ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/2-511/2013 от 18.09.2013 Ливенского районного суда (Орловская область)

Дело №2/2-511/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

П. Долгое 18 сентября 2013 г.

Ливенский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Селищевой И.П.,

с участием прокурора Клепова Н.А.,

при секретаре Чеглаковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда гражданское дело по заявлению администрации Должанского района Орловской области о признании нормативно – правового акта «О внесении изменений в решение Должанского районного Совета народных депутатов от 26.12.2012 года № 28-НПА», который принят Должанским районным советом народных депутатов 9 августа 2013 года под № 47-НПА недействующим полностью со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Должанского района Орловской области обратилась в суд с заявлением о признании нормативно – правового акта «О внесении изменений в решение Должанского районного Совета народных депутатов от 26.12.2012 года № 28-НПА», принятого Должанским районным Советом народных депутатов от 09 августа 2013 года № 47-НПА, недействующим полностью со дня его принятия.

В обоснование заявления указав, что 16 августа 2013 года в газете «Знамя труда» опубликован нормативно – правовой акт «О внесении изменений в решение Должанского районного Совета народных депутатов от 26.12.2012 года № 28-НПА», который принят Должанским районным Советом народных депутатов 09 августа 2013 года под № 47-НПА. Оспариваемый нормативно – правовой акт полностью противоречит пункту 12 абзацу второму пункта 15 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 07.05.2013 года, с изменениями от 27.06.2013 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации; ч. 2 ст. 53.2 Устава Должанского района; ст. 57 и главы 9 Положения «О бюджетном процессе в Должанском районе», принятого решением Должанского районного Совета народных депутатов 09.07.2009 года № 158 (в последней редакции от 31.05.2012 года), имеющим большую юридическую силу, тем самым нарушает права и свободы заявителя как участника бюджетного процесса.

Кроме того, Должанским районным Советом народных депутатов нарушена процедура созыва внеочередного заседания районного Совета народных депутатов, внеочередное заседание районного Совета народных депутатов в соответствии с ч. 4 ст. 18.3 Устава Должанского района может быть созвано по инициативе не менее одной трети от числа избранных депутатов, не менее двух процентов жителей района, обладающих избирательным правом, и по инициативе главы района в семидневный срок. В направляемых главе района материалах отсутствовало подтверждение основания и правомочия созыва внеочередного заседания 26.07.2013 года.

В преамбуле оспариваемого нормативного правового акта не указаны нормы права, в соответствие с которыми вносятся изменения в нормативно – правовой акт района.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО1 требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, также пояснив, что в текущем году снижения объемов поступления доходов бюджета, не происходило, в связи с чем, не было оснований для уменьшения расходной части бюджета в соответствии с Бюджетным Законодательством РФ.

Председатель Должанского районного Совета народных депутатов ФИО2 против удовлетворения заявленных требований возражал по тем основаниям, что при принятии нормативно – правового акта были соблюдены все требования Федерального закона № 131-ФЗ, Устава Должанского района Орловской области, регламента Должанского районного Совета народных депутатов и другие нормативно – правовые акты. Кроме того, на внеочередном заседании районного Совета народных депутатов – 26.07.2013 года, глава администрации Должанского района Орловской области ФИО3 присутствовала, высказывала свою позицию, на заседании 09 августа 2013 года она не присутствовала, однако предоставила в Совет заключение от 02.08.2013 года. Принятый нормативно – правовой акт подписан главой района ФИО3, обнародован, оснований для его отмены не имеется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения заявления администрации района не имеется, суд приходит к следующему:

Статьей 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Свидетель ФИО4 суду пояснил, что как секретарь Должанского районного Совета народных депутатов, он неоднократно обращался в финансовый отдел, просил предоставить все расшифровки к бюджету района, но получал отказ. Совет, при принятии решения, действовал в пределах своей компетенции, согласно Уставу Должанского района, и депутаты приняли законное и обоснованное решение.

Решением Должанского районного Совета народных депутатов от 26.12.2012 № 28-НПА принят бюджет Должанского района Орловской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.

  Согласно ч. 1 ст. 18 Устава Должанского района Орловской области, районный Совет народных депутатов подконтролен перед органами прокуратуры Российской Федерации и другими уполномоченными федеральным законом органами, осуществляющими надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов /л.д. 36/.

Так, прокуратурой района при проведении проверки законности расходования бюджетных средств администрацией Должанского района Орловской области, были выявлены нарушения действующего законодательства, в связи с чем в адрес главы Администрации Должанского района и председателя Должанского районного Совета народных депутатов был принесен протест от 18.07.2013 года с требованием привести в соответствие с законом Решение Должанского районного Совета народных депутатов № 28-НПА /л.д. 45-48/.

На основании ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 23.07.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

На основании ст.ст. 18.3. и 42 Устава Должанского района по инициативе от 22.07.2013 года более одной трети от числа избранных депутатов Совета, а именно 6 депутатов /л.д.62/, было созвано внеочередное заседание районного Совета народных депутатов, которое состоялось 26.07.2013 /л.д. 69-79/.

