№2(1)-726/2019
56RS0005-01-2019-000829-69
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 04 октября 2019 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием представителя истца – помощника Абдулинского межрайонного прокурора Босова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдулинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, кадастровому инженеру ФИО13 о переносе границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Абдулинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 о признании незаконным образование земельного участка, об обязании исключить запись государственного учета о земельном участке, о признании отсутствующим права собственности на земельный участок. В обоснование заявленных исковых требований указал, что межрайонным прокурором проведена проверка исполнения требований законодательства о землепользовании при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 56:01:0000000:1277. Установлено, что ... ФИО10, ФИО7, ФИО12, ФИО2, ФИО4, ФИО11, ФИО14, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО1 и ФИО3 заключили между собой соглашение о совместном владении, пользовании и распоряжении земельным участком, расположенным по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел, общая площадь - ... кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером .... Действуя в интересах вышеуказанных лиц и на основании доверенностей (от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серии ..., от ... серия ..., от ... серии ..., от ... серии ...) ФИО15 ... обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный, общей площадью ... кв.м. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ... земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел, общей площадью ... кв.м, выделенный в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ..., поставлен на государственный кадастровый учет за номером .... Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав недвижимости. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером ..., местоположение: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел, частично сформирован в границах акватории водного объекта – пруд на реке Исъелга и его береговой полосы. Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ, к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенные в водных объектах. Установлено, что расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером ... пруд не является замкнутым водным объектом, имеет гидравлическую связь с другим поверхностным водным объектом - река Исъелга. На момент образования земельного участка не мог быть отнесен к обособленным водным объектам (замкнутым водоемам). Ограничения на распоряжение земельными участками, на которых расположены водные объекты, распространяются на всю прибрежную водоохранную полосу. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Законодательство не ставит определение водного объекта в зависимости от его регистрации в государственном водном реестре, целью которого является информационное обеспечение вопросов, связанных с использованием водных объектов. Отсутствие государственной регистрации не исключает право собственности Российской Федерации на водные объекты, возникающие в силу закона, и не снимает ограничения, связанные с использованием водного объекта и его береговой полосы. Соответственно водный объект - пруд на реке Исъелга и его береговая полоса, находится в федеральной собственности, поэтому земельный участок, на котором находится водный объект, относится к землям водного фонда, на которых не осуществляется образование земельных участков для последующей передачи в частную собственность. Таким образом, в силу прямого указания закона водный объект, расположенный в границах спорного земельного участка, может находиться исключительно в федеральной собственности, а не в общей собственности ФИО10, ФИО7, ФИО12, ФИО2, ФИО4, ФИО11, ФИО6, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО1 и ФИО3 Земельный участок с кадастровым номеров ... в существующем виде не мог быть передан в общую собственность, сформирован и поставлен на кадастровый учет. Считает, что поскольку земельный участок, частично занятый водным объектом и его береговой полосой образован как объект недвижимого имущества незаконно, исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», земельный участок с кадастровым номером ... подлежит снятию с кадастрового учета. Сохранение существующей записи о земельном участке с кадастровым номером ..., включающем в себя часть водного объекта и его береговую полосу, предназначенную для передвижения и пребывания граждан около водоемов, влечет за собой нарушение законных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, в том числе, водному объекту и земельному участку общего пользования, а также права и интересы Российской Федерации. В данном случае право Российской Федерации и неопределенного круга лиц может быть защищено только путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как права собственника формально опосредованы реестровыми записями в отношении земельного участка. Поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет как единый объект недвижимости, без определения границ земельного участка водного объекта и его береговой полосы, то признание права собственности отсутствующим следует признать на весь участок, как сформированный с нарушением водного и земельного законодательства. Истец просил суд признать незаконным образование земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, местоположение: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел. Исключить запись государственного кадастрового учета о земельном участке с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, местоположение: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел. Признать отсутствующим право собственности ФИО10, ФИО7, ФИО12, ФИО2, ФИО4, ФИО11, ФИО14, ФИО16, ФИО5, ФИО9, ФИО1 и ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, местоположение: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечен кадастровый инженер ФИО13
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Федеральное агентство водных ресурсов.
В ходе рассмотрения дела Абдулинский межрайонный прокурор представил заявление об изменении исковых требований и просил суд обязать ответчиков переместить контуры №3 и №4 земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, за переделы акватории водного объекта – пруд на реке Исъелга и его береговой полосы.
В судебном заседании представитель истца – помощник Абдулинского межрайонного прокурора Босов А.С. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики ФИО12, ФИО11, ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, третьи лица ФИО15 и Управление Федеральной службы государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ответчики ФИО7 и ФИО1 в судебное заседание не явились, извещались судом посредством почты, однако конверты возвращены без вручения адресату по истечении срока хранения.
Ответчик - кадастровый инженер ФИО13 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном возражении на иск ответчик указал, что работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером ..., выделившийся в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ... выполнены по договору с ФИО17 Все материалы (проект межевания и межевой план) переданы заказчику. Границы паевого фонда установлены в соответствии с проектом перераспределения земель 1993 года и кадастровой карты 1994 года АО им.XXII партсъезда Абдулинского района. Границы земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, установлены картометрическим методом. Земельный участок с кадастровым номером ..., выделившийся в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учет. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав недвижимости. Русло реки Исьелга (земли водного фонда) в границы двух контуров, площадью 2,0 га земельного участка с кадастровым номером ... не входит. На реке Исьелга установлена водоохранная зона шириной 100 метра, прибрежная полоса - 50 метров и береговая линия шириной 20 метров, где ограничена хозяйственная деятельность (статьи 65, 70 Водного кодекса РФ). Снимать с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, и признавать отсутствующими права собственности на земельный участок нет необходимости. Для этого два контура земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 2 га по измененному и согласованному проекту межевания земельных участков переместить за пределы пруда в границах земельного участка с кадастровым номером ..., остальные контуры оставить без изменения.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца – прокурора Босова А.С., пояснения ООО «Земля» ФИО18, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО10, ФИО7, ФИО12, ФИО2, ФИО4, ФИО11, ФИО14, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО1 и ФИО3, являлись собственниками земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: А/О Партсъезда Абдулинского района Оренбургской области.
ФИО15, действуя по доверенностям от собственников земельных долей ФИО10, ФИО7, ФИО12, ФИО2, ФИО4, ФИО11, ФИО14, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО1 и ФИО3, которые пожелали выделить принадлежащую им земельную долю в натуре, обратился к кадастровому инженеру ФИО13 для проведения кадастровых работ.
В силу пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона №101-ФЗ, проект межевания земельного участка при втором способе выдела земельного участка утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей.
Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 9 статьи 13.1 Федерального закона №101-ФЗ).
Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (пункт 10 статьи 13.1 Федерального закона №101-ФЗ).
Кадастровым инженером ФИО13 был подготовлен проект межевания земельных участков, который выполнен для выдела земельных участков в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером .... По результатам межевания из земельного участка с кадастровым номером ... образовался многоконтурный земельный участок ..., площадью ... кв.м, с местоположением: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, кадастровым инженером ФИО13 был подготовлен проект межевания земельного участка, в котором был определен размер и местоположение границ земельного участка: Оренбургская область, Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел.
... заказчиком ФИО15, действующим на основании доверенностей от ответчиков, был утвержден проект межевания земельных участков для выдела земельного участка в счет земельных долей, находящихся в земельном участке с кадастровым номером ...
... ФИО10, ФИО7, ФИО12, ФИО2, ФИО4, ФИО11, ФИО14, ФИО8, ФИО5, ФИО9, ФИО1 и ФИО3 заключили между собой соглашение о совместном владении, пользовании и распоряжении земельным участком, расположенным по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел, общая площадь - ... кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ....
Действуя в интересах вышеуказанных лиц на основании доверенностей, ... ФИО15 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный, общей площадью ... кв.м.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ... земельный участок, расположенный по адресу: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел, общей площадью ... кв.м, выделенный в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ..., поставлен на государственный кадастровый учет за номером ....
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... за ответчиками зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ....
В ходе проверки Абдулинской межрайонной прокуратурой выявлено, что земельный участок с кадастровым номером ..., местоположение: Оренбургская область, Абдулинский городской округ, Емантаевский территориальный отдел, частично сформирован в границах акватории водного объекта – пруд на реке Исъелга и его береговой полосы. Расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером ..., пруд не является замкнутым водным объектом, имеет гидравлическую связь с другим поверхностным водным объектом – река Исъелга, и на момент образования земельного участка не мог быть отнесен к обособленным водным объектам (замкнутым водоемом).
