№ 2/2/а-87/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2016 года п. Светлый
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Барышниковой О.Н.
при секретаре Степановой Ю.Ф.
с участием административного истца ст. помощника прокурора Светлинского района Даниленко А.Ю.
представителя административного ответчика администрации МО Светлинский поссовет Матвеева К.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Светлинский поссовет о признании незаконным бездействия по сносу аварийных домов и обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Светлинский поссовет о признании незаконным бездействия по сносу аварийных домов и обязании устранить нарушения, указывая на то, что проведенной прокуратурой района по поручению прокуратуры Оренбургской области проверкой исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Светлинский поссовет выявлены нарушения.
В ходе проверки соблюдения Федерального закона от 21 июля 2007 года №185 - ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по сносу аварийных домов установлено, что постановлением администрации муниципального образования Светлинский поссовет от дд.мм.гг.№ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» (с изм. от дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№) в которую включены 27 многоквартирных домов, расположенных на территории /адрес/ и признанных аварийными.
В соответствии с приложением № к муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в 2014 году администрацией поссовета произведено расселение граждан из 6 многоквартирных домов, признанных аварийными.
Планируемая дата сноса домов: /адрес/ определена – до дд.мм.гг..
Вместе с тем, выездная проверка прокуратуры района показала, что работы по сносу многоквартирных домов /адрес/ в установленный программой срок и до настоящего времени не осуществлены. Указанное также подтверждается информацией, представленной администрацией МО Светлинский поссовет от дд.мм.гг.№.
Адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории /адрес/ на 2013-2017 гг. предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют снос аварийных многоквартирных жилых домов после завершения их расселения, в соответствии с требованиями ст.ст. 32, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Несмотря на установление срока сноса многоквартирных домов (Приложение № к муниципальной адресной программе) до дд.мм.гг., снос № из № многоквартирных домов до настоящего времени не осуществлен.
Пустующие разрушающиеся дома до сих пор не демонтированы и представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Территория вокруг указанных объектов не ограждена, предупредительные обозначения отсутствуют.
Более того, прилегающая к домам территория является местом образования несанкционированных свалок, что влечет нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Указанные дома представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку могут разрушиться в любой момент.
В связи с тем, что в данные дома имеется свободный доступ, данные
места посещают дети и подростки.
В нарушение ч.1 ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания администрацией поссовета не приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные дома, а также осуществлению мероприятий по утилизации строительного мусора.
В результате бездействия должностных лиц администрации поссовета мероприятия по сносу жилых домов, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу до настоящего времени не исполнены. Это в свою очередь не позволяет обеспечить на территории /адрес/ безопасность жизни и здоровья граждан и является нарушением прав граждан в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности.
В соответствии с требованиями чч. 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а так же иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).
Статья 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185 - ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает, что настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно статье 2 указанного закона аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправлении, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В результате бездействия администрации МО Светлинский поссовет мероприятия по сносу жилых домов, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу до настоящего времени не исполнены.
Непринятие соответствующих мер органом местного самоуправления в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности не позволяет обеспечить на территории /адрес/ безопасность жизни и здоровья граждан, проживающих в /адрес/, число которых постоянно изменяется, в связи с чем, круг лиц, права и законные интересы которых могут быть нарушены указанным бездействием, не может быть определен.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просят признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области по непринятию мер к установке предупредительных обозначений на аварийных домах /адрес/ и сносу аварийных домов по указанным адресам;
Обязать администрацию муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области:
- в срок до дд.мм.гг. провести мероприятия по установке предупредительных обозначений на аварийных домах /адрес/
- в срок до дд.мм.гг. снести аварийные дома /адрес/
Ст. помощник прокурора Даниленко А.Ю. в судебном заседании исковые требования уточнила и суду показала, что проведенной прокуратурой района по поручению прокуратуры Оренбургской области проверкой исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации муниципального образования Светлинский поссовет выявлены нарушения.
В ходе проверки соблюдения Федерального закона от 21 июля 2007 года №185 - ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» в части проведения мероприятий по сносу аварийных домов установлено, что постановлением администрации муниципального образования Светлинский поссовет от дд.мм.гг.№ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» (с изм. от дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№) в которую включены 27 многоквартирных домов, расположенных на территории /адрес/ и признанных аварийными.
В соответствии с приложением № к муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в 2014 году администрацией поссовета произведено расселение граждан из 6 многоквартирных домов, признанных аварийными.
Планируемая дата сноса домов: /адрес/ определена – до дд.мм.гг..
Вместе с тем, выездная проверка прокуратуры района показала, что работы по сносу многоквартирного /адрес/ в установленный программой срок и до настоящего времени не осуществлены.
Указанный дом представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку может разрушиться в любой момент.
В связи с тем, что в данный дом имеется свободный доступ, данные
места посещают дети и подростки.
В нарушение ч.1 ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания администрацией поссовета не приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные дома, а также осуществлению мероприятий по утилизации строительного мусора.
В соответствии с требованиями чч. 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а так же иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).
В результате бездействия администрации МО Светлинский поссовет мероприятия по сносу жилого дома, признанного непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, а также демонтажу фундамента домов /адрес/, до настоящего времени не исполнены.
Непринятие соответствующих мер органом местного самоуправления в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности не позволяет обеспечить на территории /адрес/ безопасность жизни и здоровья граждан, проживающих в /адрес/, число которых постоянно изменяется, в связи с чем, круг лиц, права и законные интересы которых могут быть нарушены указанным бездействием, не может быть определен.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области по непринятию мер к установке предупредительных обозначений на аварийном /адрес/ и сносу аварийного дома по указанному адресу;
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области по непринятию мер к демонтажу фундамента снесенных многоквартирных домов /адрес/.
Обязать администрацию муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области:
- в срок до дд.мм.гг. провести мероприятия по установке предупредительных обозначений на аварийном /адрес/;
- в срок до дд.мм.гг. провести демонтаж фундамента снесенных многоквартирных домов /адрес/.
Представитель административного ответчика администрации МО Светлинский поссовет Матвеев К.М. суду показал, что на момент подачи иска дома /адрес/ были снесены, что подтверждается актами.
По /адрес/ заключен договор о его сносе в течении месяца. Предупредительные знаки в течении недели на аварийном /адрес/ будут установлены.
Демонтаж фундамента снесенных многоквартирных домов /адрес/ будет произведен к 2017 году.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями чч. 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а так же иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п.6).
Статья 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185 - ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает, что настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно статье 2 указанного закона аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправлении, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Постановлением администрации муниципального образования Светлинский поссовет от дд.мм.гг.№ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» (с изм. от дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№дд.мм.гг.№, дд.мм.гг.№) в которую включены 27 многоквартирных домов, расположенных на территории /адрес/ и признанных аварийными.
В судебном заседании установлено, что работы по сносу многоквартирных домов /адрес/ в установленный программой срок осуществлены. Не снесен дом №. Указанное также подтверждается информацией, представленной администрацией МО Светлинский поссовет от дд.мм.гг.№ и актами приемки по сносу аварийных домов.
Адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории /адрес/ на 2013-2017 гг. предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют снос аварийных многоквартирных жилых домов после завершения их расселения, в соответствии с требованиями ст.ст. 32, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пустующий разрушающийся дом до сих пор не демонтирован и представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Территория вокруг указанного объекта не ограждена, предупредительные обозначения отсутствуют.
Более того, прилегающая к домам территория является местом образования несанкционированных свалок, что влечет нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Указанный дом представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку может разрушиться в любой момент.
Кроме того, не демонтирован фундамент снесенных многоквартирных домов /адрес/, который также находится в аварийном состоянии.
В результате бездействия должностных лиц администрации поссовета мероприятия по сносу жилого дома, признанного непригодным для проживания, аварийными и подлежащими сносу, и демонтажу фундамента снесенных многоквартирных домов /адрес/, до настоящего времени не исполнены. Это в свою очередь не позволяет обеспечить на территории /адрес/ безопасность жизни и здоровья граждан и является нарушением прав граждан в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявленные административные исковые требования прокурора Светлинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Светлинский поссовет о признании незаконным бездействие по сносу аварийного дома, демонтажу фундамента и обязании устранить указанные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области по непринятию мер к установке предупредительных обозначений на аварийном /адрес/ и сносу аварийного дома по указанному адресу;
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области по непринятию мер к демонтажу фундамента снесенных многоквартирных домов /адрес/.
Обязать администрацию муниципального образования Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области:
- в срок до дд.мм.гг. провести мероприятия по установке предупредительных обозначений на аварийном /адрес/
- в срок до дд.мм.гг. провести демонтаж фундамента снесенных многоквартирных домов /адрес/
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья / подпись/