Протест прокурора был рассмотрен, в том числе и с участием главы администрации Должанского района и при наличии его заключения, а по результатам рассмотрения депутатами, большинством голосов от установленной численности депутатов Должанского районного Совета народных депутатов, принято решение о внесении изменений в Решение Должанского районного Совета народных депутатов № 28-НПА от 26.12.2012 года /л.д. 65-66/.

Решение, принятое Должанским районным Советом народных депутатов, было направлено главе Должанского района для подписания и обнародования в течение 10 дней. Однако глава района отклонила данное решение, и в течение 10 дней вернула в Должанский районный Совет народных депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения /л.д. 67/.

05.08.2013 года по инициативе более одной трети от числа избранных депутатов Должанского районного Совета, а именно депутатов в количестве 8 человек /л.д. 80/, было вновь созвано внеочередное заседание Должанского районного Совета народных депутатов, которое состоялось 09.08.2013 года. При повторном внеочередном рассмотрении решения, депутатами оно было одобрено в ранее принятой редакции большинством, более двух третей (11 депутатов), от установленной численности депутатов Должанского районного Совета /л.д. 81-82/.

Решением Должанского районного Совета народных депутатов от 09.08.2013 № 47-НПА удовлетворен протест прокурора Должанского района Орловской области на Решение Должанского районного Совета народных депутатов от 26.12.2012 № 28-НПА «О бюджете Должанского района Орловской области на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», данное Решение помимо председателя Совета было подписано главой администрации Должанского района Орловской области, обнародовано, то есть опубликовано в общественно – политической газете Должанского района Орловской области «Знамя Труда» от 16.08.2013 года и вступило в законную силу /л.д. 5, 83/.

Согласно ст. 154 ч. 1 Бюджетного кодекса РФ, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

На основании п. 12 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее Закон), нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения.

Из норм права следует, что для внесения указанного проекта нормативных правовых актов необходим собственно факт представления заключения, а не его содержание. С правовой точки зрения не является существенным, положительное или отрицательное заключение дается по соответствующему проекту нормативного правового акта. Таким образом, правовое значение заключения - консультативное, и оно содержательно не связывает представительный орган муниципального образования при рассмотрении проекта нормативного правового акта.

На неисполнение названного требования законодательства в своем заявлении ссылается и глава Должанского района, которая вместе с тем свое заключение на проект решения о внесении изменений в бюджет подготовила своевременно и предоставила его на рассмотрение представительному органу местного самоуправления, в адрес председателя Должанского районного Совета народных депутатов ФИО2 02.08.2013 года за № 884 /л.д. 67-68/, а Должанский районный Совет народных депутатов, не согласившись, принял решение о внесении изменений в бюджет.

Приведенная процедура принятия оспариваемого решения (при наложении вето главы Администрации) предусмотрена пунктом 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 42 Устава Должанского района Орловской области (далее Устав), а именно: нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Процедура такого принятия оспариваемого нормативно правового акта была полностью соблюдена представительным органом местного самоуправления – Должанским районным Советом народных депутатов, что подтверждается представленными документами

Более того, часть 2 ст. 53.2. Устава предусматривает, что изменения бюджета, предусматривающие увеличение или уменьшение его расходной части, утверждаются Советом.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона и п. 1 ч. 1 ст. 18.1. Устава в исключительной компетенции Совета находятся утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении.

Ч. 11 ст. 35 Закона и п. 1 ч. 2 ст. 18.1 Устава к полномочиям Совета так же относят внесение дополнений и изменений в нормативные правовые акты районного Совета в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Положения о бюджетном процессе в Должанском районе, принятого решением Должанского районного Совета народных депутатов от 09.07.2009 года № 158 (в редакции от 31 мая 2012 года), участником бюджетного процесса также является Должанский районный Совет народных депутатов /л.д. 20/.

Ст. 57 вышеуказанного Положения, к полномочиям Должанского районного Совета народных депутатов относит: рассмотрение и утверждение бюджета Должанского района, внесение в него изменений, а также годовой отчет об исполнении бюджета района.

Следовательно, указание в заявлении на то обстоятельство, что при принятии Должанским районным Советом народных депутатов решения № 47-НПА от 09.08.2013 года, нарушены права и свободы заявителя – администрации Должанского района, как участника бюджетного процесса, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Довод, указанный в заявлении о несоблюдении формы нормативно-правового акта, необоснован, поскольку по Правилам юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов, прил. Закона Орловской области от 15.04.2003 № 319-ОЗ (ред. от 05.08.2011) «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области», преамбула (введение) – самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

На основании вышеизложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения заявления администрации района Орловской области о признании нормативно – правового акта «О внесении изменений в решение Должанского районного Совета народных депутатов от 26.12.2012 года № 28-НПА», который принят Должанским районным советом народных депутатов 09 августа 2013 года под № 47-НПА недействующим полностью со дня его принятия, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:   Администрации Должанского района Орловской области в удовлетворении заявления о признании нормативно – правового акта «О внесении изменений в решение Должанского районного Совета народных депутатов от 26.12.2012 года № 28-НПА», который принят Должанским районным советом народных депутатов 9 августа 2013 года под № 47-НПА недействующим полностью со дня его принятия, отказать.

Мотивированное решение по делу будет изготовлено в срок до 23 сентября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Ливенский районный суд Орловской области.

Судья: