ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|2|А-220/2021 от 04.10.2021 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56RS0044-02-2021-000299-59

Дело № 2(2)а- 220/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Светлый 04 октября 2021 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Малофеевой Ю.А.,

при секретаре Быстровой В.И.,

с участием административного истца прокурора Светлинского района Мороз Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Светлинского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по реализации права по контролю за деятельностью концессионера общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Светлинского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области, с вышеуказанным исковым заявление, указав, прокуратурой района в ходе проверки состояния законности при использовании и распоряжении муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО «Светлинский поссовет» выявлены нарушения в части осуществления контроля за объектами концессионных соглашений коммунальной инфраструктуры, а именно объектами системы водоснабжения поселения и иным потребителям. В нарушение частей 2, 5, 6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ, администрацией МО «Светлинский поссовет» контроль за осуществлением деятельности концессионером не осуществляется, акты о результатах контроля в отношении ООО «ТеплоЭнергоРесурс» не составляются, сведения о результатах контроля за деятельностью концессионера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещаются, что свидетельствуют о неэффективном использовании муниципального имущества, может негативно сказаться на качестве услуг, предоставляемых потребителям, а также способствует возникновению аварийных ситуаций на социально-важном объекте водоснабжения.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Светлинский поссовет, выразившееся в непринятии мер по реализации права по контролю за деятельностью концессионера ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках полномочий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» повлекшее нарушения прав неопределенного круга лиц.

Обязать администрацию муниципального образования Светлинский поссовет в срок до 01.11.2021 года провести контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.

Административный истец прокурор Светлинского района Оренбургской области Мороз Д.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо конкурсный управляющий ООО «ТеплоЭнергоРесурс» Решетников Д.О., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом мнение административного истца суд рассмотрел дело в отсутствии не явившегося представителя административного ответчика и заинтересованных лиц, которые надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4 закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в его границах электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом и др.

Концессионное соглашение не является муниципальным правовым актом.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях)).

Частью 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях предусмотрено, что сторонами такого соглашения являются концедент - муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, и концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо, а объектами концессионного соглашения - системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (пункт 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

Отношения, возникающие в связи с исполнением концессионных соглашений, гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Законом о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях), часть 3 статьи 8 которого предусматривает право концедента осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения.

Порядок осуществления контроля за исполнением концессионного соглашения установлен статьей 9 Закона о концессионных соглашениях и предусматривает контроль концедента за исполнением концессионного соглашения уполномоченными концедентом органами или юридическими лицами в лице их представителей, которые на основании концессионного соглашения имеют право беспрепятственного доступа на объект концессионного соглашения, а также к документации, относящейся к осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (часть 1 статьи 9 данного Закона), при этом концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям (часть 2 статьи 9 данного Закона).

Порядок осуществления концедентом контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением (часть 4 статьи 9 Закона о концессионных соглашениях), а результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения оформляются актом о результатах контроля (часть 5 статьи 9 Закона о концессионных соглашениях).

В силу ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ акт о результатах контроля подлежит размещению концедентом в течение пяти рабочих дней с даты составления данного акта на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Доступ к указанному акту обеспечивается в течение срока действия концессионного соглашения и после дня окончания его срока действия в течение трех лет.

Как установлено в судебном заседании прокуратурой района в ходе проверки состояния законности при использовании и распоряжении муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО «Светлинский поссовет» выявлены нарушения в части осуществления контроля за объектами концессионных соглашений коммунальной инфраструктуры, а именно объектами системы водоснабжения поселения и иным потребителям.

Согласно концессионному соглашению в отношении объектов водоснабжения от дд.мм.гг. (далее – концессионное соглашение), заключенному между администрацией МО «Светлинский поссовет» и ООО «ТеплоЭнергоРесурс» концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в приложении к данному соглашению, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по предоставлению услуги по водоснабжению населения и иным потребителям с использованием объекта Соглашения на территории муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района.

Из п. 11.2 соглашения следует, что права и обязанности Концедента осуществляются уполномоченным органами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законодательством Оренбургской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 11.2 соглашения Концедент осуществляет контроль за соблюдением условий настоящего Соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашение. Обязательств по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствиями с целями установленными настоящим Соглашением, а также сроков исполнения обязательств, указанных в разделе 9 настоящего Соглашения.

В соответствии с п. 11.7 соглашения при обнаружении Концедентом в ходе осуществления контроля за деятельностью Концессионера нарушений, которые могут существенно повлиять соблюдение Концессионером условий настоящего Соглашения, Концедент обязан сообщить об этом Концессионеру в течение 3 (Трех) календарных дней — за обнаружения указанных нарушений.

Согласно п. 11.8 соглашения результаты осуществления контроля за соблюдением Коннессионером условий настоящего Соглашения оформляются актом о результатах контроля. Акт о результатах контроля подлежит размещению Концедентом в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня составления указанного акта на официальном сайте администрации муниципального образования Светлинский поссовет информационно-коммуникационной сети Интернет. Доступ к указанному акту обеспечивается в течение срока действия настоящего Соглашения и после дня окончания его срока действия в течение 3 (Трех) лет. Акт о результатах контроля не размещается в сети Интернет в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приложением к концессионному соглашению, одним из объектов, переданных во владение и пользование ООО «ТеплоЭнергоРесурс» является Головная насосная станция, располагающаяся вблизи Верхне-Кумакского водохранилища, а именно: здание Верхне-Кумакской Насосной береговой станции, Водохранилище «Кумак», насос Д-2000-100УХ4 с эл. двигателем А-4-45ОУ, затвор 800 с эл. приводом, задвижка Д600 с эл. приводом, затвор Д800 с эл. приводом, кран-балка, эл. двигатель 22 кв/ч, предназначенная для осуществления деятельности по предоставлению коммунальной услуги водоснабжения населению МО «Светлинский поссовет» и иным потребителям.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец указал, что администрацией в нарушение частей 2, 5, 6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ, администрацией МО «Светлинский поссовет» контроль за осуществлением деятельности концессионером не осуществляется, акты о результатах контроля в отношении ООО «ТеплоЭнергоРесурс» не составляются, сведения о результатах контроля за деятельностью концессионера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещаются, что свидетельствуют о неэффективном использовании муниципального имущества, может негативно сказаться на качестве услуг, предоставляемых потребителям, а также способствует возникновению аварийных ситуаций на социально-важном объекте водоснабжения.

Прокуратурой района ранее по факту возникновения аварийной ситуации, произошедшей дд.мм.гг. на Головной насосной станции Верхне-Кумакского водохранилища проведена проверка в отношении администрации МО «Светлинский поссовет», в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления, как собственником имущества не осуществляется контроль за деятельностью концессионера в рамках концессионного соглашения, что не отвечает требованиям безопасности и сохранности муниципального имущества, в связи с чем, в адрес главы МО «Светлинский поссовет» дд.мм.гг. внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Согласно ответу администрации МО «Светлинский поссовет» на вышеуказанное представление следует, что ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» подразумевает право концедента осуществлять контроль, таким образом, администрация поссовета может такое право не реализовывать.

В ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой района по факту аварийной ситуации на Головной насосной станции Верхне-Кумакского водохранилища, произошедшей дд.мм.гг. проведена проверка, в ходе которой установлено, что аварийная ситуация возникла в связи с порывом пластикового трубопровода между 7 км. и 8 км. от населенного пункта /адрес/, что повлекло аварийное отключение холодного водоснабжения /адрес/ и /адрес/.

По данному факту также прокуратурой района была проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО «Светлинский поссовет» в части осуществления контроля за деятельностью концессионера, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления не принимаются меры по контролю деятельности ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ, что подтверждается письмом от дд.мм.гг..

Административным ответчиком в подтверждении факта того, что меры по контролю деятельности ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ ими предпринимаются, в судебное заседание были предоставлены следующие документы: акты приемки выполненных работ от дд.мм.гг., справка о стоимости выполненных работ и затрат от дд.мм.гг., акт о приемке выполненных работ от дд.мм.гг., акт приемки выполненных работ от дд.мм.гг., справку о стоимости выполненных работ и затрат от дд.мм.гг., акт о приемке выполненных работ за июль 2020 года.

Таким образом, поскольку стороной административного ответчика в ходе рассмотрения спора представлены доказательства по контролю деятельности ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Светлинского поссовета отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по реализации права по контролю за деятельностью концессионера ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках полномочий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований в указанной части отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и концессионным соглашением в отношении объектов водоснабжения от дд.мм.гг. при исполнении концессионного соглашения концедент вправе осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом, осуществление контроля администрацией по концессионному соглашению является ее правом, а не обязанностью.

Что касается требований административного истца об обязании провести контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением, суд приходит к следующему.

Согласно п. 11.8 соглашения результаты осуществления контроля за соблюдением Коннессионером условий настоящего Соглашения оформляются актом о результатах контроля. Акт о результатах контроля подлежит размещению Концедентом в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня составления указанного акта на официальном сайте администрации муниципального образования Светлинский поссовет информационно-коммуникационной сети Интернет. Доступ к указанному акту обеспечивается в течение срока действия настоящего Соглашения и после дня окончания его срока действия в течение 3 (Трех) лет. Акт о результатах контроля не размещается в сети Интернет в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Поскольку в судебном заседании установлено, что администрацией Светлинского поссовета осуществляется контроль за ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в рамках концессионного соглашения от дд.мм.гг., однако в соответствии с указанным соглашения результаты данного контроля должны оформляться актом о результатах контроля, и подлежат размещению в течение 5 рабочих дней со дня составления указанного акта на официальном сайте администрации муниципального образования Светлинский поссовет информационно-коммуникационной сети Интернет, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в данной части.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по реализации права по контролю за деятельностью концессионера общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» и обязании устранить выявленные нарушения, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района в срок до 01 декабря 2021 года провести контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения от дд.мм.гг., а именно: результаты осуществления контроля за соблюдением концессионером условий соглашения оформить актом о результатах контроля, данные акты о результатах контроля разместить на официальном сайте администрации муниципального образования Светлинский поссовет информационно-коммуникационной сети Интернет.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.

Судья:

В окончательной форме решение принято судом 04.10.2021 года.

Судья: