ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|2|А-224/2021 от 08.10.2021 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

УИД 56RS0044-02-2021-000309-29

Дело №2(2)а-224/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Светлый 08 октября 2021 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Малофеевой Ю.А.,

при секретаре Быстровой В.И.,

с участием представителя административного истца МИФНС России № 14 по Оренбургской области Балакиной Н.Г.,

административного ответчика Савенковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Оренбургской области к Савенковой Л. Н. о взыскании недоимки по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

МРИ ФНС России № 9 по Оренбургской области обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что административный ответчик имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: /адрес/, с кадастровым номером , площадью 80800000, дата регистрации права дд.мм.гг., дата утраты права дд.мм.гг.. Ответчик до установленного срока не уплатил исчисленные, налоговым органом сумму земельного участка.

Просит суд взыскать с административного истца недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 2 333,19 руб., пени в размере 28,7 руб. на общую сумму 2 361,89 руб.

В соответствии с приказами Федеральной Налоговой Службы России от 24.05.2021 года №ЕД-7-4/515 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области» и УФНС России по Оренбургской области от 11.06.2021 года №02-02/109 «О структуре территориальных органов Федеральной Налоговой Службы в Оренбургской области» в Единый государственный реестр юридический лиц внесена запись о реорганизации с дд.мм.гг..

Межрайонная ИФНС России № 14 по Оренбургской области с дд.мм.гг. является правопреемником Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области, со всеми правами и обязанностями в результате реорганизации в форме присоединения Межрайонной ИФНС России № 8 по Оренбургской области. Межрайонной ИФНС России № 9 по Оренбургской области к ИФНС России по г. Орску Оренбургской области.

Определением Ясненского районного суда Оренбургской области от 01.10.2021 года заменен по административному делу административный истец с Межрайонную ИФНС России № 9 по Оренбургской области на его правопреемника Межрайонную ИФНС России №14 по Оренбургской области.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 14 по Оренбургской области Балакина Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные административные требования, просила суд их удовлетворить.

Административный ответчик Савенкова Л.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных требований, указала, что она несколько раз обращалась в налоговую инспекцию для перерасчета земельного налога, но перерасчет так и не сделали квитанции о начислении налога так и приходили. У нее всего была одна доля, один земельный участок и она его отмежевала в 2013 году, это один и тот же участок и в свидетельстве о межевании указан тот кадастровый номер, который был указан на первый участок. Это промашка земельной кадастровой палаты, что они прекратили на тот участок, который у нее был не межеванный участок, а этот же участок они замежевали, только другой был присвоен вот и на него и начислялся налог. Если бы было у нее два участка, то она бы платила два налога до 2015 года, до 2015 года у нее не было ни одной задолженности по налогам, все было погашено вовремя.

Суд, выслушав стороны, показания свидетеля, изучив письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «з»); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3).

Согласно ст.3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. ( ч.1 ст. 387 НК РФ)

Согласно статье 388 НК РФ Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Статьей 390 НК РФ регламентировано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: /адрес/, с кадастровым номером , площадью 80800000, дата регистрации права дд.мм.гг., дата утраты права дд.мм.гг..

В судебном заседании административный ответчик возражала относительно того, что в ее собственности в период с 2016 год по 2018 год находился земельный участок с кадастровым номером , указав, что она обращалась с заявлением в Росреестр в 2015 году, и согласно уведомлению о государственной регистрации прекращения права на земельную долю от дд.мм.гг.дд.мм.гг. на основании заявления о прекращении права от дд.мм.гг. в ЕГРП внесена запись о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельную долю в размере 80 га в земельном участке, с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вследствие отказа от права собственности. Данное уведомление подписано государственным регистратором Г.Д.С.

Из уведомления о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или МО на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности от дд.мм.гг., заверенное государственным регистратором Г.Д.С. , дд.мм.гг. при государственной регистрации прекращения права на земельный участок (земельную долю) вследствие отказа от такого права, в ЕГРН внесена запись о регистрации права общедолевой собственности за собственник – МО Спутниковский сельсовет /адрес/ на объект недвижимости, кадастровый , многоконтурный земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственого использования, общей площадью 83200000 кв.м., адрес: /адрес/ кадастрового квартала .

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дд.мм.гг.Савенкова Л.Н. является обще долевым собственником доля в праве 18/3888 объекта права – единое землепользование, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 172 800 000 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: /адрес/ части кадастрового квартала , с кадастровым номером .

Из ответа Межмуниципального отдела по Домбаровскому, Светлинскому, Ясненскому районам Управления Росрееста по Оренбургской области от дд.мм.гг. Согласно содержащихся сведений в Едином государственном реестре недвижимости гр. Савенкова Л. Н. в счет принадлежащей ей на праве общей долевой собственности земельной доли в земельном участке с кадастровым на основании: Свидетельство на право собственности на землю от дд.мм.гг. серия:, выдавший орган: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Светлинского района оренбургской области, регистрационная запись от дд.мм.гг. произвела, выдел выше указанной земельной доли в земельный участок с кадастровым , о чем в Едином государственном реестре недвижимости дд.мм.гг. была сделана запись . Право общей долевой собственности на земельную долю в земельном участке с кадастровым было прекращено дд.мм.гг. в связи с выделом доли в новом земельном участке с кадастровым . Право общей долевой собственности Савенковой Л.Н. на земельную долю в размере 18/3888 в земельном участке с кадастровым прекращено дд.мм.гг. в следствии отказа от права собственности на земельную долю в рамках п. 4 ст. 56 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен заместитель начальника МО по Домбаровскому, Светлинскому, Ясненскому району Управления Росрееста по Оренбургской области – государственный регистратор Г.Д.С. , который пояснил, что Савенкова Л.Н. согласно материалам, хранящимся у них в архиве Росреестра, дд.мм.гг. обратилась с заявлением о прекращении права собственности на земельный участок с последними цифрами , дд.мм.гг. было принято решение о прекращении ее права и регистрации права собственности в соответствии с федеральным законом, в виду того, что по технической причине он указал дату 2015 года, соответственно тем самым ввел в заблуждение собственника данного земельного пая. В уведомлении содержится техническая ошибка в дате регистрации прекращения права собственности. Изначально, собственнику была выдана земельная доля на участке, с кадастровым номер который заканчивается на , эта доля образовалась в виду того, что указом президента РФ Ельциным Б.Н. были выданы земельные паи всем работниках сельхоз предприятий, гражданка воспользовалась своим правом и зарегистрировала право на основании документа путем выделения на земельном участке с номером , в соответствии с законом, при регистрации гражданином право на земельный участок вновь образованный, в старом право автоматически гасится. Поэтому на земельный участок право было прекращено и зарегистрировано право на , как таковое это ее право не изменилось, просто поменялся кадастровый номер земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в спорный период Савенкова Л.Н. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером , право собственности ею было прекращено дд.мм.гг..

Административным истцом было сформировано налоговое уведомление от дд.мм.гг. об уплате земельного налога за 2016 год, по объекту налогообложения с кадастровым номером в сумме 599,19 руб., со сроком уплаты не позднее дд.мм.гг..

Также было сформировано уведомление об уплате земельного налога за 2017 год от дд.мм.гг. по объекту налогообложения с кадастровым номером в сумме 1 056 руб., со сроком уплаты не позднее дд.мм.гг..

Административным истцом было сформировано налоговое уведомление от дд.мм.гг. об уплате земельного налога за 2018 год, по объекту налогообложения с кадастровым номером в сумме 678 руб., со сроком уплаты не позднее дд.мм.гг..

Так, размер недоимки по земельному налогу за 2016 год по объекту налогообложения с кадастровым номером составил 635 руб. (228528000 налоговая база х 1/216 доля в праве х 0,06% налоговая ставка х 12 мес. владения/ 12 мес. в году).

Размер недоимки по земельному налогу за 2017 год по объекту налогообложения с кадастровым номером составил 1 056 руб. (228528000 налоговая база (необлагаемая налогом сумма 1572) х 18/3888 доля в праве х 0,10% налоговая ставка х 12 мес. владения/ 12 мес. в году).

Размер недоимки по земельному налогу за 2018 год по объекту налогообложения с кадастровым номером составил 678 руб. (100280000 налоговая база (необлагаемая налогом сумма 723) х 18/3888 доля в праве х 0,30% налоговая ставка х 7 мес. владения/ 12 мес. в году).

Ввиду неуплаты налога в установленный законом срок административному ответчику направлено требование об оплате земельного налога от дд.мм.гг. за 2016 год в размере 599,19 руб. и пени – 1,81 руб. Срок исполнения требования установлен до дд.мм.гг..

Административным истцом направлено требования от дд.мм.гг. об уплате земельного налога за 2017 год в сумме 1056 руб., пени – 17,07 руб., со сроком исполнения требования до дд.мм.гг. и требование от дд.мм.гг. об уплате земельного налога за 2018 год в размере 2333,19 руб., пени – 28,7 руб., со сроком уплаты до дд.мм.гг..

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Расчет недоимки и пени по земельному налогу за период с 2016 года по 2018 года в размере 2 333,19 руб. и пени в размере 28,7 руб. суд находит верным, а доказательства обоснованности начисления недоимки и пени достоверными.

Поскольку оплата не была произведена, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка в административно – территориальных границах всего Светлинского района Оренбургской области. Определением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Светлинского района Оренбургской области от 31 мая 2021 года судебный приказ от 18 мая 2021 года о взыскании задолженности по налогам в размере 2361,89 руб. государственной пошлины в доход бюджета в сумме 200 руб. с должника Савенковой Л.Н. в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС №9 по Оренбургской области – отменен, в связи с поступившими возражениями.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 настоящей статьи Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что МРИФНС России № 9 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Савенковой Л.Н. недоимки по земельному налогу за 2016 – 2018 года в размере 2 333,19 руб., пени в размере 28,7 руб.

В рассматриваемом случае сумма, заявленная административным истцом в исковом заявлении в размере 2 361,89 рублей не превышает минимального размера, установленного абзацем 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ, а указанный в абзаце 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ трехлетний срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого уполномоченным органом, с которым связана возможность обращения налогового органа с таким требованием в суд, не истек.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с административного ответчика подлежит взысканию земельный налог за 2016-2018 года в размере 2 333,19 руб. и пени в размере 28,7 руб.

Довод административного ответчика Савенковой Л.Н. о том, что ею уплачивалась сумма задолженности по земельному налогу, что подтверждается чеком от дд.мм.гг. на сумму 2 816,30 руб., суд находит несостоятельными, поскольку административным истцом заявлены требования о взыскании земельного налога и пени за период с 2016 года по 2018 года, доказательств, подтверждающих, что административным ответчиком была погашена задолженность по земельному налогу в указанный период, в материалы дела представлены не были.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Оренбургской области к Савенковой Л. Н. о взыскании недоимки по земельному налогу, удовлетворить.

Взыскать с Савенковой Л. Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Оренбургской области недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 2 333,19 руб., пени в размере 28,7 руб. на общую сумму 2 361,89 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ясненский районный суд Оренбургской области.

Судья:

В окончательной форме решение принято судом 11.10.2021 года.

Судья: