ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/2/-177/17 от 09.10.2017 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

№ 2/2/-177/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2017 года п. Светлый

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Барышниковой О.Н.

с участием представителя истца ст. помощника прокурора Светлинского района Анпилогова А.В.

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ТЭР», действующего на основании доверенности

при секретаре Сосницкой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» о признании незаконным бездействия по невыплате в федеральный бюджет платы за забор водных ресурсов из водного объекта –реки Кумак за период с апреля по июль 2017 года и обязании устранить указанное нарушение,

У С Т А Н О В И Л :

Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» о признании незаконным бездействия по невыплате в федеральный бюджет платы за забор водных ресурсов из водного объекта –реки Кумак за период с апреля по июль 2017 года и обязании устранить указанное нарушение, указывая на то, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс».

Установлено, что ООО «ТЭР» использует водный объект - Верхне- Кумакское водохранилище на реке Кумак в целях забора (изъятия) водных ресурсов. Место осуществления водопользования расположено в 3 км южнее /адрес/.

В нарушение требований ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ ООО «ТЭР» не оформлено право пользование водным объектом - Верхне- Кумакским водохранилищем (договор водопользования).

В соответствии с п. 14 ст. 3 Водного кодекса РФ одним из основных принципов водного законодательства является платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Согласно разделу 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 «Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования» ставка платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности составляет 354 руб.

Согласно п. б части 1 Постановления Правительства РФ от 26. 12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в 2017 году в размере 107 рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 применяются в 2017 году с коэффициентом 1,52.

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой произведен расчет платы за пользование водным объектом ООО «ТЭР» - забор водных ресурсов за период с апреля по август 2017 года.

Установлено, что ООО «ТЭР» согласно первичным учетным документам и справкам о забранной воде за подписью главного экономиста предприятия осуществило следующий забор воды из водного объекта - Верхне- Кумакского водохранилища на реке Кумак:

для населения - 266, 2 тыс. м3 ;

для организаций и иных потребителей - 1923, 2 тыс. м3;

С учетом изложенного сумма платы за пользование водным объектом рекой Кумак для ООО «ТЭР» составила:

по объему забранной воды для населения - 266, 2 тыс. м3 по 107 рублей =

28483, 4 руб.,

по объему забранной воды для организаций и иных потребителей - 1923, 2 тыс. м3 по 354 рубля с умножением на коэффициент 1.52 = 1034835, 45 руб.;

Итого в период времени с апреля по июль 2017 года сумма неуплаченной в бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из реки Кумак составила 1 063 318, 85 руб.

На основании подп. 5 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение водного законодательства установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае прокурор обращается в целях защиты интересов Российской Федерации как собственника водного объекта - реки Кумак, поскольку в связи с невыплатой платы за изъятие водных ресурсов ООО «ТЭР» нарушены интересы государства виде непоступления в бюджет денежных средств.

Согласно ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд может обязать ответчика совершить определенные действия.

Просят признать бездействие ООО «ТЭР» по невыплате в федеральный бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта - реки Кумак за период с апреля по июль 2017 года в сумме 1 063 318 рублей 85 копеек не соответствующим требованиям законодательства об охране окружающей среды.

Обязать ООО «ТЭР» возместить в федеральный бюджет сумму невыплаченной платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта - реки Кумак в размере 1 063 318 (один миллион шестьдесят три тысячи триста восемнадцать ) рублей 85 (восемьдесят пять) копеек.

Помощник прокурора Анпилогов А.В., действующий на основании поручения, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении. Просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика ООО «ТЭР» ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду показал, что они направили документы о заключении договора водопользования в Министерство, и только на основании этого договора они будут оплачивать налог на водопотребление. Никаких оснований сейчас на оплату нет. Все документы они отправили своевременно, также своевременно направили документы и в адрес природоохранного прокурора. Воду они забирают из /адрес/ и доставляют потребителям. Тариф у них фиксированный, данная плата за забор воды не отражена в нем. После заключения договора данная оплата, возможно, войдет в тариф. Но сейчас они будут обязаны заплатить 1000000 рублей, но это невозможно, им их взять неоткуда. Договор водопользования будет заключен через 1-2 месяца. Они сейчас не знают, какой будет установлен тариф Департаментом по ценам, он, скорее всего, будет меньше, и они не смогут перекрыть данную сумму.

Представитель 3-го лица общества с ограниченной ответственностью «Светлинское Коммунальное управление» ФИО1 действующий на основании доверенности возразил против исковых требований, поскольку отсутствует договор водопользования.

Выслушав истца, представителя ответчика, 3-го лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса (статьи 11 - 23).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату (часть 1 статьи 12 Водного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 20 Водного кодекса Российской Федерации договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

В соответствии с пунктом 14 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании и видно из представленных документов Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» и установлено, что ответчик использует водный объект - Верхне-Кумакское водохранилище на реке Кумак в целях забора (изъятия) водных ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Согласно разделу 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 «Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования» ставка платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности составляет 354 руб.

Согласно п. б части 1 Постановления Правительства РФ от 26. 12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в 2017 году в размере 107 рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 применяются в 2017 году с коэффициентом 1,52.

Орской межрайонной природоохранной прокуратурой произведен расчет платы за пользование водным объектом ООО «ТЭР» - забор водных ресурсов за период с апреля по август 2017 года.

Установлено, что ООО «ООО ТЭР» согласно первичным учетным документам и справкам о забранной воде за подписью главного экономиста предприятия осуществило следующий забор воды из водного объекта - Верхне- Кумакского водохранилища на реке Кумак:

для населения - 266, 2 тыс. м3 ;

для организаций и иных потребителей - 1923, 2 тыс. м3;

С учетом изложенного сумма платы за пользование водным объектом рекой Кумак для ООО «ТЭР» составила:

по объему забранной воды для населения - 266, 2 тыс. м3 по 107 рублей =

28483, 4 руб.,

по объему забранной воды для организаций и иных потребителей - 1923, 2 тыс. м3 по 354 рубля с умножением на коэффициент 1.52 = 1034835, 45 руб.;

Итого в период времени с апреля по июль 2017 года сумма неуплаченной в бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из реки Кумак составила 1 063 318, 85 руб.

Поскольку фактическое потребление (забор) водных ресурсов из реки Кумак в период с апреля 2017 года по июль 2017 года ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, объемы потребленных водных ресурсов за указанный период подтверждены материалами дела, суд с учетом вышеприведенных положений закона, принимая во внимание, что отсутствие договора водопользования само по себе не освобождает лицо, потребляющее водные ресурсы, от внесения платы за забор (изъятие) водных ресурсов, приходит к выводам об обоснованности заявленных прокурором требований.

На основании подп. 5 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение водного законодательства установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.

Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» о признании незаконным бездействия по невыплате в федеральный бюджет платы за забор водных ресурсов из водного объекта –реки Кумак за период с апреля по июль 2017 года и обязании устранить указанное нарушение, удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» по невыплате в федеральный бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта - реки Кумак за период с апреля по июль 2017 года в сумме 1063318 рублей 85 копеек не соответствующим требованиям законодательства об охране окружающей среды.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» возместить в федеральный бюджет сумму невыплаченной платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта - реки Кумак в размере 1 063 318 (один миллион шестьдесят три тысячи триста восемнадцать ) рублей 85 (восемьдесят пять) копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» в доход бюджета муниципального образования «Светлинский район» государственную пошлину в размере 13516 рублей 59 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13 октября 2017 года.

Судья / подпись/