООО «...» к М.Н.В. о необходимости разработки рабочего проекта для установки приборов учета в квартирах многоквартирных жилых домов незаконным.

Взыскать с ООО «Городское коммунальное управление» в пользу М.Н.В. за разработку рабочего проекта на установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения - рубля, за оформление технических условий на установку приборов учета горячего и холодного водоснабжения – рублей, за снятие копий документов в суд рубля, компенсацию морального вреда в сумме рублей, возврат государственной пошлины в размере рублей.

В остальной части иска отказать.

В иске М.Н.В. к ООО «...» и ООО ««...», отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03 октября 2011 года.

Судья-подпись. Решение вступило в законную силу 14.10.2011 г.