РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2012 года с. Октябрьское
Судья Сакмарского районного суд Оренбургской области Виничук Л.А., при секретаре Поповой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Октябрьского района к администрации МО Комиссаровский сельсовет, администрации МО Ильинский сельсовет, администрации МО Успенский сельсовет, администрации МО Уранбашский сельсовет, администрации МО Белозерский сельсовет, администрации МО Марьевский сельсовет, администрации МО Новоникитинский сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению в состав имущества муниципальной казны автомобильных дорог общего и необщего пользования, обязании провести паспортизацию, включения автомобильных дорог в состав имущества муниципальной казны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Оренбургской области обратился в суд с исками к администрации МО Комиссаровский сельсовет, администрации МО Ильинский сельсовет, администрации МО Успенский сельсовет, администрации МО Уранбашский сельсовет, администрации МО Белозерский сельсовет, администрации МО Марьевский сельсовет, администрации МО Новоникитинский сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению в состав имущества муниципальной казны автомобильных дорог общего и необщего пользования, обязании провести паспортизацию, включить автомобильные дороги в состав имущества муниципальной казны. В исковых заявлениях указал, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что в границах населенных пунктов муниципальных образований расположены автомобильные дороги местного значения. Однако до настоящего времени автомобильные дороги общего и необщего пользования в состав имущества муниципальной казны не включены. Решением Совета депутатов муниципальных образований «О бюджете муниципальных образований на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены расходы на строительство и содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах поселений в рамках благоустройства. Таким образом, средства местного бюджета муниципальных образований направляются на исполнение расходных обязательств по содержанию имущества, не включенного в состав имущества муниципальной казны. По действующей системе законодательных норм автомобильные дороги, находящиеся в ведении органов местной власти, должны пройти обязательную процедуру технической паспортизации, что позволит вести учет состояния дорог и всех элементов дороги, обеспечит возможность контроля за ведением своевременного надлежащего ремонта, содержания дороги и в конечном итоге эти меры позволят обеспечить улучшить эффективность эксплуатации дороги и безопасность движения по ней, что отвечает законным правам и интересам всех жителей города, а также неопределенного круга иных лиц, использующих дороги для автомобильного и пешеходного передвижения.
В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района Ракутин А.А. исковые требования уточнил, просил суд обязать администрацию МО Комиссаровский сельсовет, администрацию МО Ильинский сельсовет, администрацию МО Успенский сельсовет, администрацию МО Уранбашский сельсовет, администрацию МО Белозерский сельсовет, администрацию МО Марьевский сельсовет, администрацию МО Новоникитинский сельсовет включить автомобильные дороги общего и необщего пользования в состав имущества муниципальной казны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков, администрации МО Комиссаровский сельсовет, администрации МО Белозерский сельсовет, администрации МО Марьевский сельсовет, администрации МО Новоникитинский сельсовет в судебном заседании исковые требования признали, пояснили, что для проведения паспортизации необходимо большое количество денежных средств, а в бюджете отсутствует необходимая сумма.
Представители администрации МО Ильинский сельсовет, администрации МО Успенский сельсовет, администрации МО Уранбашский сельсовет в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в суд представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, возражают против удовлетворения заявленных требований. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, выслушав заместителя прокурора, представителей ответчиков, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Согласно ч.8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
В материалах дела имеются Уставы МО Комиссаровский сельсовет, МО Ильинский сельсовет, МО Успенский сельсовет, МО Уранбашский сельсовет, МО Белозерский сельсовет, МО Марьевский сельсовет, МО Новоникитинский сельсовет, согласно которым к вопросам местного значения относится в частности дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного назначения в границах населенных пунктов поселения.
В силу п.п. 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утв. Минавтодором РСФСР) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Согласно п.3 Приказа Минтранса РФ от 27 августа 2009г. №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением; в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В судебном заседании установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, установлено, что в администрации МО Комиссаровский сельсовет, администрации МО Ильинский сельсовет, администрации МО Успенский сельсовет, администрации МО Уранбашский сельсовет, администрации МО Белозерский сельсовет, администрации МО Марьевский сельсовет, администрации МО Новоникитинский сельсовет отсутствуют технические паспорта на автомобильные дороги, расположенные в границах указанных муниципальных образований. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Учитывая изложенное, суд считает, что поскольку дороги местного значения муниципальных образований: администрации МО Комиссаровский сельсовет, администрации МО Ильинский сельсовет, администрации МО Успенский сельсовет, администрации МО Уранбашский сельсовет, администрации МО Белозерский сельсовет, администрации МО Марьевский сельсовет, администрации МО Новоникитинский сельсовет, расположены в границах муниципальных образований, то их паспортизацию должны производить администрации МО Комиссаровский сельсовет, администрации МО Ильинский сельсовет, администрации МО Успенский сельсовет, администрации МО Уранбашский сельсовет, администрации МО Белозерский сельсовет, администрации МО Марьевский сельсовет, администрации МО Новоникитинский сельсовет.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Комиссаровский сельсовет, администрации МО Ильинский сельсовет, администрации МО Успенский сельсовет, администрации МО Уранбашский сельсовет, администрации МО Белозерский сельсовет, администрации МО Марьевский сельсовет, администрации МО Новоникитинский сельсовет, выразившееся в невключении автомобильных дорог общего и необщего пользования в пределах границ населенных пунктов указанных муниципальных образований в состав имущества муниципальной казны.
Обязать администрацию МО Комиссаровский сельсовет, администрацию МО Ильинский сельсовет, администрацию МО Успенский сельсовет, администрацию МО Уранбашский сельсовет, администрацию МО Белозерский сельсовет, администрацию МО Марьевский сельсовет, администрацию МО Новоникитинский сельсовет устранить нарушения законодательства РФ путем проведения паспортизации автомобильных дорог общего и необщего пользования, расположенных в границах населенных пунктов указанных муниципальных образований, и включить дороги в состав имущества муниципальной казны, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Л.А. Виничук