УИД56RS0044-02-2021-000318-02
Дело № 2(2)а-232/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Светлый 04 октября 2021года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Малофеевой Ю.А.,
при секретаре Быстровой В.И.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Светлинского района Маслова М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к провайдеру хостинга CloudFlare Inc., о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Светлинского района Оренбургской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к провайдерам хостинга CloudFlare Inc., OVH Telecom, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, указав, что прокуратурой Светлинского района Оренбургской области во исполнение указания прокурора Оренбургской области проведена проверка исполнения требований миграционного законодательства. В ходе мониторинга в сети Интернет выявлены адреса:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>, содержащие сведения о предложениях по покупке паспорта гражданина Российской Федерации, дубликата паспорта гражданина Российской Федерации, заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, гражданства Российской Федерации.
Незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, то есть при отсутствии решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом РФ.
Размещенная на интернет-страницах информация о незаконном приобретении (покупке) паспорта гражданина РФ, заграничного паспорта гражданина РФ и гражданства РФ неопределенным кругом лиц, противоречит требованиям миграционного законодательства. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждающей граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства к заключению фиктивных сделок по получению паспортов гражданина РФ фактически способствует совершению преступлений в отношении государственной власти, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Просит суд признать информацию, размещенную на Интернет-страницах: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Впоследствии административный истец уточнил исковые требования, просил суд признать информацию, размещенную на Интернет-страницах запрещенной к распространению в Российской Федерации, а именно, на сайте - <данные изъяты>.
Определением суда от 04.10.2021 года судом принят отказ административного истца от административных исковых требований к провайдеру OVH Telecom в части признания информации, размещенной на Интернет-страницах: <данные изъяты>, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Светлинского района Маслов М.И., настаивал на удовлетворении уточненных заявленных административных исковых требованиях в полном объеме.
Представитель административного ответчика провайдер хостинга CloudFlare Inc., извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель заинтересованного – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому по состоянию на дд.мм.гг., интернет-ресурс <данные изъяты> недоступен. Ограничение доступа к данному Интернет-ресурсу является нецелесообразным. Доступ к Интернет-ресурсам <данные изъяты> ограничивается на основании решений судов.
С учетом мнение административного истца суд рассмотрел дело в отсутствии не явившегося представителя административного ответчика и заинтересованного лица, которые надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
Заслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Пунктом 6 ст. 10 указанного Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 вышеуказанного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
В судебном заседании установлено что, прокуратурой Светлинского района Оренбургской области во исполнение указания прокурора Оренбургской области проведена проверка исполнения требований миграционного законодательства. В ходе мониторинга в сети Интернет выявлены адреса:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>, содержащие сведения о предложениях по покупке паспорта гражданина Российской Федерации, дубликата паспорта гражданина Российской Федерации, заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, гражданства Российской Федерации.
Незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, то есть при отсутствии решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом РФ.
Размещенная на интернет-страницах информация о незаконном приобретении (покупке) паспорта гражданина РФ, заграничного паспорта гражданина РФ и гражданства РФ неопределенным кругом лиц, противоречит требованиям миграционного законодательства. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждающей граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства к заключению фиктивных сделок по получению паспортов гражданина РФ фактически способствует совершению преступлений в отношении государственной власти, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Согласно части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ) основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.
Паспорт оформляется соответствующим государственным органом в сроки, предусмотренные настоящей статьей, и выдается сроком на пять лет (статья 10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ).
В силу статьи 11 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ не допускается: оформление нового паспорта без объявления ранее выданного паспорта недействительным в случае, если он утрачен владельцем; при наличии двух действительных паспортов выдача нового паспорта без изъятия одного из ранее выданных паспортов, если срок его действия не истек.
Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.Порядок рассмотрения документов на выдачу и замену паспортов гражданина Российской Федерации осуществляется в соответствии с административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 13.11.2017 № 851.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации определены в статье 41.2. Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ.
В соответствии со статьей 41.6. Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ в целях реализации правового статуса отдельных категорий лиц находящихся на территории Российской Федерации территориальные органы:
а) рассматривают заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приеме в гражданство Российской Федерации и принимают решения по таким заявлениям;
б) исполняют принятые решения и выдают соответствующие документы;
в) ведут учет лиц, обратившихся с заявлениями о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;
г) осуществляют сбор, закрепление, проверку и оценку доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие установленных настоящим Федеральным законом оснований и условий признания гражданином Российской Федерации, для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации и фиксируют указанные действия в соответствующих документах;
д) устанавливают факт прибытия заявителей на территорию Российской Федерации до 1 ноября 2002 года и факт их проживания на территории Российской Федерации до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, принимают мотивированное решение об отнесении либо о неотнесении заявителей к категории лиц, указанных в пункте "а" части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона;
е) проводят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование, ведут информационные массивы, создаваемые в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, в случаях, предусмотренных федеральными законами;
ж) проводят установление личности в случае, предусмотренном частью пятой статьи 41.4 настоящего Федерального закона;
з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 41.7 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ решение о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации принимается территориальным органом и оформляется в письменном виде с указанием оснований принятия такого решения.
Лицо, получившее гражданство Российской Федерации приобретает все права гражданина Российской Федерации, в том числе права на трудоустройство на государственную гражданскую службу, получение социальных выплат и пособий, пенсии и других социальных гарантий.
Согласно статьям 327, 292.1 Уголовного кодекса РФ подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков и незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, а равно внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации являются уголовными преступлениями.
Таким образом, незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, т.е. при отсутствии решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом РФ.
По состоянию на дд.мм.гг. в Едином реестре Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Интернет — страница <данные изъяты>, как содержащая информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации, не значатся.
Учитывая, что информация носит противоправный характер, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение законодательства Российской Федерации следует информацию, пропагандирующую деструктивные действия, в том числе среди несовершеннолетних, признать запрещенной к распространению в сети Интернет.
В соответствии с п. 1 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2, 3, 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание запрещенную информацию, являются: а) решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти; б) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», информация, размещенная на странице с адресом: <данные изъяты>, подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
Размещенная на Интернет-страницах информация о незаконном приобретении (покупке) паспорта гражданина РФ, заграничного паспорта гражданина РФ и гражданства РФ неопределенным кругом лиц, противоречит требованиям миграционного законодательства. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждающей граждан РФ, иностранных граждан лиц без гражданства к заключению фиктивных сделок по получению паспортов гражданина РФ фактически способствует совершению преступлений в отношении государственной власти, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Признание информации, размещенной на указанных страницах, запрещенной к распространению, позволит внести их в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
По делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, - юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.
Учитывая положения названных выше норм закона, суд приходит к выводу, что имеются основания к удовлетворению требований, поскольку доказано, что выявленный в ходе прокурорской проверки сайты содержат информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 5.1.7. постановления Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи на территории Оренбургской области является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области.
На основании ст.ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к провайдеру хостинга CloudFlare Inc. о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на «Интернет»-странице <данные изъяты>, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области указателя Интернет – страницы <данные изъяты>, в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня принятия через Ясненский районный суд Оренбургской области.
Судья:
В окончательной форме решение принято судом 04.10.2021 года.
Судья: