ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|2|А-332/2021 от 28.10.2021 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

<данные изъяты>

Дело № 2(2)а-332/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Грачевка 28 октября 2021 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Логуновой В.С.

при секретаре Ишкиной Т.Н.

рассмотрев административное исковое заявление администрации муниципального образования Грачевский район к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области МОСП по ИОИП об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Грачевский район обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ Бузулукского районного суда Оренбургской области, в соответствии с которым МБОУ «Александровская СОШ», Администрация муниципального образования Грачевский район Оренбургской области обязаны организовать и провести капитальный ремонт здания МБОУ «Александровская СОШ» по адресу: <адрес>. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО1 установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ со дня получения постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма исполнительского сбора составляет 50 000 рублей, постановление получено ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что вина истца в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, поскольку для организации и проведения капитального ремонта необходимо соблюсти определенную процедуру требующую времени. С момента вынесения решения суда подготовлена проектно- сметная документация на проведение капитального ремонта, проведены инженерно- геологические изыскания. ДД.ММ.ГГГГ было получено заключение по экспертизе проектно-сметной документации на капитальный ремонт. Решением Совета Депутатов МО Грачевский район от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в бюджет муниципального образования, на проведение капитального ремонта здания МБОУ «Александровская СОШ» первоначально выделено <данные изъяты>, в последующем сумма увеличена на <данные изъяты>. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013года № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подготовлена аукционная документация на проведение капитального ремонта МБОУ « Александровская СОШ».

ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона, ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения аукцион признан несостоявшимся (не подано ни одной заявке от подрядчиков), повторно ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона, ДД.ММ.ГГГГ состоялся электронный аукцион, по результатам которого определился подрядчик: ООО «БСП», ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт на выполнение работ срок выполнения работ установлен в течение 38 календарных дней. Сразу после возбуждения исполнительного производства административный истец обратился в судебные органы для предоставления отсрочки решения суда. Администрацией МО Грачевский район совместно с МБОУ « Александровская СОШ» с момента вынесения решения Бузулукского районного суда об организации и проведении капитального ремонта здания с ДД.ММ.ГГГГ поэтапно проводились установленные законодательством действия для исполнения решения суда от подготовки проектно-сметной документации и выделении бюджетных средств до проведения конкурсных процедур и определения подрядчика для выполнения строительных работ. Просит суд освободить администрацию муниципального образования Грачевский район от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава- исполнителя МОСП по ИОИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание представитель административного истца Администрации МО Грачевский район не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области не явился, имеются сведения о надлежащем извещении.

Заинтересованные лица МБОУ «Александровская СОШ», прокурор Грачевского района в судебное заседание не явились, имеются сведения о надлежащем извещении.

Суд на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствии сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Бузулукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования Грачевский район Оренбургской области, Администрацию МБОУ «Александровская СОШ» была возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести капитальный ремонт здания МБОУ « Александровская СОШ» по адресу: <адрес> соответствии с изготовленной ООО « <данные изъяты>» проектно-сметной документации путем: проведения демонтажных работ в здании учреждения (наружные работы, демонтаж полов, очистка от строительного мусора), усиления фундаментов здания учреждения буроинъекционными сваями (бурение скважин, установка арматурных каркасов, бетонирование скважин, устройство монолитного ростверка, наружная отделка ростверка), усиления наружных стен учреждения преднапряженными стальными тяжами (монтаж преднапряженных тяжей, изготовление и монтаж муфты стяжной, изготовление и монтаж концевого элемента тяжа с левой резьбой, изготовление и монтаж элемента углового обжимного с двумя стержнями с резьбой, изготовление и монтаж элемента углового обжимного с одним стержнем с резьбой и парой петель, изготовление и монтаж элемента обжимного для отдельного тяжа, изготовление и монтаж стержня анкерного с резьбой и анкерной шайбой, изготовление и монтаж шайбы анкерной с раззенкованным отверстием для тяжа, изготовление и монтаж костыля монтажного, антикоррозийная обработка металлических элементов), проведением ремонтных работ учреждения (заделка швов между плитами покрытия, заделка неглубоких трещин на внутренней поверхности стен и перегородок здания в осях «9-11», заделка глубоких трещин кирпичной кладки внутренних поверхностей стен в осях «А», «В», «Д», в осях «9-11» методом инъекции, заделка фасадных трещин кирпичной кладки стен по осях «А», «Д», в осях «9-11» методом инъецирования, заделка трещин в плитах покрытия лестничной клетки 2-го этажа, устройство полов коридора 2-го этажа).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ФИО1 возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации МО Грачевский район Оренбургской области предложено в 5-дневный срок с момента получения копии постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

Должник также предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и не представления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО Грачевский район обратилась с сообщением к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области ФИО1, указав, что администрацией предприняты исчерпывающие меры для исполнения решения суда, однако, в установленный для добровольного исполнения срок решение не может быть выполнено по приведенным в сообщении причинам.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ФИО1 вынесено постановление о взыскании с Администрации МО Грачевский район исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, с указанием на то, что в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона N 229-ФЗ, если иное не установлено данным федеральным законом (часть 12 статьи 30 названного федерального закона).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума N 50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил в постановлении Пленума N 50, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74).

Таким образом, одним из обстоятельств, имеющим значение для правильного рассмотрения административного искового заявления Администрации муниципального образования Грачевский район является наличие в его поведении как должника в исполнительном производстве признака противоправности.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должник является участником бюджетного процесса, на которого распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ), в связи с чем, для исполнения требований исполнительного документа необходимо проведение ряда мероприятий.

Во исполнение данного Федерального закона 11.06.20214 года на площадке ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»- <данные изъяты>- публиковалось извещение о проведении электронного аукциона на проведение капитального ремонта здания МБОУ «Александровская СОШ» по адресу: <адрес> (далее - электронный аукцион), ни одного предложения о заключении муниципального контракта не поступало, что подтверждается извещением о проведении электронного аукциона, протоколом о признании электронного аукциона несостоявшимся от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на площадке ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»- <данные изъяты> публиковались повторные извещения.

Подана одна заявка на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия приняла решение признать ООО « БСБ» участником аукциона, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам проведения электронного аукциона ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт с ООО «БСБ» на основании результатов размещения закупки путем проведения электронного аукциона на проведение капитального ремонта здания МБОУ « Александровская СОШ» по адресу: <адрес><адрес>.

Как следует из определения Бузулукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ « Александровская СОШ» предоставлена отсрочка исполнения решения Бузулукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Грачевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ « Александровская СОШ», Администрации МО Грачевский район о понуждении к проведению капитального ремонта здания МБОУ « Александровская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ МБОУ « Александровская СОШ» было подано заявление в суд о продлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из определения Бузулукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ « Александровская СОШ» предоставлена отсрочка исполнения решения Бузулукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Грачевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ « Александровская СОШ», Администрации МО Грачевский район о понуждении к проведению капитального ремонта здания МБОУ « Александровская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Администрация МО Грачевский район приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не имеется, тем более, что на момент вынесения постановления ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ФИО1 о взыскании с Администрации МО Грачевский район исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ было подано своевременно заявление о предоставлении отсрочки решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, административным истцом принимались меры для исполнения судебного акта, который был исполнен в разумные сроки.

Таким образом, решение было исполнено практически в течение трех месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, что в совокупности дает основание для удовлетворения требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 112, 401ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации муниципального образования Грачевский район к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области МОСП по ИОИП об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального образования Грачевский район Оренбургской области от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Оренбургской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по материалам исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Судья Логунова В.С.

Мотивированное решение суда составлено 3.11.2021 года.

<данные изъяты>