ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|2|-1/2022 от 09.02.2022 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56RS0044-02-2021-000348-09

Дело № 2(2)-1/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Светлый 09 февраля 2022 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Малофеевой Ю.А.,

при секретаре Быстровой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» к Янюк К. Г. об изъятии земельных участков для государственных нужд,

гражданское дело по исковому заявлению Янюк К. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» об обязании произвести определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «СГМК» обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором указало, что дд.мм.гг. Администрацией Муниципального образования Светлинский Поссовет Светлинского района Оренбургской области вынесено Постановление № «О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области, утвержденный Решением Совета депутатов от дд.мм.гг. №, в соответствии с Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию», в целях реализации полномочий Федерального агентства по недропользованию по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) издан приказ № от дд.мм.гг. «О выявлении лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которые подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, в связи с осуществлением недропользования». дд.мм.гг. в соответствии с Главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию», решением Комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местногозначения), отнесенных к компетенции Приволжскнедра, на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд Общества с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» (далее - ООО «СГМК»), в целях реализации полномочий Федерального агентства по недропользованию по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) издан приказ № «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» (далее по тексту - Приказ №). Согласно тексту приказа №, уполномоченным органом принято решение: «Изъять у Янюка К. Г. земельные участки с условными номерами: № площадью 205 407 кв.м, № площадью 1 173 774 кв.м, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером № площадью 2 250 005 кв.м, принадлежащего на праве собственности, находящегося по адресу: /адрес/ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО «СГМК», согласно лицензии № (дата государственной регистрации дд.мм.гг.). Во исполнение приказа № сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами: № площадью 205 407 кв.м, и № площадью 1 173 774 кв.м. В связи с изложенным, для исполнения Приказа № Истец вел переговоры с Ответчиком относительно условий изъятия земельных участков. Так, письмом № от дд.мм.гг. ответчику было сделано предложение относительно условий изъятия земельных участков, согласно которому Истец сообщил Ответчику, что по результатам проведённой оценки: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 205 407 кв.м, составляет 47 100 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 1 173 774 кв.м, составляет 253 100 руб. Также указанным письмом Истец предложил во исполнение приказа №: продать ООО «СГМК» земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 205 407 кв.м, по его рыночной стоимости - 47 100 руб., продать ООО «СГМК» земельный участок с кадастровым номером: №, площадью 1 173 774 кв.м, по его рыночной стоимости - 253 100 руб. От данного предложения ответчик отказался. В последующем ООО «СГМК» направило Ответчику для подписания Соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд от дд.мм.гг., подписанное ООО «СГМК» и Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра), согласно которому, во исполнение Приказа № от дд.мм.гг. «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя», Недропользователь (Истец) выкупает у Собственника (Ответчик) земельные участки: земельный участок (далее - Земельный участок №) с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; земельный участок (далее - Земельный участок №) с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя в соответствии с лицензией на пользование недрами № (дата государственной регистрации дд.мм.гг.). Земельные участки сформированы из земельного участка с кадастровым номером №, который принадлежит Собственнику (Ответчику) на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № от дд.мм.гг.. Размер выкупной цены по Соглашению составляет 300 200 руб., из них рыночная стоимость Земельного участка № - 253 100 руб., рыночная стоимость Земельного участка № - 47 100 руб. Рыночная стоимость земельных участков определена независимым оценщиком, с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации (Отчет № «Об оценке рыночной стоимости земельных участков: Земельный участок с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 205 407 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: /адрес/, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №; Земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 1 173 774 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: /адрес/ Ответа на данное предложение от Ответчика не поступало.

Просит суд изъять у Янюка К.Г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованные из земельного участка с кадастровым номером № площадью 2 250 005 кв.м, находящегося по адресу: /адрес/, в пользу ООО «Светлинская горно-металлургическая компания» (ИНН №) с компенсацией Янюку К.Г. рыночной стоимости земельных участков в размере: 300 200 руб., из них рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № - 253 100 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № -47 100 руб.

