№2(1)-89/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Абдулино 07 июня 2019 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шерстневой Ю.А.,
с участием ответчиков по первоначальному иску – истцов по встречному иску – ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией и по встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», Закрытому акционерному обществу «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, об обязании произвести перерасчет суммы за коммунальные услуги по теплоснабжению и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице ФИО3 и ОК Западного отделения Оренбургского филиала обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу по снабжению тепловой энергией, указав, что на основании агентского договора ...-А от ... ОАО «Оренбургэнергосбыт» (агент) в интересах ЗАО «ОТК «Коммунэнерго» (принципал) производит с бытовых потребителей истребование дебиторской задолженности, в том числе путем взыскания своевременно неоплаченных сумм основного долга, пени, процентов за услуги по теплоснабжению. Лицевой счет оформлен на ответчика ФИО1 за номером ... на жилое помещение, расположенное по адресу: .... Принципалом надлежащим образом выполнены обязательства по предоставлению коммунальной услуги по теплоснабжению ответчику за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года. Ответчиком не оплачена задолженность за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года в размере 28047 руб. 90 коп., которую истец просит взыскать с ответчика, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 1041,44 руб. В связи с отменой судебного приказа засчитать в счет оплаты госпошлины при подаче искового заявления уплаченную госпошлину в размере 550,88 руб. (платежные поручения ... от ...).
Определением мирового судьи от 12.11.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго», в качестве соответчика привлечена ФИО4
ФИО1 обратился в суд со встречным иском к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», указав в его обоснование, что необходимо учитывать факт демонтажа и фактическое отсутствие в принадлежащей ему квартире приборов отопления – радиаторов, то есть фактическое отключение от системы центрального отопления многоквартирного дома и законный переход на автономное газовое отопление. В спорный период им произведены законные, согласованные с органами местного самоуправления и коммунальными службами действия по переустройству квартиры, то есть по демонтажу централизованной системы отопления в принадлежащей квартире. Установлена автономная система отопления квартиры. В спорный период между сторонами письменного договора о намерении потребления коммунальных услуг в виде тепловой энергии заключено не было. Для проведения переустройства был получен необходимый пакет документов. Сторонами не оспаривается наличие разрешения органа местного самоуправления на переустройство, акта завершения работ по переустройству квартиры, а также акта о демонтаже централизованной системы отопления многоквартирного дома, обогревающих устройств (радиаторов отопления) с посл едующей заменой индивидуальной системы теплоснабжения, соответствующей пункту 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 16.04.2012 года. Таким образом, действия по демонтажу централизованной системы отопления не носят самостоятельного характера, так как разрешительные документы оформлены надлежащим образом, носят правомерный характер. В материалах дела имеются акты приемочной комиссии администрации муниципального образования Абдулинский городской округ, из которых следует, что в квартире проведены мероприятия по демонтажу централизованного отопления, в том числе отопительных приборов квартиры, осуществлена изоляция труб в квартире. Просит признать действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению незаконными. Обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги ФИО1, являющемуся собственником квартиры ..., исключив начисление суммы задолженности в размере 28047 руб. 90 коп. за потребленную теплоэнергию за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года.
Определением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 05.02.2019 года исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» в части требований по встречному исковому заявлению. Привлечено к участию в деле в качестве соответчика ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» в части требований по встречному исковому заявлению.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 и ФИО2 были заявлены требования о взыскании с ответчиков ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в счет компенсации морального вреда за ненадлежащий и за необоснованный расчет платы за потребленную коммунальную услугу в пользу каждого по 10000 руб.
В судебном заседании ответчики по первоначальному иску – истцы по встречному иску ФИО1 и ФИО2 с заявленными требованиями ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не согласились, свои исковые требования поддержали, просил встречный иск удовлетворить.
Представитель истца по первоначальному иску – ответчика по встречному иску - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и представитель третьего лица по первоначальному иску – ответчика по встречному иску - ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, на основании агентского договора ...А от ..., заключенного между ОАО «Оренбургэнергосбыт» и ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» (28.08.2014 года реорганизовано в ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»), ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в интересах ЗАО «ОТК «Коммунэнерго» производит начисление, выставление счетов бытовым потребителям, счетов-фактур юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и осуществляет прием платежей от потребителей, производит истребование дебиторской задолженности, в том числе путем взыскания своевременно не оплаченных сумм основного долга, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами при нарушении потребителями сроков оплаты услуг принципала.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ..., ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности (по ... доле) принадлежит квартира, расположенная по адресу: ...
Согласно представленному расчету по лицевому счету ..., задолженность ФИО1 и ФИО2 по оплате за теплоснабжение квартиры ... за период с 01.11.2016 по 30.04.2018 года составляет 28047,90 руб.
Решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения №RU..., выданным администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области ..., подтверждено, что в связи с обращением ФИО1 о намерении провести переустройство жилого помещения по адресу: ..., дано согласие на переустройство системы отопления в соответствии с представленным проектом, срок производства работ с ... по ....
По сведениям ООО «Управляющая компания «Жилкомсервис» от ..., в квартире, расположенной по адресу: ..., отопительные приборы демонтированы с центральной системы отопления.
Согласно акту приемочной комиссии администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от ......, переустройство жилого помещения по адресу: ..., завершено. К приемке осуществлены мероприятия (работы): демонтаж центрального отопления (в том числе демонтаж отопительных приборов в квартире (радиаторов), тепловая изоляция труб в квартире).
Из акта обследования системы отопления от ..., проведенного специалистами ООО «Абдулинская управляющая компания», следует, что в квартире отопительные приборы отключены от центральной системы отопления, трубы центрального теплоснабжения заизолированы. Полностью дом не отключен от центральной системы отопления, общедомовые площадки отапливаются при помощи радиаторов, подключенных к центральной системе отопления. Жилой дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
В материалах дела имеются также схемы системы отопления дома ....
Согласно ответу ООО «Абдулинская управляющая компания» на судебный запрос, в подъезде МКД, расположенного по адресу: ..., обогревающие элементы имеются, данный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, но сведениями о потребленной энергии помесячно за период с ... по ... не владеют, так как исполнителем коммунальной услуги теплоснабжение в вышеуказанном МКД является Абдулинский филиал ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго».
В силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Из ответа ЗАО «ОТК «Коммунэнерго» на судебный запрос следует, что заключение письменного двухстороннего договора с гражданином, использующим энергию для бытового потребления, закон не предусматривает. Договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Договор с должником (абонентом) считается бессрочным.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая энергия представляет собой энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление), а потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Из пунктов 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (далее Правила № 354), следует, что обязанность оплачивать коммунальные услуги возлагается на лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющее коммунальные услуги.
В пункте 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года №46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан ФИО5 и ФИО6» указано, что существует необходимость достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая предполагает такое правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг и расчетом взимаемой за них платы, которое учитывало бы при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению возможность установки собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, индивидуальных квартирных источников тепловой энергии для отопления конкретного помещения и обеспечивало бы при установлении факта неиспользования этими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений - если нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены - соразмерное снижение подлежащей внесению ими платы за коммунальную услугу по отоплению, имея в виду возложение на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Притом что в действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды - с тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах, которые перешли в установленном порядке на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, взыскивается, вопреки статьям 35 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, плата не только за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с собственниками и пользователями остальных помещений в данном доме, отапливаемых только за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, а также ведет к нарушению принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.
Вышеуказанным постановлением Конституционного суда РФ абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Также Конституционный суд РФ указал, что до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения (пункт 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 года №1038).
Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 года №184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», внесены изменения в абзац 2 пункта 40 Правил №354, согласно которым потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил.
С учетом внесенных изменений, применению подлежит формула 2(4) вышеуказанных Правил №354, изложенная в редакции Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 года № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», и Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 года №184 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», поскольку она предусматривает возможность при расчете вычесть площадь жилого помещения, отопление в котором производится с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (S инд).
3. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
3(6). Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство статьей 42(1) Правил №354 устанавливает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Правилами №354 регламентировано, что решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст.42 (2) Правил №354). Пунктом 2 Постановления Правительства от 29.06.2016 года №603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года №716-п «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области и признании утратившими силу Постановлений Правительства Оренбургской области от 10.09.2012 года №766-п, от 29.12.2014 года №1017-п» принято решение о применении на территории Оренбургской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правил № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года.
Таким образом, на территории Оренбургской области расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил № 354 определяется по формуле 3:
В случаях, предусмотренных пунктом 59 (1) Правил №354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Размер платы за коммунальную услуг по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3.1 и 3.3, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3.5, при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в 1 квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3.4:
Р1 = Ркрi - Pnpil
Ркрi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 года №1708)
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
Pnpil - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Постановлением от 28.09.2018 года №624-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года №716-п» внесены изменения в Постановление Правительства Оренбургской области от 18.10.2016 года №716-п, а именно, изменен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению в отношении муниципальных образований Оренбургской области: город Бузулук, город Бугуруслан, Абдулинский городской округ, Сорочинский городской округ, на территории которых размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода.
