№ 2/2/-248/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Светлый 02 октября 2019 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,
при секретаре Магияровой О.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Светлинского района Оренбургской области Немкова В.А.
представителя ответчика ООО «ТеплоЭнергоРесурс» Маканова Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственности «ТеплоЭнергоРесурс» о признании незаконным бездействия по невыплате в федеральный бюджет платы за забор водных ресурсов из водного объекта – реки Кумак и обязании возместить в федеральный бюджет невыплаченные платы за забор водных ресурсов,
У С Т А Н О В И Л :
Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» о признании незаконным бездействия по невыплате в федеральный бюджет платы за забор водных ресурсов из водного объекта – реки Кумак за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и обязании возместить в федеральный бюджет невыплаченные платы за забор водных ресурсов.
В обоснование исковых требований указано, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс». В ходе которой установлено, что ООО «ТеплоЭнергоРесурс» использует водный объект - Верхне- Кумакское водохранилище на реке Кумак в целях забора (изъятия) водных ресурсов. Место осуществления водопользования расположено в 3 км. южнее /адрес/.
В нарушение требований ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ ООО «ТеплоЭнергоРесурс» осуществляло забор (изъятие) водных ресурсов из Верхне- Кумакского водохранилища в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. в отсутствие договора водопользования, плата за пользование водным объектом в указанный период не произведена.
В соответствии с п. 14 ст. 3 Водного кодекса РФ одним из основных принципов водного законодательства является платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Согласно разделу 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 «Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования» ставка платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности составляет 354 руб.
Согласно п. б части 1 Постановления Правительства РФ от 26. 12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в 2017 году в размере 107 рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 применяются в 2017 году с коэффициентом 1,52.
Орской межрайонной природоохранной прокуратурой произведен расчет платы за пользование водным объектом ООО «ТеплоЭнергоРесурс» - забор водных ресурсов за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..
Установлено, что ООО «ТЭР» согласно первичным учетным документам и справке предприятия осуществило следующий забор воды из водного объекта - Верхне- Кумакского водохранилища:
За август 2017 года всего - 314 756,00 м3,, из них: для населения – 195 215,00 тыс. м3 ; для организации (предприятия) – 119 541,00 тыс. м3;
За сентябрь 2017 года всего -291 057,00 м3,, их них: для населения – 167 459,00 тыс. м3 ; для организации (предприятия) – 123 598,00 тыс. м3;
С учетом изложенного сумма платы за пользование водным объектом рекой Кумак для ООО «ТеплоЭнергоРесурс» составила: по объему забранной воды для населения – 362,674 тыс. м3 по 107 рублей = 38 806,11 руб., по объему забранной воды для организаций и иных потребителей – 243 139 тыс. м3 по 354 рубля с умножением на коэффициент 1.52 = 130 828,23 руб.;
Итого в период времени с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. сумма неуплаченной в бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из Верхне- Кумакского водохранилища составила 169 634,34 руб.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае прокурор обращается в целях защиты интересов Российской Федерации как собственника водного объекта - реки Кумак, поскольку в связи с невыплатой платы за изъятие водных ресурсов ООО «ТЭР» нарушены интересы государства виде непоступления в бюджет денежных средств.
Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со ст. 12 ГК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Истец просит суд признать бездействие ООО «ТеплоЭнергоРесурс» по невыплате в федеральный бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта - Верхне- Кумакского водохранилища за период дд.мм.гг. по дд.мм.гг. в сумме 169 634 рубля 34 копейки не соответствующим требованиям законодательства об охране окружающей среды и обязать ООО «ТеплоЭнергоРесурс» возместить в федеральный бюджет сумму невыплаченной платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в размере 169 634 рубля 34 коп.
Помощник прокурора Светлинского района Немкова В.А, действующий на основании поручения, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «ТеплоЭнергоРесурс» Маканов Н.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду показал, что дд.мм.гг. между ООО «ТеплоЭнергоРесурс» и МО Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области заключено концессионное соглашение, вступившее в законную силу в марте 2017 года, в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. В перечень объектов входит и Верхне- Кумакского водохранилище. С момента вступления в законную силу концессионного соглашения, ООО «ТЭР» начало сбор всех необходимых документов для обращения в министерство строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Оренбургской области с целью заключить договор водопользование. дд.мм.гг. все необходимые документы были собраны в полном объеме и направлены в адрес Министерства строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Оренбургской области для заключения договора водопользования. Министерством строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Оренбургской области был заключен договор водопользование № от дд.мм.гг. с ООО «ВодСток». Согласно соглашения «О расторжении договора водопользования» договор водопользование № от дд.мм.гг. был расторгнут только дд.мм.гг.. В момент действия указанного договора Министерства строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Оренбургской области не имело право заключать договор водопользования с ООО «ТЭР». ООО «ТеплоЭнергоРесурс» предприняло все меры для заключения договора водопользования с целью определения размера и срока оплаты за пользование водным объектом, то есть со стороны ответчика бездействие отсутствовало. Действительно в спорный период ООО «ТеплоЭнергоРесурс» производило забор водных ресурсов с указанного водного объекта, но в отсутствие договора водопользования ООО «ТЭР» не могло, и не должно было производить плату за забор водных ресурсов, просил отказать в удовлетворении искового заявления.
Третье лицо Министерство строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Оренбургской области, в судебное не явилось, надлежащим образом извещено о дате времени и месте судебного разбирательства, в представленном отзыве на исковое заявление, указало, что в связи с отсутствием у ответчика в рассматриваемом периоде договора водопользования, третье лицо не обладает полномочиями по взысканию средств за фактическое использование водного объекта, кроме того, Министерство строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Оренбургской области не является лицом, заинтересованным в исходе дела. Просило провести судебное разбирательство в отсутствие его представителя.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса (статьи 11 - 23).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату (часть 1 статьи 12 Водного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 20 Водного кодекса Российской Федерации договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.
В соответствии с пунктом 14 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Как установлено в судебном заседании и видно из представленных документов Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства в деятельности общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» и установлено, что ответчик использует водный объект - Верхне-Кумакское водохранилище на реке Кумак в целях забора (изъятия) водных ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Согласно разделу 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 «Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования» ставка платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности составляет 354 руб.
Согласно п. б части 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в 2017 году в размере 107 рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел 1 ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 применяются в 2017 году с коэффициентом 1,52.
Орской межрайонной природоохранной прокуратурой произведен расчет платы за пользование водным объектом ООО «ТЭР» - забор водных ресурсов за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..
Установлено, что ООО «ООО ТЭР» согласно журналу учета водопотребления средствами измерений и справке предприятия осуществило забор воды из водного объекта - Верхне- Кумакского водохранилища, что не отрицалось ответчиком.
Так, за август 2017 года предприятие осуществило забор воды в размере 314 756,00 м3,, из них: для населения – 195 215,00 тыс. м3 ; для организации (предприятия) – 119 541,00 тыс. м3;
За сентябрь 2017 года предприятие осуществило забор воды в размере 291 057,00 м3,, их них: для населения – 167 459,00 тыс. м3 ; для организации (предприятия) – 123 598,00 тыс. м3;
С учетом изложенного сумма платы за пользование водным объектом рекой Кумак для ООО «ТЭР» составила:
по объему забранной воды для населения – 362,674 тыс. м3 по 107 рублей = 38 806,11 руб.,
по объему забранной воды для организаций и иных потребителей – 243 139 тыс. м3 по 354 рубля с умножением на коэффициент 1.52 = 130 828,23 руб.;
Итого в период времени с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. сумма неуплаченной в бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из Верхне- Кумакского водохранилища составила 169 634,34 руб. Расчет истцом произведен по сведениям представленным ответчиком. Ответчиком данный расчет не оспаривался.
Поскольку фактическое потребление (забор) водных ресурсов из Верхне- Кумакского водохранилища в период дд.мм.гг. по дд.мм.гг. ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, объемы потребленных водных ресурсов за указанный период подтверждены материалами дела, суд с учетом вышеприведенных положений закона, принимая во внимание, что отсутствие договора водопользования само по себе не освобождает лицо, потребляющее водные ресурсы, от внесения платы за забор (изъятие) водных ресурсов, приходит к выводам об обоснованности заявленных прокурором требований.
На основании подп. 5 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение водного законодательства установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.
Довод представителя ответчика о том, что ответчиком были предприняты меры к заключению договора водопользования юридического значения не имеет, поскольку в спорный период фактически договор заключен не был. Между тем, в судебном заседании установлен факт пользования водными ресурсами ответчиком.
Принимая во внимание вышеизложенное, установив, что ответчик не внес в федеральный бюджет плату за забор водных ресурсов из водного объекта, суд приходит к выводу о том, что ООО «ТеплоЭнергоРесурс» допущено незаконное бездействие.
При таких обстоятельствах требования Орского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 4592 рубля 69 копеек, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственности «ТеплоЭнергоРесурс» о признании незаконным бездействия по невыплате в федеральный бюджет платы за забор водных ресурсов из водного объекта – реки Кумак и обязании возместить в федеральный бюджет невыплаченные платы за забор водных ресурсов, удовлетворить.
Признать бездействие общества с ограниченной ответственности «ТеплоЭнергоРесурс» по невыплате в федеральный бюджет платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта – реки Кумак за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. в сумме 169 634,34 руб. не соответствующим требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Обязать общество с ограниченной ответственности «ТеплоЭнергоРесурс» возместить в федеральный бюджет сумму невыплаченный платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта – реки Кумак за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. в сумме 169 634 (сто шестьдесят девять тысяч шестьсот тридцать четыре) рубля 34 копейки.
Взыскать с общества с ограниченной ответственности «ТеплоЭнергоРесурс» в доход бюджета муниципального образования Светлинский район Оренбургской области государственную пошлину в размере 4592 (четыре тысячи пятьсот девяносто два) рубля 69 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.
Судья
Решение в окончательной форме вынесено 06 октября 2019 года
Судья