№ 2(1)а-480/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ясный 23 ноября 2021 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Злобиной М.В.,
при секретаре Шариповой А.Х.,
с участием:
ст. помощника прокурора Ясненского района Карпова Я.В.
административного истца ФИО1,
его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО4 к Администрации муниципального образования Ясненский городской округ о признании недействующими со дня принятия нормативно-правовые акты : Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ», Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ», Постановление №-п от дд.мм.гг. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования Ясненский городской округ о признании недействующими со дня принятия нормативно-правовых актов.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ №-п от дд.мм.гг. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ.
В соответствии с приложением № указанного постановления, в Схему были включены нестационарные торговые объекты: пункт 5. Киоск «Фея» место размещения: ... в районе ... «6» и пункт 57 Павильон « Салют-2», место размещения: ... «а».
Постановленном №-н от дд.мм.гг. были внесены изменения в постановление №-п от дд.мм.гг. 16 года, согласно которому Приложение к постановлению №-п от дд.мм.гг. было изложено в новой редакции.
В соответствии с новым приложением в Схему также были включены нестационарные торговые объекты: п. 8 Киоск «Фея» место размещения: ... в районе ... «б», п.28 Павильон «Салют-2», место размещения : ... «а».
Постановлением №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ», приложение № к постановлению от дд.мм.гг.№-п изложено в новой редакции, согласно которой, нестационарные торговые объекты: Киоск «Фея» место размещения: ... в районе ... «б»; Павильон «Салют-2», место размещения : ... «а». из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ, исключены.
Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п « Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ», вступило в силу с момента его опубликования в газете «Ясненский вестник» от дд.мм.гг.. №(4974).
Исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ, постановлением №-п от дд.мм.гг., указанных нестационарных торговых объектов, нарушает права и законные интересы истца по следующим основаниям:
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1,2,3 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Административный истец просил суд признать недействующим со дня принятия Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ»
Впоследствии ФИО1 уточнил исковые требования, просил суд признать недействующим со дня принятия Постановление №-и от дд.мм.гг.. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ»; признать недействующим со дня принятия Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ»; признать недействующим со дня принятия Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ».
Указал, что в ходе судебного заседания было установлено, что Постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ №-п от дд.мм.гг. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ в новой редакции, также указанным постановлением признано утратившим силу Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ», Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ». Однако последующие постановления также не содержат в схеме адресов нестационарных торговых объектов по ... и Юбилейная, ....
В судебное заседание административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали, просили удовлетворить административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления. Порядок размещения нестационарных торговых объектов определен постановлением Администрации №-п от дд.мм.гг. «Об утверждении положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ» (далее — Порядок размещения НТО). До 2021 года действовала Схема размещения НТО утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ». Она ежегодно актуализировалась путем внесения в нее изменений. Изменения вносились путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Изменения были выражены во включении в схему размещения НТО новых торговых мест, исключении из схемы размещения НТО торговых мест, внесении уточненных сведений по торговым объектам, включенным в схему размещения НТО. дд.мм.гг. в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством постановлением Администрации №-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ» была утверждена новая Схема размещения НТО. Новая схема размещения НТО была принята, в том числе с учетом имеющихся актуальных сведений по торговым местам.
Администрация считает, что отмена постановления Администрации от дд.мм.гг.№-п, постановления Администрации от дд.мм.гг.№-п и постановления Администрации от дд.мм.гг.№-п затронет законные права и интересы третьих лиц, так как данными постановлениями в схему размещения НТО были включены новые торговые места, которые в последующем были предоставлены в пользование, либо внесены уточнения сведений по уже содержащимся в схеме размещения НТО торговым объектам, в соответствии с которыми в последующем поменялись требования по оплате за предоставление торгового места. Кроме этого отмена выше указанных постановлений приведет к использованию ранее принятого постановления Администрации от дд.мм.гг.№-п которое, не является соответствующим действующему законодательству.
Кроме того, представителем ответчика указано на то, что решение об исключении из Схемы расположения нестационарных торговых объектов по адресам ... и ... было принято на основании решения Комиссии. Указанные адреса не содержат возможности подъезда транспорта к нестационарным торговым объектам, входят в охранную зону водопровода, и в настоящее время относятся к территории, входящей в проект по благоустройству городской территории, где не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов. Административному истцу предлагались компенсационные места для расположения нестационарных торговых объектов, однако он отказался от их получения.
На основании выше изложенного Администрация считает, что административное исковое заявление Истца является незаконным, а исковые требования нарушающими права третьих лиц, и просит суд в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 9 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В силу статьи 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
В силу статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Подпункт 18 пункта 1 статьи 5 Устава муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг.№, к вопросам местного значения администрация МО Ясненский городской округ относит те же полномочия.
Постановлением администрации МО Ясненский городской округ №-п от дд.мм.гг. было утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории МО Ясненский городской округ, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой постановлением Администрации МО Ясненский городской округ.
Пунктом 2.2 было предусмотрено, что внесение изменений в Схему осуществляется на основании решения Комиссии по формированию схемы размещения НТО. Заявления субъектов торговли о включении торговых объектов в Схему рассматриваются Комиссией, которая по результатам рассмотрения заявлений выносит одно из двух решений – о включении торгового объекта в Схему или об отказе во включении торгового объекта в схему.
При этом основанием об отказе во включении торгового объекта в схему является превышение нормативов минимальной обеспеченности населения Оренбургской области торговыми площадями, установленных Правительством Оренбургской области для МО Ясненский городской округ в соответствии с требованиями Земельного Кодекса РФ, градостроительных регламентов и других нормативно-правовых актов.
Без проведения аукциона Договор на размещение НТО заключается в случае размещения НТО на новый срок, ранее размещенных в том же месте, предусмотренном схемой, субъектом торговли, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по ранее заключенному договору на размещение НТО.
Постановлением №-п от дд.мм.гг. Администрацией МО Ясненский городской округ вышеуказанное Положение было признано утратившим силу, утверждено новое Положение, согласно которому Схема разрабатывается, корректируется и утверждается органом местного самоуправления с учетом решения Комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО Ясненский городской округ, которая рассматривает вопросы о включении НТО в Схему, исключения НТО из Схемы, корректировки НТО. (Раздел 2 Положения). В решении об отказе во включении торгового объекта в схему указывается ссылка на реквизиты и положения нормативного правового акта, предусматривающего ограничения на использование земель, земельных участков, зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной собственности для целей расположения НТО.
Как установлено судом, торговые объекты, принадлежащие административному истцу : киоск «Фея», место размещения: ... в районе ... «б» и Павильон «Салют-2», место размещения : ... «а» были включены в Схему размещения НТО на территории МО Ясненский городской округ постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ №-п от дд.мм.гг., и не исключались последующими постановлениями о внесении изменений в Схемы, принимаемыми Администрацией МО Ясннский городской округ до дд.мм.гг., что не оспаривалось сторонами.
дд.мм.гг. ФИО1 в Администрацию МО Ясненский городской округ было подано заявление (Вх. № Г-27 от дд.мм.гг.) о продлении договоров о предоставлении торговых мест для размещения НТО (павильон Салют-2 по адресу: ... и киоска «Фея» по адресу: ..., так как срок действия договоров истекает дд.мм.гг..
После подачи указанного заявления, уведомлением от дд.мм.гг.№ Администрация МО Ясненский городской округ предупреждает ИП ФИО1 об окончании срока действия договоров на размещение НТО по адресам : ... и ..., и предлагает обратиться в Администрацию по вопросу размещения нестационарных торговых объектов на другом земельном участке.
Ответом от дд.мм.гг. на заявление ФИО1 от дд.мм.гг. Администрация МО Ясненский городской округ отказывает в продлении договоров о предоставлении торговых мест для размещения нестационарных торговых объектов, поскольку принадлежащие административному истцу торговые объекты находятся в охранной зоне водопроводной сети и в 2019 году планируется замена водопровода. Предложений компенсационных мест для размещения нестационарных торговых объектов отказ не содержит.
Постановлением №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации МО Ясннский городской округ № от дд.мм.гг. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО Ясненский городской округ» из Приложения № из Схемы исключены сведения о торговых объектах, принадлежащих административному истцу.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта земельный участок использовался административным истцом для осуществления торговой деятельности.
Односторонний отказ администрации МО Ясненский городской округ от продления договора предоставления земельных участков для размещения НТО, сам по себе не мог служить основанием для произвольного исключения данных мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО Ясненский городской округ.
Из пояснений представителя административного истца следует, что решение об исключении нестационарных торговых объектов, принадлежащих административному истцу, было принято с учетом решения Комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг..
Из протокола вышеуказанной Комиссии № от дд.мм.гг. следует, что решение об исключении торговых объектов, принадлежащих ИП ФИО1о было принято Комиссией на основании того, что оба нестационарных торговых объекта находились в границах предполагаемых охранных зон сетей водоснабжения. При этом работы. Связанные с оформлением приложенных сетей водоснабжения и установлением их охранной зоны по ... завершены не были, границы охранных зон не были сформированы и согласованы. Что подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3, доказательств обратного суду предоставлено не было.
При этом в протоколе Комиссии указано, что принято решение об отказе ФИО1 в заключении с ним договора на размещение НТО, сведений о возможном предоставлении компенсационного места для размещения НТО в связи с поступившим заявлением ФИО1 в протоколе отсутствуют.
Суд приходит к выводу, что административный ответчик не имел права исключить названное торговое место из схемы размещения нестационарных торговых объектов без предоставления административному истцу компенсационного места.
При этом довод представителя административного ответчика о том, что административному истцу было предложено обратиться в Администрацию МО Ясненский городской округ для решения вопроса о предоставлении компенсационного места является несостоятельным, так как доказательств этому суду не представлено. Уведомление от дд.мм.гг., на которое ссылается представитель ответчика таковым доказательством не считается, поскольку содержит только уведомление об окончании срока действия договора и отказа от его продления и не содержат сведений о предлагаемых компенсационных местах.
Доводы административного ответчика в этой части по существу сводятся к суждениям без подкрепления вопреки бремени доказывания письменными документами, характеризующие равноценность компенсационного места.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 13 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 13.08.2013 N 90 (действующим на момент принятия оспариваемых Постановлений) предусмотрено, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Оспариваемые нормативно-правовые акты применялось по отношению к административному истцу только в части исключения места расположения нестационарных торговых объектов, принадлежащих ФИО1, расположенных по адресам : ... и ..., поскольку на основании данных постановлений занимаемые им места нестационарных торговых объектов были исключены из схемы нестационарных торговых объектов, несмотря на установленный законом запрет на пересмотр мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения схемы.
Суд приходит к выводу, что административным ответчиком не доказана обоснованность исключения нестационарных торговых объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов в связи с нахождением их в охранной зоне водопровода, так как из Протокола № от дд.мм.гг. следует, что работы по определению охранных зон не были проведены на момент принятия решения об исключении спорных НТО из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, то есть достоверных доказательств возникновения причин для исключения спорного торгового места из схемы размещения нестационарных торговых объектов административным ответчиком суду не представлено.
Пунктом 3.5 Положения от дд.мм.гг. запрещается размещение НТО на территориях, занятых инженерными коммуникациями и их охранными зонами.
Действующим законодательством Российской Федерации под инженерными сетями понимается комплекс инженерных систем, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности объекта.
Размер охранных зон для различного вида инженерных сетей, режим использования, содержание порядка их охраны, различны и определяются специальными нормами.
Так, охранные зоны водопровода определены на основании требований СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" Размер ремонтно-охранных зон определен в соответствии с п. 12.35 (табл. 12.5). При этом требований к ведению деятельности и размещению временных объектов в Своде правил не содержится.
Подпунктом "с" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, установлен запрет возведения построек, гаражей, стоянок транспортных средств, складирования материалов, мусора, древопосадок, осуществления земляных работ в местах устройства и охранных зонах централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе местах прокладки сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента.
Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, определена возможность размещения по согласованию объектов и сооружений в охранной зоне канализационных сетей (подп. "л" п. 3.2.14).
Таким образом, прямого запрета на размещение нестационарных торговых объектов в охранной зоне водопроводных сетей названными нормативными актами не установлено, предусмотрена возможность размещения объектов по согласованию.
Размещение нестационарных торговых объектов по адресам ... и ... было разрешено с 2016 года до дд.мм.гг.. Достоверных доказательств возникновения причин для исключения спорных торговых мест из схемы размещения нестационарных торговых объектов по состоянию на дд.мм.гг. административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлено доказательств того, что земельный участок, на котором находятся НТО, принадлежащие административному истцу, подлежали изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо свидетельствующих о том, что внесение данных мест в Схему было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства.
Не включение адресов размещения НТО, принадлежащих административному истцу в Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации МО Ясннский городской округ № от дд.мм.гг. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО Ясненский городской округ», а также в последующих постановлениях, принимаемых Администрацией Ясненский городской округ в связи с изменением и корректировкой Схемы размещения НТО, а именно : Постановлением №-п от дд.мм.гг. и Постановлением №-п от дд.мм.гг. суд полагает необоснованным и нарушающим права административного истца как субъекта предпринимательской деятельности.
Вопреки доводам представителя административного истца, вопрос об определении охранной зоны водопровода не был согласован ни на момент исключения мест размещения НТО, принадлежащих административному истцу из Схемы, ни на момент рассмотрения дела в суде.
Сведений о том, что в исключенных из Схемы местах размещения НТО отсутствует удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, является несостоятельным, поскольку о наличии такого основания для отказа в размещении НТО Положением о порядке размещения НТО, действующем на момент принятия оспариваемых нормативно-правовых актов предусмотрено не было.
Сведений об обсуждении указанного вопроса при принятии решения Комиссией от дд.мм.гг. не имеется. Доказательств, исходящих от уполномоченного в сфере безопасности дорожного движения органа, подтверждающих, что при размещении торгового павильона допущены нарушения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, суду не представлено.
Доводы представителя административного ответчика о том, что адреса по которым расположены НТО административного истца, относятся к территории, входящей в проект по благоустройству городской территории, где не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов, суд также полагает несостоятельными, так как Проект благоустройства городской территории суду предоставлен не был, и по утверждению самого представителя административного истца, вышеуказанный Проект был утвержден после принятия оспариваемых Постановлений, не включающих в Схему места расположения НТО, принадлежащих административному истцу.
Согласно приказу Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года", при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).
Поскольку обоснованность исключения спорных торговых объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не нашла подтверждения, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления Администрации МО Ясненский городской округ подлежит признанию не действующим в части исключения места размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих административному истцу, из Схемы как противоречащие имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере торговли, и нарушают права истца на осуществление предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, суд полагает административные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Оспариваемые нормативные положения изначально не соответствовали нормативным правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу, и применялись в отношении административного истца со дня введения их в действие, в связи с чем суд признает оспариваемые постановления в части исключения нестационарных торговых объектов расположенных по адресам ... и ... из Схемы расположения нестационарных торговых объектов, недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО4 к Администрации муниципального образования Ясненский городской округ удовлетворить частично.
Признать недействующим в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ нестационарных торговых объектов расположенных по адресам ... и ..., со дня их принятия нормативно-правовые акты: Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в Постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ», Постановление №-п от дд.мм.гг. «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ», Постановление №-п от дд.мм.гг. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ясненский городской округ».
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья :
Решение принято судом в окончательной форме 30 ноября 2021 года.
Судья: