ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/2А-101/2016 от 08.07.2016 Кромского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» июля 2016 года с. Тросна

Кромской районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Ерохина Р.В.

при секретаре судебного заседания Иванюшкиной Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кромского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Троснянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Троснянского района Орловской области и Администрации Воронецкого сельского поселения Троснянского района Орловской области о признании бездействия незаконным и возложения обязанности по обеспечению беспрепятственной транспортной доступности в д. Горчаково Троснянского района Орловской области, в том числе возможность круглогодичного подъезда автомобилей специальных служб в данный населенный пункт и обратно, путем грейдирования автомобильной дороги Тросна – Каменец- Горчаково, протяженностью 1,2 км.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троснянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Троснянского района Орловской области и Администрации Воронецкого сельского поселения Троснянского района Орловской области о признании бездействия незаконным и возложения обязанности по обеспечению беспрепятственной всепогодной транспортной доступности в д. Горчаково Троснянского района Орловской области, в том числе возможность круглогодичного подъезда автомобилей специальных служб в данный населенный пункт и обратно, путем восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильной дороги Тросна – Каменец - Горчаково, протяженностью 1,2 км.

В обоснование предъявленного административного иска, прокурор указал, что прокуратурой района по обращению жителей д. Горчаково Троснянского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и о дорожной деятельности органами местного самоуправления, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, по ремонту и содержанию дорог определяются ст. 12 указанного Закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в Федеральном Законе от ..... № 196-ФЗ «О безопасности дорожного Движения».

Согласно п.п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона № 257-ФЗ от ..... «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

В соответствии с ч. 10 ст. 5 ФЗ от ..... № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона - ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Постановлением администрации Троснянского района от ..... утвержден проект соглашения о передаче администрацией Троснянского муниципального района отдельных полномочий администрациям сельских поселений Троснянского района. Соглашением от ..... полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов Воронецкого сельского поселения (в части расчистки дорог от снега, грейдирования и обкашивания обочин) были переданы в Воронецкое сельское поселение.

Постановлением администрации Троснянского района от ..... утвержден перечень автомобильных дорог общественного пользования местного значения Троснянского района. Согласно указанному перечню автомобильная дорога Тросна - Каменец - д. Горчаково является грунтовой с протяжённостью 1,2 км.

Вместе с тем, в ходе проверки автомобильной дороги Тросна - Каменец - д. Горчаково, протяжённостью 1,2 км, было установлено, что на всей протяженности дорожного полотна имеется колея, присутствуют выбоины, наблюдается разрушение поперечного профиля и отсутствие ровности проезжей части дороги с грунтовым покрытием.

В соответствии с вышеизложенным прокурором района ..... в адрес администрации Воронецкого сельского поселения внесено представление.

..... администрацией Воронецкого сельского поселения дан ответ, в котором указано, что администрация сельского поселения провела необходимые работы по устранению выявленных нарушений.

Однако, в ходе проведенной ..... прокуратурой района проверки было установлено, что нарушения, указанные в представлении от ....., не устранены, работы по грейдированию автомобильной дороги Тросна - Каменец - д. Горчаково, протяжённостью 1,2 км, не проводились.

Указанное бездействие администрации Троснянского района и администрации Воронецкого сельского поселения недопустимо, поскольку идет в разрез с государственной политикой в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 39 КАС РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор просил суд: признать бездействие администрации Троснянского района и администрации Воронецкого сельского поселения незаконным и обязать администрацию Троснянского района и администрацию Воронецкого сельского поселения обеспечить беспрепятственнуювсепогодную транспортную доступность в д. <адрес> в том числе возможность круглогодичного подъезда автомобилей специальных служб в данную деревню и обратно, путем восстановления поперечного, профиля и ровности проезжей части автомобильной дороги Тросна - Каменец - д. Горчаково, протяжённостью 1,2 км.

В последствии в ходе рассмотрения дела по существу прокурор уточнил требования предъявленного административного иска, а именно просил суд: признать незаконным бездействие Администрации Троснянского района Орловской области и Администрации Воронецкого сельского поселения Троснянского района Орловской области и возложить на административных ответчиков обязанности по обеспечению беспрепятственной транспортной доступности в д. <адрес>, в том числе возможность круглогодичного подъезда автомобилей специальных служб в данный населенный пункт и обратно, путем грейдирования автомобильной дороги Тросна – Каменец - Горчаково, протяженностью 1,2 км.

В судебном заседании помощник прокурора Троснянского района Забелин И.А. поддержал уточненные требования административного искового заявления прокурора и просил суд его удовлетворить по основаниям изложенным выше.

Представитель административного ответчика - администрации Троснянского района Орловской области по доверенности Писарева И.И. не признала предъявленного иска и просила суд отказать в его удовлетворении поскольку в соответствие п. 5 ст. 15 с п.1 ст. 3 Федерального Закона Российской Федерации от .....-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от ..... №257-ФЗ «Об автомобильной деятельности и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильной дорогой называется объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорога <адрес> - д. Каменец - д. Горчаково, протяженностью 1,2 км. не является автомобильной дорогой исходя из определения ФЗ от ..... №257-ФЗ и не находится в муниципальной собственности <адрес>, является грунтовой дорогой. Дорога <адрес> - д. Каменец - д. Горчаково, протяженностью 1,2 км. была включена, согласно постановления администрации района от ....., в перечень автомобильных дорог с пометкой «грунтовые» в целях планирования работ по ее содержанию (грейдирование и очистка от снега). На учет в государственном кадастре недвижимости данная дорога не может быть внесена в Реестр муниципального имущества, так как не является сооружением и объектом недвижимости. Кроме того дорога <адрес> -д. Каменец - д. Горчаково пролегает через земли сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности граждан, используемых по договорам аренды или являющихся собственностью ООО «Орелагропром».

Представитель административного ответчика - администрации Воронецкого сельского поселения Троснянского района Орловской области глава поселения Еремина Е.В. не признала предъявленного иска и просила суд отказать в его удовлетворении поскольку администрацией Воронецкого сельского поселения в соответствии с соглашением от ..... полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов Воронецкого сельского поселения (в части расчистки дорог от снега, грейдирования и обкашивания обочин) исполняются. Работы по очистке от снега автомобильной дороги Тросна - Каменец - Горчаково были проведены 18.01.2016г., а это значит, что нарушения указанные в представлении от 13.01. 2016 были устранены.

04.04.2016г. администрацией Воронецкого сельского поселения проводились работы по грейдированию автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в границах населенных пунктов Воронецкого сельского поселения, в том числе и по дороге Тросна - Каменец – Горчаково.

05.07.2016г. администрацией Воронецкого сельского поселения также проводились работы по грейдированию автомобильных дорог, в том числе и по автомобильной дороге Тросна - Каменец - Горчаково.

Суд, выслушав доводы административного истца и каждого из двух административных ответчиков, исследовав материалы дела и представленные доказательства приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор мотивирует предъявленный административный иск тем, что имеет место бездействие со стороны административных ответчиков по делу.

Как следует из административного иска и приложенных в его обоснование прокурором: копии представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от ..... (л.д.11-12) и акта проверки соблюдения требований действующего законодательства от ..... (л.д.7), проверка исполнения представления направленного прокурором в администрацию Воронецкого сельского поселения в январе 2016 года была проведена в мае 2016 года с констатацией в административном исковом заявлении того, что: прокурором района ..... в адрес администрации Воронецкого сельского поселения было внесено представление.

..... администрацией Воронецкого сельского поселения дан ответ, в котором указано, что администрация сельского поселения провела необходимые работы по устранению выявленных нарушений.

Однако, в ходе проведенной ..... прокуратурой района проверки было установлено, что нарушения, указанные в представлении от ....., не устранены, работы по грейдированию автомобильной дороги Тросна - Каменец - д. Горчаково, протяжённостью 1,2 км, не проводились.

Вместе с тем, по мнению суда, совершенно очевидно, что надлежащее грейдирование грунтовой дороги выполненное в зимний период времени, абсолютно невозможно проверить с наступлением другого времени года, а именно ..... в связи с изменением температуры, влажности и других характеристик грунта.

По мнению суда, надлежащее грейдирование грунтовой дороги в весеннее – летний период времени, безусловно, осуществляется с учетом погодных условий, так как при наличии интенсивных осадков грейдирование грунтовой дороги представляется бессмысленным и невыполнимым с практической точки зрения.

Суд находит, что содержащиеся в административном исковом заявлении требование прокурора об обеспечении административными ответчиками беспрепятственной транспортной доступности в д. <адрес> путем грейдирования грунтовой дороги, завялено без учета такого препятствия как например: весенние талые воды, осадки в весне – осенний период, что способствует раскисанию грунтовой дороги и в таких условиях делает невозможным ее грейдирование на протяжении определенного периода времени, который может быть значительным, и совершенно не зависит от действий либо бездействия административных ответчиков, а напрямую связан лишь с наступлением сухой погоды, при которой может быть достигнуто высыхание указанной выше грунтовой дороги и соответственно возможность ее грейдирования.

Из представленного административным ответчиком - Администрацией Воронецкого сельского поселения отзыва на исковое заявление следует, что грейдирование указанной в иске дороги проводилось ....., затем ......

На фототаблице (л.д.21-25) приложенной к акту осмотра проверки соблюдения требований действующего законодательства от ....., представленного прокурором в обоснование предъявленного иска видны следы обильных осадков на грунтовой дороге: многочисленные лужи, грязь, келейность, что с учетом соответствующих погодных условий не исключает и не опровергает доводы административного ответчика о грейдировании данной грунтовой дороги в апреле 2016 года и невозможности выполнить это в мае 2016 года в связи с обильными осадками и раскисанием поверхности указанной в иске грунтовой дороги.

Суд установил, что указанная в иске прокурора грунтовая дорога Тросна – Каменец - Горчаково протяженностью 1,2 км включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования Троснянского района по состоянию на ....., утвержденного Постановлением Главы администрации Троснянского района А.И. Насонова от ..... (л.д.26,27).

Вместе с тем в ходе рассмотрения административного искового заявления по существу суд установил из представленной стороной ответчика картой земель и постановления администрации Воронецкого с/п, что указанная выше грунтовая дорога находится на землях сельскохозяйственного назначения находящихся в общей долевой собственности граждан, арендуемых ООО «Орелагропром», а так же в собственности ООО «Орелагропром».

Суд соглашается с доводом административного ответчика – Администрации Троснянского района Орловской области о том, что дорога <адрес> - д. Каменец - д. Горчаково, протяженностью 1,2 км. не является автомобильной дорогой исходя из определения ФЗ от ..... №257-ФЗ и не находится в муниципальной собственности <адрес>, является грунтовой дорогой. Дорога <адрес> - д. Каменец - д. Горчаково, протяженностью 1,2 км. была включена, согласно постановлению администрации района от ....., в перечень автомобильных дорог с пометкой «грунтовые» в целях планирования работ по ее содержанию (грейдирование и очистка от снега). Данная дорога не может быть внесена в Реестр муниципального имущества, так как не является сооружением и объектом недвижимости.

Из исследованного судом акта соблюдения требований действующего законодательства от ..... составленного помощником прокурора Троснянского района Забелиным И.А. в присутствии главы Воронецкого сельского поселения Ереминой Е.В. следует, что в ходе обследования дороги Тросна – Каменец – Горчаково протяженностью 1,2 км установлено, что дорожное полотно прогрейдировано, критичные неровности отсутствуют, выбоин на дороге не имеется, выявленные в ходе проверки ..... нарушения отсутствуют. Приложенная фототаблица подтверждает наличие грейдирования грунтовой дороги, с учетом сухих погодных условий, отсутствия луж, грязи и тому подобных условий.

Таким образом, суд установил и административным истцом не опровергнуто, что расчистка и грейдирование вышеуказанной грунтовой дороги проводилась административным ответчиком администрацией Воронецкого сельского поселения: в январе 2016 года, апреле 2016 года, июле 2016 года, то есть ежеквартально.

На основании дополнительного соглашения от .....<адрес> передала Администрации Воронецкого сельского поселения полномочия по содержанию дорог вне границ населенных пунктов в части расчистки дорог от снега, грейдирования, обкашивания обочин (л.д.47).

По мнению суда в указанной выше ситуации, при обстоятельствах установленных судом, в отношении каждого из двух административных ответчиков невозможно сделать вывод о бездействии связанном с грейдированием грунтовой дороги Тросна – Каменец – Горчаково протяженностью 1,2 км.

Требование прокурора об обеспечении административными ответчиками круглогодичного подъезда автомобилей специальных служб в д. Горчаково и обратно, по мнению суда так же завялено без учета такого препятствия как например: весенние талые воды, осадки в весне – осенний период, что способствует раскисанию грунтовой дороги и в таких условиях делает невозможным ее грейдирование на протяжении определенного периода времени, который может быть значительным, и совершенно не зависит от действий либо бездействия административных ответчиков, а напрямую связан лишь с наступлением сухой погоды, при которой может быть достигнуто высыхание указанной выше грунтовой дороги и соответственно возможность ее грейдирования.

Кроме этого, административным истцом вообще не представлено суду доказательств невозможности круглогодичного проезда автомобилей специальных служб в д. Горчаково и обратно, состоящей в причинно – следственной связи с какими – либо действиями либо бездействием административных ответчиков по делу.

По мнению суда, в большинстве случаев автомобили специальных служб (полиция, газовая служба, скорая помощь, электрические сети и.т.п.) являются подготовленными для преодоления бездорожья, с учетом специфики их использования на селе, в том числе и в условиях отсутствия дорог с твердым покрытием.

На основании вышеизложенного, суд находит предъявленный административный иск прокурора Троснянского района не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд не производит взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела со сторон, поскольку прокурор и муниципальные органы власти освобождены от ее уплаты в силу закона.

Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора Троснянского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Троснянского района Орловской области и Администрации Воронецкого сельского поселения Троснянского района Орловской области и возложения на административных ответчиков обязанности по обеспечению беспрепятственной транспортной доступности в д. Горчаково Троснянского района Орловской области, в том числе возможности круглогодичного подъезда автомобилей специальных служб в данный населенный пункт и обратно, путем грейдирования автомобильной дороги Тросна – Каменец - Горчаково, протяженностью 1,2 км.

Не производить взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела со сторон, поскольку прокурор и муниципальные органы власти освобождены от ее уплаты в силу закона.

Настоящее Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Кромской районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

Председательствующий ___________________