Однако, пунктом 42 (2) Правил № 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Таким образом, на территории Абдулинский городской округ расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года, производится в соответствии с действующим законодательством.
Применение на территории Абдулинский городской округ расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода, будет производиться с начала отопительного периода 2019 года.
По сведениям, представленным ООО «Абдулинская управляющая компания» от ..., площадь общего имущества МКД - 2558,0 кв.м; площадь общего имущества МКД, которая отапливается -134,1 кв.м; площади жилых помещений МКД - 1314,1 кв.м; площади жилых помещений МКД, которые отключены от общей системы отопления - 113,5 кв.м. Также сообщают, что в подъезде МКД, расположенного по адресу: ..., обогревающие элементы имеются, данный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, но сведениями о потребленной энергии помесячно за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года не владеют, так как исполнителем коммунальной услуги теплоснабжение в вышеуказанном МКД является Абдулинский филиал ЗАО «Оренбургская теплоэнергетическая компания» «Коммунэнерго».
Из представленного ответа АО «Энергосбыт» на судебный запрос следует, что временные периоды, указанные в расчете, отражают полный период действия тарифа соответствующего периода. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., оборудованный общедомовым (коллективным) прибором учета (ОДПУ) на отопление. Таким образом, временной период, указанный в расчете за 6 месяцев отчетного периода, содержит расход ОДПУ, относящийся к данному расчетному периоду с учетом летних месяцев, в течение которых расход по ОДПУ отсутствовал.
По запросу суда АО «ЭнергосбыТ Плюс» представлен расчет размера платы по коммунальной услуге по отоплению в жилом и не жилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое и не жилое помещение не оборудовано индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяемый по формуле 3, согласно которому расчет платы за общедомовые нужды по услуге отопления по адресу: ..., за период с ... по ... составила 11854 руб. 64 коп.
За период с 01.11.2016 года по 31.12.2016 года расчет составляет:
Средний V по МКД по формуле 3(6)=59,02/(1314,10-65,1+134,1)=0,042672258
Индивидуальное потребление = 0,042672258*1249=53,29765021
Vодн=59,02-53,29765021=5,72234979
V для оплаты Vi+Voдн=0+5,72234979*65,1/1314,10=0,28
Сумма ОДН=0,28*1645,51=460,74
Сумма за период с 01.11.2016-31.12.2016 составила 460,74*2=921,48 руб.
За период с 01.01.2017-30.06.2017 расчет составляет:
Средний V по МКД по формуле 3(6)=122,56/(1314,10-65,1+134,1)=0,088612537
Индивидуальное потребление = 0,088612537*1249=110,6770588
Vодн=122,56-110,6770588=11,88294122
V для оплаты Vi+Voдн=0+11,88294122*65,1/1314,10=0,59
Сумма ОДН=0,59*1645,51=970,85
Сумма за период с 01.01.2017-30.06.2017 составила 970,85*6=5825,10 руб.
За период с 01.07.2017 года по 31.12.2017 года расчет составляет:
Средний V по МКД по формуле 3(6)=58,25/(1314,10-65,1+134,1)=0,042115538
Индивидуальное потребление = 0,042115538*1249=52,60230641
V одн=58,25-52,60230641=5,64769359
V для оплаты Vi+Vодн=0+5,64769359*65,1/1314,10=0,28
Сумма ОДН=0,28*1702,69=476,75
Сумма за период с 01.07.2017-31.12.2017 составила 476,75*6=2860,50 руб.
За период с 01.01.2018 года по 30.04.2018 года расчет составляет:
Средний V по МКД по формуле 3(6)=69,52/(1314,10-65,1+134,1)=0,0502639
Индивидуальное потребление = 0,0502639*1249=62,77961102
V одн=69,52-62,77961102=6,740388981
V для оплаты Vi+Vодн= 0+6,740388981*65,1/1314,10=0,33
Сумма ОДН=0,33*1702,69=561,89
Сумма за период с 01.01.2018 года по 30.04.2018 года составила 561,89*4=2247,56 руб.
Таким образом, задолженность ФИО1 и ФИО2 за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года составила 11854 руб. 64 коп.
Расчет, произведенный АО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО1 и ФИО2 не оспорен, иного расчета, а также доказательств наличия уважительности причин невнесения платежей, суду не представлено.
Учитывая то обстоятельство, что переустройство жилых помещений ответчиком произведено в установленном законом порядке, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года №46-П, согласно которым собственники, использующие индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды, но размер платы должен быть пересмотрен с учетом обоснованности возложения на них лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований АО «ЭнергосбыТ Плюс» и взыскании с ответчиков платы за общедомовые нужды по услуге отопления за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года пропорционально их долям в праве собственности, а именно с ФИО1 в размере 1/2 доли – 5927 руб. 32 руб., с ФИО2 в размере 1/2 доли - 5927 руб. 32 коп.
Поскольку действовавшее в период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года законодательство не предусматривало возможности расчета оплаты за услугу отдельно на отопление только общедомового имущества, оснований для удовлетворения встречного иска ФИО1 и признания действий АО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению незаконными, не имеется. Также не подлежит удовлетворению требования встречного иска ФИО1 об обязании АО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу ФИО1, являющегося собственником квартиры ..., исключив начисление суммы задолженности в размере 28047 руб. 90 коп. за потребленную тепло энергию за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года, поскольку расходы на отопление общедомового имущества ФИО1 должен нести в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Истцы по встречному иску ФИО1 и ФИО2 просили взыскать с ответчиков в счет компенсации морального вреда по 10000 руб. в пользу каждого, ссылаясь незаконность и необоснованность расчета платы за отопление.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда, а поскольку доказательств наличия виновных противоправных действий АО «ЭнергосбыТ Плюс», которые находились бы в причинно-следственной связи с причинением ФИО1 и ФИО2 нравственных страданий, суду не представлено, то предусмотренных законом оснований для возложения на ответчиков обязанности денежной компенсации морального вреда ФИО1 и ФИО2 в данном случае не имеется.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
АО «ЭнергосбыТ Плюс» в рамках агентского договора, указанного выше, производит прием платежей, начисление платы и истребование задолженности, то есть выступает платежным агентом исполнителя коммунальной услуги по отоплению ЗАО «ОТК «Коммунуэнерго».
В соответствии со статьей 15 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред может быть взыскан в случае нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем. импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Нарушений прав истцов по встречному иску на безопасность товара, на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), на информацию о товарах (работах, услугах) со стороны ответчиков не выявлено. Действия АО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за отопление признаны судом правомерными, соответственно, не могут нарушать права и законные интересы истцов по встречному иску. В связи с этим оснований для удовлетворения требований ФИО1 и ФИО2 о компенсации морального вреда не имеется.
АО «ЭнергосбыТ Плюс» просило в связи с отменой судебного приказа засчитать в счет оплаты государственной пошлины при подаче искового заявления уплаченную госпошлину в размере 550,88 руб. (платежное поручение ... от ...).
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области от 09.06.2018 года отменен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности за коммунальную услугу по теплоснабжению жилого помещения в размере 28047 руб. 90 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 550 руб. 88 коп.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
Исходя из изложенного, уплаченная ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» государственная пошлина в размере 550 руб. 88 коп. подлежит зачету в счет подлежащей уплате государственной пошлины при подаче искового заявления.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно платежному поручению ... от ... АО «ЭнергосбыТ Плюс» уплатило при подаче искового заявления государственную пошлину в сумме 490 руб. 56 коп.
Поскольку исковые требования АО «ЭнергосбыТ Плюс» удовлетворены частично, в счет возмещения судебных расходов в пользу истца подлежит взысканию с ФИО1, ФИО2 уплаченная государственная пошлина в сумме 800 руб., а именно по 400 руб. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за коммунальную услугу отопление удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года в сумме 5927 рублей 32 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
Взыскать с ФИО2 в пользу Акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» задолженность по коммунальным платежам за потребленную тепловую энергию на отопление за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года в сумме 5927 рублей 32 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО1 к Акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», закрытому акционерному обществу «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» о признании действий по начислению платы за коммунальную услугу по теплоснабжению незаконными, обязании произвести перерасчет ФИО1 суммы за коммунальные услуги по теплоснабжению, исключив сумму задолженности за потребление теплоэнергии за период с 01.11.2016 года по 30.04.2018 года и взыскании в счет компенсации морального вреда 10000 рублей – отказать.
В удовлетворении требований ФИО2 к Акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», закрытому акционерному обществу «Оренбургская теплоэнергетическая компания «Коммунэнерго» о взыскании в счет компенсации морального вреда 10000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Ильина
...