По информации Отдела водных ресурсов по Оренбургской области в письме от 03.07.2019 года исх.СР-06/670, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами и не имеют гидравлическую связь с водным объектом, то есть на оврагах, суходолах, балках Пруды, имеющие гидравлическую связь с водными объектами, на реках и ручьях, могут находиться только в федеральной собственности и являются объектами общего пользования, то есть пруд, расположенный на реке Исъелга, является объектом федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ, к землям водного фонда относятся: земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими иными сооружениями, расположенные в водных объектах.
В силу положений статьи 1 Водного кодекса РФ, под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Водного кодекса РФ, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты.
Статья 5 Водного кодекса РФ устанавливает, что водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) относятся к поверхностным водным объектам (пункт 3 части 2); поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3); береговая линия (граница водного объекта) определяется для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (пункт 3 части 4).
В соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Из данной нормы закона следует, что пруд может находиться в частной собственности лишь тогда, когда он полностью располагается в границах земельного участка, окружен землей со всех сторон, в отсутствие поверхностной гидравлической связи такого объекта с иными поверхностными водными объектами.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8).
Согласно статье 37 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 29.1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан соблюдать требовании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области кадастровых отношений.
Согласно статье 17 Федерального закона от 18.06.2001 года №78-ФЗ «О землеустройстве», межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков.
Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, предусмотрено, что межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (пункт 1.1). Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (пункт 1.2).
В силу пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земельные участки. Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (п. 1).
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда (п. п. 3 п. 5).
Так, согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Частью 1 и 2 статьи 31 Водного кодекса РФ установлено, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Законодательство не ставит определение водного объекта в зависимость от его регистрации в государственном водном реестре, целью которого является информационное обеспечение вопросов, связанных с использованием водных объектов. Отсутствие государственной регистрации не исключает право собственности Российской Федерации на водные объекты, возникающее в силу закона и не снимает ограничения, связанные с использованием прибрежной полосы водного объекта.
Соответственно водный объект – пруд на реке Исъелга и его береговая полоса находится в федеральной собственности, а поэтому земельный участок, на котором находится водный объект, относится к землям водного фонда, на которых не осуществляется образование земельных участков для последующей передачи в частную собственность.
Таким образом, межевание земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО19, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, проведено с нарушением норм водного законодательства, поскольку в результате данного межевания, в границы земельного участка включена часть береговой полосы реки Исълга, находящейся на землях общего пользования, и часть водного объекта – пруд на реке Исъелга, находящейся в государственной собственности.
Между тем, включение при межевании в площадь спорного земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, части береговой полосы и водной глади реки Исъелга влечет за собой несоблюдение режима использования территории водоохранной зоны и прибрежно-защитной и береговой полосы данного водного объекта, может негативно сказаться на санитарном и экологическом состоянии водного объекта, влечет нарушение конституционных прав граждан, на благоприятную окружающую среду.
Доказательств, подтверждающих согласование при выделении и межевании спорного земельного участка местоположения его границ с полномочным государственными органом, представляющим интересы Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.
Водные объекты и их береговые полосы в силу статьи 8 Водного кодекса РФ, действующего в настоящий момент, могут находиться только исключительно в собственности Российской Федерации.
При этом права Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
С учетом указанного требования земельного законодательства публично-правовое образование осуществляет право собственности в отношении водных объектов общего пользования в силу закона без образования земельных участков в акваториях водоемов и водотоков.
Таким образом, водные объекты общего пользования и их береговые зоны не могут выбыть из владения Российской Федерации, при этом образование участков в границах акваторий водных объектов заведомо является незаконным.
Учитывая, что в силу положений статьи 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, к которым относятся, в том числе русловые пруды, находящиеся в государственной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными объектами; каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, суд приходит к выводу о том, что обращение прокурора с настоящим иском в суд связано с защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, то есть отвечает требованиям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
... от кадастрового инженера ФИО13 по электронной почте поступил измененный проект межевания земельного участка от ..., из которого следует, что два контура у пруда рядом с.Гавриловка общей площадью ... кв.м земельного участка с кадастровым номером ... перенесены согласно проектному плану в квартал ....
Данный проект как следует из заключения кадастрового инженера на момент рассмотрения дела судом полностью не готов и будет утвержден только ... по истечении срока согласования измененного проекта межевания.
В связи с изложенным, требования Абдулинского межрайонного прокурора, предъявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, кадастровому инженеру ФИО13 о переносе границ земельного участка удовлетворить.
Обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, кадастрового инженера ФИО13 переместить контуры №3 и №4 земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 20000,1 кв.м, за переделы акватории водного объекта – пруд на реке Исъелга и его береговой полосы.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
...