ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/2/А-369/2021 от 16.12.2021 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

<данные изъяты>

Дело №2/2/а-369/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Грачевка 16 декабря 2021 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Логуновой В.С.

при секретаре Ишкиной Т.Н.

с участием представителя административного истца помощника прокурора Грачевского района Оренбургской области Батталовой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Грачевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Грачевский сельсовет о признании незаконным бездействия и обязании поставить на учет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Грачевского района Оренбургской области обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере муниципальной собственности при решении вопросов местного значения, а также законодательства, регулирующего права и свободы несовершеннолетних граждан.

Проверкой установлено, что на территории МО Грачевский сельсовет <адрес> расположены детские игровые площадки, которые являются движимым имуществом. Собственник данного оборудования не известен, на балансе администрации МО Грачевский сельсовет они не числятся. Земельный участок, на котором расположены объекты детской площадки, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и в собственности кого-либо, не находится. Таким образом, не включение детских игровых площадок в реестр муниципального имущества влечет существенные нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку при таких обстоятельствах не обеспечено надлежащее содержание данных объектов. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Грачевский сельсовет Грачевского района по не постановке на учет бесхозяйного имущества и не оформления права собственности на движимое имущество, а именно на детскую игровую площадку, расположенную <адрес> детскую игровую площадку, расположенную <адрес> детскую игровую площадку, расположенную <адрес>. Обязать администрацию МО Грачевский сельсовет, в установленном законом порядке, в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет в качестве бесхозяйных и оформить право собственности на детские игровые площадки, расположенные <адрес>

Представитель административного истца помощник прокурора Грачевского района Батталова Р.Р. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика МО Грачевский сельсовет Грачевского района не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в перечень целей государственной политики в интересах детей входит защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

Согласно п.15 ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. При этом, при реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу ст. 1 вышеуказанного закона обязаны действовать, исходя из интересов населения, с учетом сложившихся исторических и местных традиций.

Исходя из данных норм, органы местного самоуправления обязаны осуществлять мероприятия по созданию условий для массового отдыха жителей и организации обустройства мест массового отдыха населения, а также национальных стандартов Российской Федерации, регулирующих вопросы устройства и содержания детских игровых площадок, соответствия требованиям безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей, содержания и технической эксплуатации детских площадок.

В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).

Согласно ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст. 291 ГК РФ в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая недвижимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должно быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказа собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение по правилам главы 33 ГПК РФ, статьи 226 ГК РФ допускается только в отношении брошенных вещей. Для признания движимых вещей бесхозяйными, необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее не известен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

Как установлено в судебном заседании на территории МО Грачевский сельсовет <адрес> расположены детские игровые площадки, которые являются движимым имуществом. Собственник данного оборудования не известен, на балансе администрации МО Грачевский сельсовет они не числятся. Земельный участок, на котором расположены объекты детской площадки, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и в собственности кого-либо, не находится, техническое состояние площадок создает угрозу безопасности детей, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалом

Таким образом, не включение детских игровых площадок в реестр муниципального имущества влечет существенные нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку при данных обстоятельствах не обеспечено надлежащее содержание данных объектов.

В целях обеспечения безопасности детей должно обеспечиваться техническое обслуживание детской площадки, которое возможно только в случае оформления в установленном законом порядке прав на данные детские площадки, в связи с чем требования административного истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом срок указанный административным истцом суд признает достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Грачевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Грачевский сельсовет о признании незаконным бездействия и обязании поставить на учет, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Грачевский сельсовет Грачевского района по непостановке на учет бесхозяйного имущества и не оформления права собственности на движимое имущество, а именно на:

- детскую игровую площадку, расположенную <адрес>

- детскую игровую площадку, расположенную <адрес>

- детскую игровую площадку, расположенную <адрес>

Обязать администрацию МО Грачевский сельсовет, в установленном законом порядке, в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на учет в качестве бесхозяйных и оформить право собственности на детские игровые площадки, расположенные <адрес>

Разъяснить администрации муниципального образования Грачевский сельсовет Грачевского района Оренбургской области, что в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ они обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить в течение одного месяца после истечения указанного срока в суд и прокурору об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Бузулукский районный суд Оренбургской области.

Судья Логунова В.С.

<данные изъяты>