ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/2-437/2013 от 28.10.2013 Советского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2/2 –437/2013

РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

п. Новый Торъял 28 октября 2013 года

Советский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Александровой Р.Е.,

при секретаре Бастраковой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации МО «Городское поселение Советский» о признании жилого помещения непригодным для проживания и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в районный суд с иском к администрации «Городское поселение Советский» о признании жилого помещения непригодным для проживания и предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <…> общей площадью <…> кв.м..

30 января 2013 года они обратились в межведомственную комиссию при Администрации МО «Городское поселение Советский» с заявлением о проведении оценки квартиры на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан. 22.02.2013 года обследование проведено, составлены Акт и Заключение комиссии, которым установлен процент износа 57%. Решением Советского районного суда от 16.05.2013 года Акт обследования от 20.02.2013 года и Постановление Администрации МО «Городское поселение Советский» от 22.02.2013 года были признаны недействительными. Считают, что жилое помещение должно быть признано непригодным для проживания и им жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди на основании ст. 57 ч.2 п.1 ЖК РФ. Других жилых помещений у них не имеется.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил признать жилое помещение, расположенное по адресу: <…> непригодным для проживания и обязать администрацию «Городское поселение Советский» предоставить им другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления в размере не менее 54 кв.м. Другого жилого помещения истцы не имеют.

Ответчик - представитель администрации «Городское поселение Советский» ФИО5 исковые требования не признал и суду пояснил, что дом, расположенный по адресу: <…> находится в собственности истцов. В соответствии со ст. 210 Жилищного кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, поэтому на них возложена обязанность по надлежащему содержанию принадлежащего им имущества. Однако истцы не принимают мер по надлежащему содержанию принадлежащего им недвижимого имущества. Признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в "Положении" требованиям. После признания недействительными Акта осмотра и Заключения межведомственной комиссии в связи с тем, что обследование проводилось комиссией в неполном составе, повторного обследования не проводилось. На повторный выход комиссии для обследования квартиры истцы комиссию в дом не допустили. Кроме того, истцами заявлены требования о предоставлении жилого помещения по нормам предоставления. В соответствии с законом при признании жилого помещения непригодным для проживания предоставляется жилое помещение не менее занимаемого, т.е. 33,9 кв.м.

Заслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1).

В Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Как установлено судом, ФИО1, ФИО2, ФИО6 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <…> по одной третьей доли каждого. Семья поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с 06 марта 1995 года, как семья, имеющая ребенка инвалида.

Ст. 11 ГК РФ и ст. 11 ЖК РФ предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.

Согласно п.4.1 ст. 14, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрены случаи предоставления жилого помещения вне очереди. К таким случаям относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и основания признании жилого помещения непригодным для проживания установлен "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Согласно п. 7 указанного "Положения" признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в "Положении" требованиям.

Согласно абз. 4 п. 7 "Положения" орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 42 "Положения" комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из материалов дела, принятие решения в порядке, установленном "Положением" не произведено, члены межведомственной комиссии для проведения обследования жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности для проживания) истцами допущены не были, о чем свидетельствует имеющаяся при деле видеозапись.

Ссылки представителя истцов на то, что решением Советского районного суда от 16 мая 2013 года Акты обследования и Заключение Межведомственной комиссии при Администрации муниципального образования «Городское поселение Советский» от 20 февраля 2013 года были признаны недействительными на основания признания иска, следовательно Администрация признала факт непригодности жилого помещения для проживания не могут быть приняты судом, т.к. признание Акта и Заключения недействительным не влечет за собой автоматического признания жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания. Вопрос о признании жилого дома непригодным для проживания в ходе рассмотрения гражданского дела не разрешен, обследование жилого дома произведено не было. Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания находится в исключительной компетенции межведомственной комиссии. В связи с чем производство по делу в части признания квартиры непригодной для проживания прекращено с вынесением отдельного определения.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением граждан которым жилые помещения предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как указано выше, основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, органом местного самоуправления. Однако, как следует из вышесказанного, решение уполномоченным органом не принималось. Заключение строительной экспертизы, имеющееся в материалах дела с учетом требований п. 7 "Положения", не может быть признано допустимым доказательством с учетом требований ст. 60 ГПК РФ. Кроме того, одного лишь факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для предоставления жилого помещения на условиях социального найма вне очереди, должно быть установлено, что жилое помещение ремонту или реконструкции не подлежит. Заключение экспертизы не содержит вывод о невозможности проведения реконструкции жилого дома.

Поскольку жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, данный вопрос относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, суд полагает необходимым в удовлетворении требований об обязании предоставить истцам жилые помещения отказать в полном объеме в связи с отсутствием правовых оснований и недоказанностью обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. При таких обстоятельствах иные доводы представителей истцов существенного значения для дела не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.57 Жилищного кодекса РФ, а так же ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации «Городское поселение Советский» в части требований об обязании Администрации муниципального образования «Городское поселение «Советский» предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через данный районный суд.

Судья – Р.Е. Александрова

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2013 г.