Янюк К.Г. обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести определенные действия, в котором указал, что ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в /адрес/ кадастрового района. Общая площадь участка 2250000+/- 19704 кв.м. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. Участок принадлежит ему на основании договора купли-продажи земельного участка от дд.мм.гг. о чем имеется запись о государственной регистрации права № от дд.мм.гг.. дд.мм.гг. общество с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» (далее по тексту ООО «СГМК»), зарегистрированная в /адрес/, будучи обладателем лицензии № от дд.мм.гг. на разработку Игизского месторождения кварцитов, находящееся на данном земельном участке, провела буровзрывные работы (далее БВР), а именно разовый массовый взрыв с целью определения физико-механических свойств минерала и его взаимодействие с взрывчатым веществом, на что было получено соответствующее разрешение в соответствии с ответом Западноуральского управления РОСТЕХНАДЗОРА исх.№ от дд.мм.гг.. Земельный участок № представляет собой единое землепользование, состоит из трех участков и расположен в трех кадастровых кварталах №; №; №. Координаты горного отвода указаны в Приложении № к лицензии № от дд.мм.гг. на схеме расположения Игизского месторождения кварцитов. Геолокация горного отвода на земельном участке №, отраженная на схеме размещения участков, выполненной ООО «Геостар» в 2016 году. Разрешение Западноуральского управления РОСТЕХНАДЗОРА на проведение БВР строго регламентирует место проведения БВР только в приделах горного отвода, а значит на территории земельного участка №. Таким образом БВР проведены на принадлежащем ему участке. Сам факт проведения БВР в указанном месте подтверждается письмом заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) исх. № от дд.мм.гг.. кроме того факт физического выполнения БВР на указанном земельном участке в рамках выполненных подрядных работ по проведению БВР лицензированной организацией ООО «Промгорсервис», что подтверждается материалами и решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.04.2021 года по делу №. С ним как с владельцем земельного участка ООО «СГМК» какие-либо согласования или переговоры по данному вопросу не проводило, договор на проведение этих работ не оформляло. О том, что он является собственником земельного участка, ООО «СГМК» на момент оформления разрешения и в момент проведения БВР было известно достоверно. Данные о недвижимости и правообладателе находятся на открытом доступе на сайте государственного регистрирующего органа. ООО «СГМК» обязано оформить разрешающий документ на проведение БВР с правообладателем земельного участка. Факт сознательного нарушения ООО «СГМК» п.10 ч.2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», пп.3 п.3 условий лицензионного соглашения к лицензии № в части ведения добычи сырья в отсутствие оформленных в установленном порядке разрешений на пользование земельным участком. Принадлежащий ему земельный относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, а значит работы промышленного назначения запрещены. Таким образом, своими действиями ООО «СГМК» сознательно и грубо нарушил земельное законодательство РФ. Руководство ООО «СГМК» преднамеренно нарушило требования земельного законодательства РФ и Закон РФ «О недрах». В результате сознательных неправомерных действий ООО «СГМК» нанесены существенные изменения земельному участку, ухудшающие его качество и рыночную стоимость, а владельцу земельного участка причине прямой материальный ущерб.

Просит суд обязать ООО «СГМК» разработать в срок до дд.мм.гг. за свой счет проект технической и биологической рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения и выполнить комплекс работ по восстановлению утраченных качеств земельного участка.

Представитель истца (представитель ответчика) ООО «СГМК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на возражение ответчика, согласно которым просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав, что согласно п. 4, п. 5, п. 6 Приказа № от № все требования п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ уполномоченным органом были выполнены. Все заинтересованные лица были надлежащим образом уведомлены о принятом решении об изъятии земельных участков. Ответчик подтверждает в своих письмах, которые он приобщил к материалам дела факт того, что ему было известно о вынесении Приказа № от дд.мм.гг. об изъятии земельных участков. Так, в ответе на письмо ООО «СГМК» № от дд.мм.гг. Янюк К.Г. указывал, на каких условиях он готов продать ООО «СГМК» земельный участок. Далее в ответе на письмо ООО «СГМК» № от дд.мм.гг. Янюк К.Г. также излагает свою позицию на повторное обращение ООО «СГМК» относительно условий выкупа (изъятия) земельного участка. Кроме того, в ответе Ответчика от № на письмо ООО «СГМК» от № также речь идет об условиях выкупа (изъятия) земельного участка. Таким образом, видно, что стороны в 2020-2021 году активно вели переписку по вопросу изъятия спорных земельных участков. Из Писем Янюка К.Г. явно следует, что ему известно об издании уполномоченным органом Приказа № об изъятии земельных участков. Согласно выписке ЕГРН от дд.мм.гг. дд.мм.гг. зарегистрировано: Прочие ограничения (обременения), Оренбургская обл, р-н Светлинский, в юго-восточной части Светлинского кадастрового района, кад.№, Единое землепользование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 2 250 000 кв. м. Номер регистрации: №. Основание государственной регистрации: Приказ об изьятии земельных участков oт дд.мм.гг. №, выдавший орган: Департамент по недропользованию по приволжскому Федеральному округу. Таким образом, государственная регистрация решения об изъятии была произведена в установленном порядке в виде ограничения в отношении земельного участка. Ответчик приобщал с возражениями в суд выписки, в том числе и по состоянию на дд.мм.гг. но не в полном объеме. У Истца имеется лицензия на добычу № (дата государственной регистрации дд.мм.гг.), которая позволяла ему обратиться с указанным ходатайством. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

Также от представителя ООО «СГМК» поступили возражения на исковое заявление Янюк К.Г., согласно которым истец сам подтверждает законность действий ответчика, поскольку указывает, что ответчик обладает лицензией № от дд.мм.гг. на разработку Игизского месторождения кварцитов и им было получено разрешение Ростехнадзора. ООО «СГМК» получило Разрешение № от дд.мм.гг. на ведение взрывных работ, выданное Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данное Разрешение давало право недропользователю проводить горные работы. У ООО «СГМК» имеется Рабочий проект «Добыча кварцитов Центрального участка Игизского месторождения», имеется экспертиза промышленной безопасности № от дд.мм.гг. Проведена Государственная экологическая экспертиза проектной документации. B 2020 году была проведена актуализация проектной документации, разработана и согласована корректировка Горно-технологической части Проекта «Карьер для добычи кварцитов Центрального участка Игизского месторождения». Протокол ЦКР-ТПИ Роснедра, /адрес/ № от дд.мм.гг.. B данных проектах предусмотрен Раздел по рекультивации земельного участка, только после полной отработки месторождения. Рекультивация на вскрытом, но не отработанном участке недр согласно Закона РФ «О недрах» не допускается, так как эти действия приведут к сверхнормативным потерям и рaзубоживанию (потеря качества) полезного ископаемого. B настоящее время 000 «СГМК» заключило договор аренды земельного участка № от дд.мм.гг. на основании постановления № от дд.мм.гг. c Администрацией МО Светлинского района. Истец не ведет на спорных земельных участках никакой деятельности, в том числе не ведет сельскохозяйственной деятельности.

Ответчик (истец) Янюк К.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, указав, что государственные органы не выполнили своей обязанности, чем грубо нарушено действующее законодательство, в связи с чем приказ № от дд.мм.гг., и все что с ним связано, по состоянию на дату подачи искового заявления, утратил свою легитимность, а значит приобрел неправомерный характер. Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд по решению государственного исполнительного органа Приволжскнедра не правомочна и применена быть не может. Решение о выделении участков из общего состава землепользования существенным образом ущемляет права истца, является несправедливым и не может быть принято в рамках предложенного соглашения. Документация в приказе № от дд.мм.гг. подготовлена некачественно, требует переработки, а значит, не может служить основанием для государственной регистрации. Также указал, что договор заключен только дд.мм.гг., то есть через два года. В результате игнорирования оценщиком главных факторов в оценке земельных участков сделан некорректный вывод о рыночной стоимости объектов оценки. Между тем, рыночная текущая стоимость ресурса полезного ископаемого, заложенного в месторождении «Игизское», составляет 30 миллиардов руб., он не может согласиться с результатом оценки в размере 300 200 руб.

Также указывает, что истец утверждает, что согласно п. 4, п. 5, п. 6 Приказа № от дд.мм.гг. все требования п. 10 ст. 56.6 ЗK РФ уполномоченным органом были выполнены. Все заинтересованные лица были надлежащим образом уведомлены o принятом решении об изъятии земельных участков. Это следует понимать так, что и п. п. 3. п10 ст. 56.6 3K РФ тоже выполнен. Истец не приводит доказательств в подтверждение своего заявления, ибо копий почтового отправления c уведомлением o вручению его адресату или возврата почтового отправления в связи c невручением такого отправления получателю, либо отказа в получении его адресатом, в деле отсутствуют. Более того, в своих ответах руководителю СГМК Л.Н.Ю.. он указывал на это обстоятельство, однако в иске этих доказательств нет, в своих возражения истец так же не приводит никаких доказательств по этому поводу, либо об этом сознательно умалчивает. При этом истец в своих возражениях ссылается на п.10 ст. 56.6 3К РФ. Этим самым истец утверждает, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения o почтовом адресе правообладателя земельного участка, a равно и отсутствует заявление правообладателя об учёте прав на недвижимость. Заявление правообладателя об учете прав на недвижимость является обязательным документом-основанием для учёта прав в государственном реестре недвижимости. Без него акт учёта недвижимости невозможен. И такой документ существует. Существует расписка органа государственной регистрации o приёме заявления от правообладателя для совершение акта государственной регистрации прав и опись документов принятых для оказания государственных услуг. При этом истцу и автору приказа хорошо известен кадастровый номер объекта недвижимости, на который они ссылаются и в приказе и в иске, и вообще во всех документах по данному делу, a в реестре чёрным по белому указан адрес регистрации по места жительства правообладателя. Это означает только одно, что уполномоченному государственному органу очень хорошо известен его почтовый адрес и ссылка истца на его отсутствие в обоснованиe выполненных положений п. 10 ст. 56.63k РФ необоснованные и не состоятельны. Таким образом, что в деле по изъятию земельного участка c кадастровым номером № уполномоченным государственным органом Приволжскнедра не соблюдены положения пункта 5 статьи 279 ГК РФ в действующей редакции, п. п. 3. п.10 ст. 56.6 ЗК РФ, тем самым нарушена законная процедура изъятия земельного участка для государственных нужд. В этой связи Приказ Приволжскнедра № от дд.мм.гг. не может быть признан как основание для осуществления процедуры изъятия земельного участка, а значит, он по факту приобрёл статус утратившего юридическую силу. Следовательно, иск СГМ К в развитие данного приказа следует считать лишённым основания, a значит и не подлежащим судебному разбирательству.

Представитель третьего лица Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, указав, что ООО «СГМК» является правообладателем лицензии № ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ «добыча кварцитов (Флюсовое кварцсодержащее металлургическое сырье» (участок недр расположен в /адрес/), следовательно, является недропользователем и относится к организациям, на основании ходатайств которых осуществляется принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях недропользования. В связи с отсутствием оснований для отказа в принятии решения, установленных в п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ, и на основании пп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ (в связи с наличием лицензии на право пользования недрами) комиссией принято решение изъять у Янюка К.Г. земельные участки с условными кадастровыми номерами №, площадью 205 407 кв.м., №, площадью 1 173 774 кв.м., из земельных участков с кадастровыми номерами №, №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером № площадью 2 250 005 кв.м., принадлежащего на правах собственности и находящегося по адресу: /адрес/, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств истца согласно лицензии на право пользования недрами №. Указанное решение комиссии исполнено приказом Приволжскнедра «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» № от дд.мм.гг.. Недропользователем будет выплачено возмещение ответчику за изымаемые земельные участки. При принятии Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу приказа от дд.мм.гг. № об изъятии земельных участков с условными кадастровыми номерами №, № для государственных нужд РФ, соблюдены все нормы Законодательства РФ.

Исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, письменные доказательства, представленные истцом, суд приходит к следующему.

Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Статьей 56.2 ЗК РФ определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).

Из материалов дела следует, что собственником земельных участков с кадастровым номером:

- с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

- с кадастровым номером № площадью 205 407 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, является Янюк К.Г.

Земельные участки сформированы из земельного участка с кадастровым номером №, который принадлежит ответчику на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № от дд.мм.гг..

дд.мм.гг. вынесено постановлением Администрацией Муниципального образования Светлинский Поссовет Светлинского района Оренбургской области № «О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области, утвержденный Решением Совета депутатов от дд.мм.гг. №».

На основании лицензии на право пользования недрами Игизское месторождение кварцитов № зарегистрированной ФГУ «ТФИ по Оренбургской области» дд.мм.гг., с учетом изменений зарегистрированных Федеральным Агентством по недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации дд.мм.гг., ООО «СГМК» является недропользователем участка недр – добыча кварцитов (флюсо-все кварцесодержащее металлургическое сырье), имеющего статус горного отвода на территории Оренбургского района Оренбургской области, в соответствии приведенным в приложении описании границ и координат угловых точек. Срок окончания лицензии определен дд.мм.гг..

ООО «СГМК» владеет лицензией на право пользования недрами № (дата государственной регистрации дд.мм.гг.) является недропользователем и относится к организациям, имеющим право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков, указанных в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (спорный земельный участок располагается в границах лицензионного участка).

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1 лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

ООО «СГМК» в соответствии с п. 2 требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 года № 250, предоставил весь необходимый перечень документов.

Во исполнение п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ в целях реализации полномочий по принятию решений об изъятии земельных участков отнесенных к компетенции Приволжскнедра комиссией рассмотрено ходатайство ООО «СГМК» от дд.мм.гг. № об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд с условными кадастровыми номерами № площадью 205 407 кв.м., №, площадью 1 173 774 кв.м., из земельных участков с кадастровыми номерами №, №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером №, площадью 2 250 005 кв.м. Собственником единого землепользования с кадастровым номером № является Янюк К.Г.

В соответствии с п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ данная статья содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым решение об изъятии не может быть принято.

дд.мм.гг. в соответствии с Главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гг. № «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию», в целях реализации полномочий Федерального агентства по недропользованию по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования Департаментом по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра) издан приказ № от дд.мм.гг. «О выявлении лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, в связи с осуществлением недропользования».

Приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от дд.мм.гг. № было принято решение об изъятии у Янюк К.Г. земельных участков с условными номерами: № площадью 205 407 кв.м, № площадью 1 173 774 кв.м, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером № площадью 2 250 005 кв.м, принадлежащего на праве собственности, находящегося по адресу: /адрес/, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО «СГМК», согласно лицензии № (дата государственной регистрации дд.мм.гг.).

Доводы ответчика о том, что письменного извещения от Приволжскнедра направленного надлежащим образом и в установленные сроки он не получил, суд считает несостоятельными, поскольку с дд.мм.гг. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, изменения коснулись сроков принудительного изъятия земельных участков. Пунктом 3 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 года) предусматривалась обязанность органа, принявшего решение об изъятии земельного участка, не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомить об этом собственника участка, а выкуп до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускался только с согласия собственника.

С 1 апреля 2015 года установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).

В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 56.6 ЗК РФ во исполнение п.п. 4,5 Приказа № дд.мм.гг. отделом геологии и лицензирования Приволжскнедра по Оренбургской области в адрес Янюка К.Г. была направлена копия приказа об изъятии земельных участков для государственных нужд РФ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя.

В адрес Янюк К.Г. дд.мм.гг. был направлен Приказ № от дд.мм.гг. (л.д. 230), конверт был возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения.

Из материалов дела следует, что в адрес ответчика дд.мм.гг. направлялись копии приказа № «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недрапользования»; копию выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м.; копию выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м.; копия отчета № от дд.мм.гг. об оценке рыночной стоимости земельных участков, что подтверждается отчетом об отслеживании Почта России (л.д. 44).

Факт получения ответчиком указанного письма подтверждается ответом Янюк К.Г. от дд.мм.гг. (л.д.174).

Согласно отчету № от дд.мм.гг. об оценки рыночной стоимости земельных участков, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 205 407 кв.м., составляет 47 100 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, площадью 1 173 774 кв.м, составляет 253 100 руб.

Согласно п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости

Предложение о заключении соглашения об изъятии земельного участка было оставлено ответчиком без ответа.

Из материалов дела следует, что иск предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд - трех лет, при этом иск был подан по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии, что соответствует положениям ст. 282 ГК РФ.

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обоснования необходимости принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса. К их числу отнесены организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Согласно пунктам 1, 6 части 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для перехода права собственности на земельный участок, находящийся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности организации, которая подала ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии такого земельного участка и которая предоставила за изымаемый земельный участок в полном объеме возмещение, предусмотренное соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда, за исключением случаев, если приобретение такого земельного участка в частную собственность не допускается на основании федерального закона (пункт 4 части 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Приведенные нормы позволяют инициировать процедуру изъятия земельного участка, которая влечет возникновение права собственности, недропользователем (обладателем лицензии на пользование недрами).

Учитывая, что ООО «СГМК» имеет лицензию на право пользования недрами, то относится к числу организаций, предусмотренных Перечнем организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 года № 442, на основании ходатайств которых осуществляется принятие решений об изъятии земельных участков.

Таким образом, в рассматриваемом случае, ООО «СГМК» является надлежащим истцом по требованию об изъятии земельного участка для государственных нужд.

Из материалов дела следует, что приказ издан уполномоченным органом в соответствии с установленным законодательством порядком его издания, при наличии обстоятельств, которые необходимы для принятия решения об изъятии земельных участков, при этом обстоятельства, установленные п. 7 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии которых решение об изъятии не может быть принято, у департамента отсутствовали.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приказ от дд.мм.гг. №, вынесенный Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу об изъятии земельных участков с условными кадастровыми номерами №, №, для государственных нужд Российской Федерации является законным.

В силу пункта 2 статью 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №135-ФЗ).

Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 56.8 Земельного кодекса размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014) (утв. 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации), в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной стоимости изымаемого участка следует производить из рыночной стоимости, на момент рассмотрения дела.

Судом установлено, что ответчик не подписал соглашение об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, в связи с несогласием с размером возмещения.

При разрешении требования о принудительном изъятии указанного земельного участка для государственных нужд, в соответствии с пунктом 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, в том числе размер возмещения, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд, определяются судом.

В ходе рассмотрения дела судом, учитывая наличие разногласий у сторон относительно размера возмещения, причитающегося ответчику за изымаемый земельный участок, по ходатайству представителя истца было назначено проведение судебной экспертизы по вопросам определения актуальной рыночной стоимости спорных земельных участков в связи с изъятием данного участка с учетом особенностей, предусмотренных ст. 56.8 ЗК РФ производство которой поручено эксперту ООО «Центр экономических и юридических экспертиз» С.О.В.

Согласно заключению эксперта № от дд.мм.гг. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м, находящегося по адресу: /адрес/, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дд.мм.гг. (дату составления заключения) составляет 417 834 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м. находящегося по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дд.мм.гг. (дату составления заключения) составляет 73 125 руб.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

При исследовании и оценке экспертного заключения судом не установлено в нем каких-либо противоречий и сомнений в его обоснованности.

Сведений, позволяющих усомниться в компетентности эксперта, необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заявителем не представлено.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заключение содержит недостоверные выводы, а также доказательств того, что выбранные экспертом способы и методы исследования привели к неправильным выводам, также не имеется.

Как следует из экспертного заключения, все объекты-аналоги, указанные экспертом близки к оцениваемому объекту, скорректирированных с помощью соответствующих коэффициентов. В связи с тем, что на дату оценки было предоставлено ограниченное количество предложений о продаже сельхозземель в Светлинском районе Оренбургской области, экспертом было принято решение об исследовании рынка продажи аналогов в других равноудаленных (100 и более км) от центра региона районах Оренбургской области.

Таким образом, все объекты экспертизы имели идентичный разрешенный вид использования, одинаковое местоположение и сопоставимые физические характеристики. Для нивелирования отличий по основным ценообразующим параметрам экспертом применены корректирующие коэффициенты для оценки земельных участков, указанные в справочнике оценщика недвижимости, использование которого допускается при осуществлении оценочной деятельности экспертом, выбирающим самостоятельно метод оценки.

Таким образом, оснований, позволяющих оценить заключение эксперта в части определения рыночной стоимости изымаемых участков, как ненадлежащее доказательство, у суда не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, таким образом, доводы ответчика о том, что оплату должны производить те органы, которые принимают решения, суд находит также несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

На основании изложенного, учитывая, что изъятие земельного участка необходимо в целях недропользования, государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорных земельных участков, суд приходит к выводу об изъятии спорных земельных участков у ответчика с выплатой денежной компенсации в размере, определенной заключением эксперта ООО «Центр экономических и юридических экспертиз» С.О.В. № от дд.мм.гг., при этом право собственности Янюк К.Г. на земельные участки подлежат прекращению.

Настоящее решение является основанием для возникновения права собственности ООО «СГМК» на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м.

Разрешая исковые требования Янюк К.Г. к ООО «СГМК» об обязании произвести определенные действия, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, ликвидировать в установленном порядке горные выработки, не подлежащие использованию.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее - постановление Правительства РФ № 800) об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель содержит аналогичные требования к рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.

Таким образом, в соответствии с ЗК РФ и приведенными нормативными правовыми актами земли сельскохозяйственного назначения, подвергшиеся техногенному воздействию с нарушением плодородного слоя почвы, подлежат рекультивации, включающей в обязательном порядке два этапа (технический и биологический) с целью их дальнейшего использования в качестве сельскохозяйственных угодий.

Технический этап рекультивации необходим и важен не только в целях восстановления почвы для сельскохозяйственного использования, но и для обеспечения пожарной безопасности территории, в границах которой находятся земли, загрязненные нефтепродуктами, а также недопущения дальнейшего проникновения нефтепродуктов в глубокие слои почвы.

Как разъяснено в пункте 18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

Согласно разрешению Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору № на ведение взрывных работ от дд.мм.гг., было выдано ООО «Промгорсервис» на проведение взрывных работ в карьере по добыче кварцитов Игизского месторождения (№) ООО «СГМК».

В соответствии с актом приема-передачи земельного участка к договору купли-продажи земельного участка от дд.мм.гг. К.С.В. – продавец передал Янюк К.Г. – покупателю земельный участок, расположенный по адресу: /адрес/, общей площадью 2250000+/- 19704 кв.м., с кадастровым номером № в границах плана приложенного к договору купли- продажи от дд.мм.гг. и расположенного на землях сельскохозяйственного производства.

Из выписки из ЕГРН от дд.мм.гг. следует, что в состав земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в кадастровом квартале №,находящийся по адресу: /адрес/, из категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, входят земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, собственником которого является Янюк К.Г.

дд.мм.гг. Янюк К.Г. обратился в Западноуральское управление Ростехнадзора с просьбой принять меры по выяснению обстоятельств, произведения взрыва породы по заявке ООО «СГМК» на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ему на праве собственности, без согласования с ним, как с собственником.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку исковые требования ООО «СГМК» удовлетворены в полном объеме, у Янюк К.Г. изъяты для государственных нужд спорные земельные участки с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м., с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м., образованные из земельного участка с кадастровым номером № в пользу ответчика ООО «СГМК», в связи с чем у истца отсутствуют права, которыми обладает собственник, поскольку право собственности на спорные земельные участки передано ООО «СГМК», в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Янюк К.Г. об обязании произвести определенные действия.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С учётом удовлетворения исковых требований истца, суд взыскивает с ответчика в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины сумму в размере 6 202 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» к Янюк К. Г. об изъятии земельных участков для государственных нужд, удовлетворить.

Изъять у Янюк К. Г. путем выкупа для государственных нужд Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» следующие земельные участки:

- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м, находящегося по адресу: /адрес/, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером № с установлением размера возмещения за его изъятие в соответствии с заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических и юридических экспертиз» С.О.В. № от дд.мм.гг. в размере 417 834 руб.;

- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м. находящегося по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером № с установлением размера возмещения за его изъятие в соответствии с заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических и юридических экспертиз» С.О.В. № от дд.мм.гг. в размере 73 125 руб., с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами на основании лицензии на пользование недрами Игизское месторождение кварцитов № в соответствии с Приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу № от дд.мм.гг. путем прекращения права собственности Янюк К. Г. на вышеуказанные земельные участки.

Взыскать с Янюк К. Г. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» расходы по оплате госпошлины в размере 6 202 руб.

Настоящее решение является основанием для возникновения права собственности общества с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» на земельные участки:

- с кадастровым номером №, площадью 1 173 774 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/ разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером №;

- с кадастровым номером №, площадью 205 407 кв.м. находящийся по адресу: /адрес/, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала №, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером №.

В удовлетворении исковых требований Янюк К. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Светлинская горно-металлургическая компания» об обязании произвести определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

В окончательной форме решение принято судом 09.02.2022 года.

Судья