ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/1/А-61/19 от 25.04.2019 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2/1/а-61/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2019 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Долговой И.А., при секретаре Егоровой Е.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Сакмарского района Сергеевой Т.Н.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> Мажарцева Виктора Павловича, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования Сакмарский сельсовет <адрес> Оренбургской области Есиповой Галины Евгеньевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес><адрес> Смирновой Виктории Евгеньевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес><адрес><адрес>, администрации муниципального образования Сакмарский сельсовет <адрес><адрес><адрес>, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес><адрес>, Обществу с ограниченной ответственностью «Природа», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес>, о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сакмарского района <адрес><адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, требования мотивированы тем, что, прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории МО Сакмарский сельсовет <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале за многие годы образовалась несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов ( площадью 4 га), представленная мусором и отходами различного происхождения в виде бытовых, строительных, картона, пластмассы, полиэтилена, битого стекла и прочее.

С ДД.ММ.ГГГГ изменена компетенция органов государственной власти субъектов и местного самоуправления, а также порядок организации деятельности в области отходов производства и потребления.

Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование бытовых отходов осуществляются путем проведения торгов.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

Кроме того, стоит учитывать, что предусмотренные ФЗ «Об охране окружающей среды» (п.2.1 и статьи 7) и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (п.3 статьи 8) полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории МО Сакмарский сельский совет от бытовых и промышленных отходов.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, в частности Сакмарского сельсовета <адрес>, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.

С учетом уточнений просит признать бездействие администраций МО Сакмарский район <адрес><адрес>, МО Сакмарский сельсовет <адрес><адрес><адрес> по ликвидации несанкционированной свалки незаконным.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес><адрес>, администрацию МО <адрес><адрес><адрес>, администрацию МО Сакмарский сельсовет <адрес><адрес><адрес>, ООО «Природа», Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес><адрес>, организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес><адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес><адрес> привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Сакмарского района Сергеева Т.Н. уточненные исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, на основании изложенных в иске доводов.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Сакмарский район <адрес><адрес> Мажарцев В.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, высказал позицию о несогласии с уточненными административными требованиями прокурора Сакмарского района. Администрация района организацией вывоза мусора не занимается. Закон Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, закрепил за сельскими поселениями. К полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе и раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Земельный кодекс РФ обязанность осуществления муниципального земельного контроля возлагает на органы местного самоуправления муниципального района в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений. Законом Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в <адрес><адрес>» за сельскими поселениями закреплен вопрос осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения. На администрацию района возложена обязанность по утилизации и захоронению ТБО, а не обязанность по ликвидации свалки. Областью не предусмотрено выделение средств району для организации площадок для утилизации ТБО. Действующее законодательство возлагает ликвидацию несанкционированных свалок на регионального оператора.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Сакмарский сельсовет <адрес><адрес><адрес> Есипова Г.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные административные исковые требования прокурора Сакмарского района не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно отзыва МО Сакмарский сельсовет <адрес> действующим законодательством не наделено полномочиями по ликвидации (организации ликвидации) несанкционированного размещения отходов (свалок). В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» (с изменениями, вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. Статья 8 вышеназванного закона и ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяют полномочия органов местного самоуправления в виде участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях поселений и районов. В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Свалка бытовых отходов расположена на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации (земельный участок не разграничен). Определением Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство в отношении МО Сакмарский сельсовет <адрес> по ликвидации свалки ТБО, прекращено. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в отношении МО Сакмарский сельсовет <адрес>.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес><адрес> Смирнова В.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования прокурора <адрес> не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно отзыва порядок ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО установлен в Правилах обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641». Согласно п. 18 Правил собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором. Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в границах МО Сакмарский район <адрес><адрес> и относится к землям, собственность на которые не разграничена. Правительством Оренбургской области в лице уполномоченных органов исполнительной власти – Министерства природных ресурсов и Минстроя, осуществлены все действия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Прокурором не доказан факт бездействия со стороны Министерства природных ресурсов, поскольку вся нормативная база создана, выбран региональный оператор, утверждена региональная программа, в рамках которой будут осуществляться все действия в области обращения с ТКО. В административном исковом заявлении не указано, какому нормативному акту не соответствует «бездействие» МПР. Кроме того, нет доказательств нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обратился прокурор, и доказательств наличия вреда. Меры прокурорского реагирования, в том числе путем подачи искового заявления, могут быть применены только если органом исполнительной власти не будет в установленные сроки осуществлены мероприятия, намеченные в региональной программе. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика ООО «Природа» ФИО7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. Ранее представил в суд письменный отзыв на иск, согласно которого Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 483-Ф3 внесены существенные изменения в ст. 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-Ф3. В частности, ст. 29.1 была дополнена п. 8, в соответствии с которым объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до ДД.ММ.ГГГГ. Использование объектов размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ возможно после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Как следует из искового заявления и акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке, расположенном в с-з на 1 км. автодороги <адрес> складируются твердые бытовые отходы, при этом земельный участок не разграничен и не является официальной свалкой ТБО. Правила инвентаризации объектов размещения отходов (утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49) устанавливают перечень объектов размещения отходов, в числе которых имеется «Открытая площадка с грунтовым покрытием». При этом, на территории <адрес><адрес> объекты размещения отходов, расположенные на открытой площадке с грунтовым покрытием уже включены в гocyдapственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, ООО «Природа» считает, что на земельном участке, расположенном на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале 56:25:110:4001 расположен объект размещения отходов в виде открытой площадки с грунтовым покрытием, введенный в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющий разрешительной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 483-Ф3 указанный объект размещения отходов может быть использован для размещения твердых коммунальных отходов до ДД.ММ.ГГГГ при наличии соответствующего заключения. При этом полномочиями по определению возможности использования такого объекта обладает Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Формирование перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Оренбургской области и внесение соответствующих изменений в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Оренбургской <адрес>, относится к компетенции Министерства природныx ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. На основании вышеизложенного, ООО «Природа» полагaет, что в отсутствие заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности, либо невозможности использования объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке, расположенном на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале , для размещения твердых коммунальных отходов до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес><адрес>ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не присутствовала, извещена надлежащим образом. Согласно представленного в суд письменного отзыва, Указом Губернатора Оренбургской области от 04.02.2019 года № 43-ук «О несении изменений в указы Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 года, от 19.09.2016 года № 522-ук» перераспределены полномочия органов исполнительной власти Оренбургской области в сфере обращения с ТКО. С момента вступления указа № 43-ук в законную силу полномочия по осуществлению деятельности в сфере ТКО на территории Оренбургской области возложены на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. Кроме того, земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в границах МО Сакмарский район <адрес> и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Органы местного самоуправления являются уполномоченными органами в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время Правительством Оренбургской области разработана и утверждена Региональная программа «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, на территории Оренбургской области» на период ДД.ММ.ГГГГ годы. Таким образом, органами исполнительной власти Оренбургской области приняты все меры, направленные на организацию деятельности по сбору ТКО. Возложение обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок на органы исполнительной власти приведет к принятию незаконного, неисполнимого решения, противоречащего действующему законодательству. Прокурором не доказан факт бездействия со стороны органов исполнительной власти Оренбургской области, поскольку вся нормативная база создана, выбран региональный оператор, утверждена региональная программа, в рамках которой будут осуществляться все действия в области обращения с ТКО. В административном исковом заявлении не указано, какому нормативному акту не соответствует «бездействие» органов исполнительной власти Оренбургской области. Кроме того, нет доказательств нарушения прав и свобод граждан, в защиту которых обратился прокурор, и доказательств наличия вреда. Меры прокурорского реагирования, в том числе путем подачи искового заявления, могут быть применены только если органом исполнительной власти не будет в установленные сроки осуществлены мероприятия, установленные региональной программой. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ от 12.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Прокуратурой Сакмарского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории МО Сакмарский сельсовет <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале за многие годы образовалась несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов ( площадью 4 га), представленная мусором и отходами различного происхождения в виде бытовых, строительных, картона, пластмассы, полиэтилена, битого стекла и прочее.

Сторонами не отрицалось, что земельный участок, расположенный С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале , относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена и находится на территории МО Сакмарский сельский совет <адрес><адрес><адрес>.

Согласно ответа кадастрового инженера ООО «Елена» ФИО9 –площадь земельного участка, занятого Сакмарской свалкой составляет примерно 4,7 га.

Сторонами не отрицалось, что свалка существует с ДД.ММ.ГГГГ века, не ликвидировалась.

Правоотношения в области отходов производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно статье 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относились организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Статья 6 данного закона не относила к полномочиям субъекта Российской Федерации организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в названные статьи 6 и 8, внесенные Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ, опубликованы еще ряд изменений в законодательство.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами:

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч.3 ст.8 вышеуказанного Федерального закона-органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно статье 8.1 вышеуказанного Федерального закона-полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов.

Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.02.2018 года №52-п утверждены правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Оренбургской области.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанных правил- функции регионального оператора п.7 подпункт «н» предусмотрено, что к полномочиям регионального оператора отнесено-«ликвидирует места несанкционированного размещения ТКО ( в случае если это установлено соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО)».

Постановлением Правительства Оренбургской области от 22.02.2018 года №97-п утверждено положение о порядке накопления и сбора твердых бытовых отходов на территории Оренбургской области.

Согласно п.2 вышеуказанного Положения органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов участвуют в организации деятельности по сбору ТКО путем организации своевременного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территориях соответствующих городских округов, муниципальных районов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Оренбургской области (далее - территориальная схема).

На территориях сельских поселений, а также на межселенной территории органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов осуществляют полномочия в области обращения с отходами путем организации своевременного сбора и транспортирования ТКО на территориях соответствующих поселений в соответствии с территориальной схемой, если иное не установлено законодательством Оренбургской области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области содействуют выбору и выделению земельных участков под объекты накопления, сбора, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания ТКО.

Согласно п.5 вышеуказанного Положения - сбор ТКО осуществляет региональный оператор самостоятельно и/или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Обращение с ТКО на территории Оренбургской области обеспечивается операторами по обращению с ТКО, а с момента выбора - региональным оператором в соответствии с региональной программой по обращению с ТКО и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления.

Из раздела XI вышеуказанного Положения - «несанкционированное размещение ТКО» следует, что пунктом 115 - запрещаются действия, в результате которых образуются навалы ТКО, очаговые навалы ТКО, несанкционированные свалки ТКО.

Пунктом 116 вышеуказанного Положения предусматривается, что на объектах раздельного накопления и сбора ТКО потребители и лица, осуществляющие организацию накопления и сбора и сбор ТКО, должны принимать меры, направленные на предотвращение негативного воздействия ТКО на окружающую среду, исключение смешивания отходов, приводящего к загрязнению их отдельных фракций и препятствующего их утилизации.

Пунктами 117-119 вышеуказанного Положения предусмотрено, что запрещается помещать (оставлять, выбрасывать, выгружать) и накапливать ТКО вне мест накопления ТКО соответствующего вида. Лицо, поместившее ТКО с нарушением настоящего Положения, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области и договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

В случае обнаружения вновь возникших очаговых навалов ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, несанкционированных свалок ТКО региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган государственной власти, осуществляющий государственный надзор в области обращения с отходами производства и потребления, об обнаружении места очагового навала ТКО, несанкционированной свалки ТКО;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации очагового навала ТКО, несанкционированной свалки ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации очагового навала ТКО, несанкционированной свалки ТКО.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию очагового навала мусора, несанкционированной свалки ТКО самостоятельно и не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации выявленных очагового навала мусора или несанкционированной свалки ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует очаговый навал мусора или несанкционированную свалку ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.09.2016 года №682-п утверждена схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области.

28 апреля 2018 года проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории Оренбургской области. Победителем стало ООО «Природа» в соответствии с протоколом №2, №3 от 19.04.2018 года подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте torgi.gov.ru опубликована информация о том, что победителем торгов признана компания ООО «Природа».

Согласно Постановления Правительства Оренбургской области от 11.12.2017 года №83-п утверждено Положение о заключении соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами об организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение между уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами об организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Срок действия соглашения 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение между сторонами.

В соответствии с соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными –ООО «Природа» от ДД.ММ.ГГГГ разделом 6 предусмотрено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению со дня введения в действие единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом времени, необходимого для заключения договоров с потребителями, утверждение тарифа, закупки оборудования и другое).В настоящее время тарифы на услуги утверждены.

Пунктом 2.1.4 предусмотрено, что региональный оператор обязуется: в течение 365 дней с момента начала деятельности, определенного в п.6.1 настоящего соглашения, провести инвентаризацию имеющихся в зоне его деятельности источников образования ТКО в целях актуализации данных и обеспечить обращение с ТКО, ранее размещенными в зоне его деятельности, в местах, не предназначенных для этих целей;

Пунктом 2.1.9 соглашения предусмотрено, что региональный оператор обязуется: обеспечивать обращение с ТКО, ранее размещенными в зоне деятельности регионального оператора на земельных участках, не предназначенных для этих целей и указанных в документации об отборе в соответствии с действующим законодательством;

Постановлением Правительства Оренбургской области от 02.07.2018 года №405-п утверждена региональная программа "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области" и Паспорт региональной программы "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской <адрес>".

В Постановлении Правительства Оренбургской области от 26.09.2016 N 682-п (ред. от 21.03.2018) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Оренбургской области" (вместе с "Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Оренбургской области") в разделе 5 указано, что на территории области находится 28 несанкционированных свалок, из них 1 объект имеет перспективу регистрации в ГРОРО, оставшиеся 27 объектов подлежат рекультивации.

Согласно п.5.2 в разделе 5 в таблице приведен список несанкционированных свалок, в пункте 21 указана свалка на территории Сакмарский район, Сакмарский сельский совет, год образования 1999 год, указано, что свалка подлежит рекультивации. Сторонами не отрицалось, что речь идет о свалке, заявленной в настоящем иске. Изменений в настоящий нормативный документ не вносилось.

Указом Губернатора Оренбургской области от 04.02.2019 года №43-ук «О внесении изменений в указы Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 года от 19.09.2016 года №522-ук» перераспределены полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. С момента вступления указа №43-ук в законную силу полномочия по осуществлению деятельности в сфере ТКО на территории Оренбургской области возложены на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Согласно подпункта 1.1. пункта 1 Указа Губернатора Оренбургской области 43-ук:

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченным на: участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Оренбургской области;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; разработку территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; разработку и реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля; ведение в порядке, установленном нормативными правовыми актами Оренбургской области, регионального кадастра отходов Оренбургской области; разработку методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

разработку в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; проведение конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; определение в программах социально-экономического развития Оренбургской области прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработку порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п.п.18 п.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено отнесение к вопросам местного значения -сельского поселения- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Факт прекращения исполнительного производства в соответствии с определением Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по конкретному делу, не влияют на существующие правоотношения.

Кроме того, нельзя не учитывать, что предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (пункт 2.1. статьи 7) и Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (пункт 3 статьи 8) полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории на земельном участке от твердых коммунальных отходов.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Как следует из материалов дела, собственники отходов не установлены.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны, в том числе, не допускать загрязнение, истощение деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с ч.2 т.3.3 Федерального Закона от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу вышеуказанной нормы, лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком, осуществляет правомочия собственника с объемом соответствующих полномочий.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления таких функций, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района на земельном участке, относящимся к неразграниченным землям, может являться основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.

Такое толкование норм законодательства соответствует их конституционному смыслу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П.

Согласно ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" сбором отходов является деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26). Транспортирование отходов представляет собой деятельность, связанную с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28).

В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Образование несанкционированных свалок твердых бытовых отходов значительной площади и объема на территории Сакмарского сельсовета <адрес>, С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале , свидетельствует о длительном и неоднократном сбросе таких отходов, которые при надлежащей организации земельного контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться представителями администрации <адрес>, администрации МО Сакмарского сельского совета <адрес><адрес>.

С учетом длительности существования свалки, с ДД.ММ.ГГГГ века, суд приходит к выводу о признании бездействия администрации МО Сакмарский район Оренбургской области, МО Сакмарский сельский совет <адрес><адрес> по ликвидации несанкционированной свалки незаконным, поскольку полномочия в разные годах за указанный период лежали как на администрации МО Сакмарский район <адрес><адрес>, так и на администрации МО Сакмарский сельский совет <адрес><адрес><адрес>.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий уже в сфере охраны окружающей среды, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязании принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов из места их несанкционированного размещения, ответчики не представили.

Согласно п.7 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ч.8 ст.29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).

Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 8 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 483-ФЗ).

Доказательств наличия заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации суду не представлено.

Учитывая, что полномочия в части организации мероприятий также лежат на региональном операторе-ООО «Природа» по переданному соглашению и правилам осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Оренбургской области, а также Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, поскольку в полномочия Министерства входит организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; суд приходит к выводу, что возложение обязанности об организации мероприятий о ликвидации свалки бытовых отходов являются правомерными.

Суд исходит из того, что свалка образовывалась не за один год, а за много лет, что не отрицалось представителями ответчиков, а соответственно обязанность по организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка лежат на администрации МО Сакмарский район <адрес>.

Учитывая ненадлежащее исполнение администрацией <адрес>, обязанностей по организации ранее мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов на территории земельного участка, расположенном С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале , от мусора и отходов, в результате которого образовалась свалка мусора в неустановленном месте, создающая угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющая ущерб окружающей среде, обязанность по организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов на территории земельного участка должна быть возложена также на административного ответчика - администрацию МО Сакмарский район <адрес>.

Руководствуясь вышеизложенным, с учетом того, что Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не является уполномоченным органом по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в настоящее время, в связи с поручением полномочий Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, то оснований для удовлетворения иска к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, суд не усматривает.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, суд считает надлежащим ответчиком, поскольку в их полномочия входит организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Доводы представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области что права и интересы граждан не нарушаются, суд находит несостоятельными, поскольку прокурор вправе обратиться с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку затрагиваются права граждан на экологическое благополучие, на охрану окружающей среды. Доводы представителя Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, что меры прокурорского реагирования могут быть применены только в случае если органом исполнительной власти не будут в установленные срок осуществлены мероприятия, намеченные в региональной программе, суд находит основанными на ошибочном толковании норм права. Полномочия в указанной области Правительством Оренбургской области возложены на данное Министерство, свалка существует, в нормативном документе заявлена к рекультивации, мероприятия не организованы, заключения о соответствии свалки для возможности ее не ликвидировать, суду не представлены.

Доводы ООО «Природа» о возможности существования спорной свалки и возможности ее не ликвидировать, не могут быть приняты во внимание, поскольку не представлены доказательства наличия заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Заявленный административным истцом срок об обязании организации мероприятий по ликвидации свалки до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает достаточным.

Суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований административным истцом к администрации МО Сакмарский район <адрес><адрес>, ООО «Природа», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об обязании организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом совокупности всех доказательств.

В удовлетворении требований к администрации МО Сакмарский сельский совет <адрес>, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сакмарского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес>, администрации муниципального образования Сакмарский сельсовет <адрес><адрес><адрес>, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Природа», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, о признании незаконным бездействия и понуждении принять меры по организации мероприятий по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка – удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес><адрес>, администрации муниципального образования Сакмарский сельский совет <адрес><адрес><адрес> по ликвидации несанкционированной свалки незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Сакмарский район <адрес><адрес>, Общество с ограниченной ответственностью «Природа», Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований к администрации муниципального образования Сакмарский сельский совет Сакмарского района <адрес><адрес>, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области организовать мероприятия по ликвидации свалки бытовых отходов с земельного участка, расположенного С-З на 1 км. автодороги <адрес> в кадастровом квартале в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А. Долгова

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.