ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/2-29/19 от 13.11.2019 Североморского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2/2-29/2019

Принято в окончательной форме:

20.11.2019.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2019 года ЗАТО г.Островной

Североморский районный суд Мурманской области – Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Островной в составе:

председательствующего судьи Моховой Т.А.,

при секретаре Смеловой И.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ЗАТО г.Островной Мурманской области об отмене распоряжения, восстановлении в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной Мурманской области,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г.Островной Мурманской области об отмене распоряжения, восстановлении в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной Мурманской области.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что на основании протокола заседания комиссии по переселению граждан из ЗАТО г.Островной от 17.02.2006 № 221/01 он с составом семьи 2 человека включен в список на первоочередное переселение. Распоряжением администрации ЗАТО г.Островной от 28.11.2017 № 355-р он и члены его семьи исключены из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной. Основанием для отказа послужило отсутствие утраты служебной связи с организацией (объектом), расположенной на территории АТО г.Островной.

С данным распоряжением он не согласен, поскольку правомерно был поставлен на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г.Островной, в соответствии с действующим на момент его постановки (на 19.12.2005) на учет нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в настоящее время федеральным законодательством указанная выше категория граждан приравнивается к лицам, утратившим связь с ЗАТО, поэтому оснований для исключения его из соответствующих списков по мотиву, что на дату постановки на учет он не утратил служебную связь с организацией, расположенной в ЗАТО.

Указывает, что на основании повторного заявления от 08.12.2017 он с составом семьи 2 человека принят на учет в качестве лица, претендующего на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной.

Просил отменить распоряжение администрации ЗАТО г.Островной от 28.11.2017 № 355-р, обязать администрацию ЗАТО г.Островной восстановить его с составом семьи 2 человека в списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной, с учетом первоначальной даты постановки – 19.12.2015.

ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что с распоряжением администрации ЗАТО г.Островной от 28.11.2017 № 355-р не согласен, поскольку оно нарушает его право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной. Считает, что он законно был включен в списки граждан на получение жилого помещения за пределами закрытого административно-территориального образования г.Островной, на основании действующего муниципального правового акта и изменения, внесенные в него впоследствии, не могут ухудшать его правовое положение. По линии Министерства обороны Российской Федерации жильем не обеспечивался, на учет нуждающихся не ставился.

Представитель ответчика – Администрации ЗАТО г.Островной в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку заявитель не имел утраты служебной связи с организацией (объектом), расположенным на территории ЗАТО г.Островной.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании просил иск удовлетворить.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании поданного ФИО1 19.12.2005 заявления, протокола заседания жилищной комиссии администрации города № 221/01 от 17.02.2006 ФИО1 в составе семьи – 2 человека включен в список граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г.Островной, в том числе в список граждан, имеющих право на первоочередное переселение из ЗАТО г.Островной, как «гражданин, проработавший не менее 10 лет в организации (на объекте), расположенной в ЗАТО, при условии, что на момент предоставления жилья они утрачивают производственную связь с организациями (объектами)».

К заявлению о включении в список граждан, подлежащих переселению из ЗАТО, ФИО1 была представлена копия трудовой книжки, согласно которой он с ...... работает ......, а также копия пенсионного удостоверения, согласно которому истец является пенсионером .......

При формировании Администрацией ЗАТО г.Островной в 2015 году списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной ФИО1 был включен в указанный список.

В 2017 году администрацией ЗАТО г.Островной ФИО1 было направлено уведомление от 16.01.2017 о проведении инвентаризации его учетного дела. В результате инвентаризации было установлено, что при постановке на учет ФИО1 и члена его семьи ФИО3 в целях их переселения за пределы ЗАТО на дату подачи заявления (27.12.2005) у ФИО1 согласно документам, имеющимся в его учетном деле, отсутствовало одно из необходимых оснований – утрата служебной связи с организацией (объектом), расположенным на территории ЗАТО г.Островной.

Распоряжением администрации ЗАТО г. Островной от 28.11.2017 № 355-р «Об исключении гражданина из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной Мурманской области» ФИО1, составом семьи 2 человека, исключен из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования г.Островной Мурманской области.

Распоряжением администрации ЗАТО г.Островной от 28.11.2017 № 356-р ФИО1 с составом семьи 2 человека признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Островной.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Российской Федерации № 3297-1 от 14.07.1992 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в редакции Федерального закона от 28.11.1996 № 144-ФЗ), действовавшей на день включения ФИО1 в списки, если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с организациями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жилым помещением решаются по согласованию с ними соответствующими организациями и федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Переселение граждан из ЗАТО, как одна из мер социальной защиты, было регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» (утратило силу с 09.10.2015).

В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно - территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно - территориального образования (далее именуются - граждане), принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.

Согласно пункту 2 Постановления переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусматриваемых на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Пунктом 5 названного Постановления было установлено, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно - территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно - территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно - территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно - территориальное образование.

В пункте 5 Постановления была определена категория граждан, которая имеет право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно - территориального образования.

В пункте 8 Постановления Правительство РФ рекомендовало органам местного самоуправления ЗАТО принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию самого Постановления Правительства РФ, и предусмотреть в бюджетах ЗАТО средства на переселение граждан на новое место жительства.

Из анализа приведенных нормативных положений следует, что Правительством РФ обязанности по непосредственному обеспечению жильем выезжающих из ЗАТО граждан были возложены на орган местного самоуправления ЗАТО, что не находится в противоречии со статьей 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании». При этом органу местному самоуправления, бюджет которого также являлся источником финансирования указанных мероприятий, прямо было предписано о необходимости принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию указанного Постановления.

Во исполнение постановления Правительства РФ администрацией ЗАТО г.Островной принято постановление от 23.10.2001 № 147, которым утверждено Положение о порядке переселения граждан из закрытого административно-территориального образования Островной.

В разделе III данного Положения была уточнена категория граждан, подлежащая переселению из ЗАТО г.Островной и пунктом 3.4 было предусмотрено, что переселению подлежат, в том числе граждане, вышедшие на пенсию по старости или выслуге лет, в том числе и продолжающие трудовую деятельность на предприятии, учреждениях или объектах ЗАТО г.Островной.

Более того, как указано выше мероприятия, связанные с переселением граждан из закрытых административно-территориальных образований, финансировались, в том числе за счет средств бюджета муниципального образования, в связи с чем орган местного самоуправления вправе был уточнить категорию граждан, подлежащих переселению из ЗАТО.

Таким образом, на момент постановки истца на учет в 2005 году в ЗАТО г.Островной действовало положение, согласно которому работающие пенсионеры приравнивались к гражданам, прекратившим трудовые или служебные отношения с расположенными на территории ЗАТО организациями.

Как следует из материалов дела, истцу была назначена пенсия ....... С заявлением о включении в список граждан, подлежащих переселению из ЗАТО, истец обратился 19.12.2005. Решением жилищной комиссии от 17.02.2006 (протокол ) ФИО1 включен в список граждан, подлежащих переселению из ЗАТО г.Островной, в том числе в список граждан, имеющих право на первоочередное переселение из ЗАТО г.Островной, как «граждане, вышедшие на пенсию по старости или выслуге лет, в том числе и продолжающие трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях или объектах ЗАТО г. Островной».

При таких обстоятельствах довод стороны ответчика о том, что истец неправомерно был поставлен на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО, основан на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права.

Ссылка представителя стороны ответчика на протест Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от 29.10.2008, в соответствии с которым администрацией ЗАТО г.Островной были внесены изменения в пункт 3.1 Положения «О порядке переселения граждан из закрытого административно-территориального образования Островной», утвержденного постановлением администрации от 21.12.2007 № 291, и данный пункт изложен в новой редакции, согласно которому право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО г.Островной имеют граждане Российской Федерации, утратившие служебную связь с организациями (объектами), расположенными в ЗАТО г.Островной, и не имеющие жилья за пределами ЗАТО г.Островной, безосновательна.

Пунктом 3.1.3 указанного Положения также предусматривалось, что право на обеспечение жильем за пределами ЗАТО имеют граждане, проработавшие не менее 10 лет в закрытых административно-территориальных образованиях и получающие пенсию по старости или выслуге лет, в том числе и продолжающие трудовую деятельность в организациях (объектах), при условии, что на момент предоставления жилья они утрачивают производственную связь с организациями (объектами) ЗАТО.

Какие-либо изменения в редакцию пункта 3.1.3 данного Положения в связи с протестом прокурора администрацией ЗАТО не вносились.

Кроме того, в соответствии с действующим в настоящее время федеральным законодательством, работающие пенсионеры также приравнены к гражданам, прекратившим трудовые отношения с расположенными на территории ЗАТО организациями.

Так, федеральным законом от 29.12.2014 № 454-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» с 01.01.2015 был изменен порядок государственной поддержки граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 в действующей редакции, на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования.

Согласно пункту 2.1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 в настоящее время государственная поддержка осуществляется в отношении граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет.

При этом пунктом 2.4 статьи 7 Закона определено, что для граждан, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключение трудового договора (служебного контракта) с организацией, расположенной на территории ЗАТО, не является основанием для снятия их с учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты.

Таким образом, поскольку истец правомерно был поставлен на учет граждан, подлежащих переселению из ЗАТО, в соответствии с действующим на момент его постановки на учет нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в настоящее время федеральным законодателем указанная выше категория граждан приравнивается к лицам, утратившим связь с ЗАТО, оснований для исключения истца из соответствующих списков по мотиву, что на дату постановки на учет 17.02.2006 истец не утратил служебную связь с организацией, расположенной в ЗАТО, у администрации ЗАТО г.Островной не имелось и распоряжение администрации ЗАТО г.Островной Мурманской области от 28.11.2017 № 355-р «Об исключении гражданина из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной Мурманской области» незаконно.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 454-ФЗ граждане, поставленные на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты (ч. 2). Вопрос о предоставлении социальной выплаты гражданам, поставленным на учет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, решается в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на указанный учет (ч. 2). Из числа граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, в первоочередном порядке социальная выплата предоставляется: гражданам, имевшим право на первоочередное обеспечение жилыми помещениями за пределами закрытого административно-территориального образования и гражданам, приобретшим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение социальной выплаты в первоочередном порядке (ч. 3).

Исходя из пунктов 1, 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 153, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту «к» пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане Российской Федерации граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.

Поскольку истец правомерно был поставлен на учет до 01.01.2015 в целях переселения из ЗАТО, то его исключение в 2017 году из числа граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» 2015-2020 годы, является незаконным и подлежит отмене, а ФИО1 – восстановлению составом семьи 2 человека в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы», претендующих на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом статьи 56 ГПК Российской Федерации, и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 56-57, 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации ЗАТО г.Островной Мурманской области – удовлетворить.

Отменить распоряжение администрации ЗАТО г.Островной Мурманской области от 28.11.2017 № 355-р «Об исключении гражданина из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной Мурманской области».

Восстановить ФИО1 составом семьи 2 человека в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы», претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Островной с даты постановки – 19.12.2005.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Североморский районный суд – Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Островной – в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Мохова