гр. дело № 2(3)-129/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Северное Северного района
Оренбургской области 15 февраля 2013 года
Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьиПанчихиной Т.К.,
при секретаре Радайкиной Н.П.,
с участием заявителя - заместителя прокурора Северного района Оренбургской области Лужнова Е.С.,
представителя органа, бездействие которого обжалуется, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Северного района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области,
установил:
Прокурор Северного района Оренбургской области обратился в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Северный район» Оренбургской области, выразившегося в необразовании контрольно-счетного органа МО «Северный район», в соответствии с требованиями Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и понуждении Совета депутатов МО «Северный район» Оренбургской области устранить нарушения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, путем образования контрольно-счетного органа МО Северный район в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Своё заявление обосновывает тем, что прокуратурой Северного района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства муниципальным образованием Северный район. В ходе проведенной проверки установлено следующее.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуру органов местного самоуправления входит контрольно-счетный орган муниципального образования, данные изменения вступили в действие с 01.01.2012, в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации № 361-ФЗ от 30.11.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 01.10.2011 вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 г. контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна <данные изъяты> муниципального образования, а также <данные изъяты>.
Срок полномочий <данные изъяты> органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.
Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
В силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации № 6-ФЗ от 07.02.2011 контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:
контроль за исполнением местного бюджета;
экспертиза проектов местного бюджета;
внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
- иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В ходе проверки установлено, что Советом депутатов муниципального образования Северный район контрольно-счетный орган муниципального образования не создан.
В соответствии со ст.34 Устава муниципального образования Северный район проекты муниципальных правовых актов могут быть внесены депутатами Совета, главой района, должностными лицами администрации района, ревизионной комиссией, органами территориального общественного самоуправления, а также гражданами в порядке правотворческой инициативы.
Проект муниципального правового акта о создании контрольно-счетного органа муниципального образования Северный район в Совет депутатов муниципального образования Северный район вышеуказанными лицами и органами не вносился.
Отсутствие контрольно-счетного органа муниципального образования Северный район позволяет сделать вывод о том, что организация и контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не осуществляется, экспертиза проекта местного бюджета на 2012 год не осуществлялась, также, как и не осуществлялся анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Просит суд: признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Северный район, выразившееся в нарушении Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, а именно: - не образовании контрольно-счетного органа МО Северный район; обязать Совет депутатов МО Северный район устранить нарушения
Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г.
«Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, путем образования контрольно-счетного органа МО Северный район, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Северного района Оренбургской области Лужнов Е.С. требования заявления поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил суд признать незаконным бездействие Совета Депутатов муниципального образования Северный район, выразившееся в нарушении Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, а именно необразовании контрольно-счетного органа МО Северный район; обязать Совет депутатов МО Северный район устранить нарушения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона РФ № 6-ФЗ от 07.02.2011г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», Устава МО Северный район, путем образования контрольно-счетного органа МО Северный район, уточнив первоначальные требования в части срока исполнения решения суда, просил обязать Совет депутатов устранить нарушения в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Заместитель прокурора также пояснил, что прокуратура не выдвигает требование создания контрольно-счетного органа исключительно в качестве самостоятельного юридического лица, поскольку разрешение данного вопроса относиться к компетенции Совета депутатов муниципального образования.
Представитель Совета депутатов МО Северный район ФИО1, действующий на основании доверенности согласился с заявленными требованиями в полном объеме с учетом их уточнения.
Выслушав заместителя прокурора, представителя органа, бездействие которого обжалуется, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 38 Закона о местном самоуправлении контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федеральным законом от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Статья 5 Федерального закона от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусматривает, что контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа. В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа. Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования.
К полномочиям контрольно-счетных органов муниципального образования статья 9 Федерального закона от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» относит: 1) контроль за исполнением местного бюджета; 2) экспертизу проектов местного бюджета; 3) внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета; 4) организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; 6) оценку эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценку законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; 8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; 9) подготовку информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; 10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; 11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо указанных полномочий, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.
Федеральный закон от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» вступил в силу с 1 октября 2011 года.
Закон о местном самоуправлении не предусматривает возможность создания иных органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия муниципального финансового контроля.
В соответствии со статьей 19 Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области (далее - Устав), принятого решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области №-РС от ДД.ММ.ГГГГ, с дальнейшими изменениями и дополнениями, структуру органов местного самоуправления муниципального образования Северный район Оренбургской области составляют: представительный орган муниципального района - Совет депутатов; глава муниципального образования - Глава муниципального района; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация муниципального района; контрольный орган муниципального района - Ревизионная комиссия. Порядок формирования, полномочия, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав муниципального образования (л.д.39).
Согласно статье 30 Устава, ревизионная комиссия является контрольным органом муниципального района, формируемым Советом депутатов муниципального района. Ревизионная комиссия муниципального района осуществляет контроль за: исполнением местного бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка его подготовки, рассмотрением бюджета муниципального района и отчета о его исполнении; за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Численность членов ревизионной комиссии муниципального района составляет 5 человек и осуществляет свою деятельность на непостоянной основе. Члены ревизионной комиссии муниципального района утверждаются Советом депутатов из числа кандидатур, представленных главой муниципального района. Органы и должностные лица местного самоуправления муниципального района обязаны предоставлять в ревизионную комиссию муниципального района по её требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции. Ревизионную комиссию муниципального района возглавляет председатель, избираемый Советом депутатов. Порядок работы ревизионной комиссии муниципального района и её полномочия определяются положением о Ревизионной комиссии муниципального района, утвержденным Советом депутатов. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом района, подлежат опубликованию (обнародованию) (л.д. 50).
Положением о ревизионной комиссии муниципального образования Северный район Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области №-РС от ДД.ММ.ГГГГ определено, что задачами ревизионной комиссия муниципального образования Северный район Оренбургской области является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходной и расходной частей районного бюджета и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, предприятий, организаций; определение эффективности и целесообразности расходов муниципальных средств и использования муниципальной собственности; организация контроля за порядком подготовки и рассмотрения проекта районного бюджета, отчета о его исполнении, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта районного бюджета; финансовая экспертиза проектов решений Совета депутатов о бюджете.
Решением Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области №-РС от ДД.ММ.ГГГГ, образована ревизионная комиссия муниципального образования Северный район Оренбургской области и определен ее состав, председателем назначен депутат районного Совета депутатов.
Из приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что Уставом муниципального образования Северный район предусмотрено создание контрольного органа - ревизионной комиссии, которая входит в число органов местного самоуправления муниципального образования Северный район Оренбургской области. Полномочия комиссии значительно уже тех, что закреплены в федеральном законе Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В соответствии с приведенными положениями статьи 38 Закона о местном самоуправлении, в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011г. №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 1 января 2012 года, порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Таким образом, федеральный законодатель установил, что с 1 января 2012 года контрольно-счетные органы муниципальных образований, должны формироваться и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Поскольку Устав муниципального образования Северный район предусматривает создание контрольного органа местного самоуправления, данный орган в соответствии с федеральным законодательством может быть создан только в виде контрольно-счетного органа, ревизионная комиссия не отвечает признакам данного органа, суд приходит к выводу о том, что со стороны Совета депутатов Северного района имеется бездействие, поскольку закон, определяющий порядок создания и статус контрольно-счетного органа, вступил в силу 01.10.2011 года, соответствующие изменения были внесены и в Закон о местном самоуправлении, которые вступили в силу с 01.01.2012 года. В настоящее время контрольно-счетный орган муниципального образования Северный район не создан, что свидетельствуют о непринятии необходимых и оперативных мер по исполнению федерального законодательства в части создания контрольно-счетных органов.
Указанное бездействие является существенным, так как по смыслу Федерального закона от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган должен быть независимым, самостоятельным органом местного самоуправления, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль муниципального бюджета. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления. По этой причине, к организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, федеральным законодателем установлены особые требования, позволяющие сформировать действительно независимые и самостоятельные органы, осуществляющие внешний финансовый контроль муниципального бюджета. Иная организация деятельности контрольно-счетных органов местного самоуправления указывает на отсутствие должного внешнего финансового контроля муниципального бюджета.
Выслушав доводы заместителя прокурора и представителя органа, бездействие которого обжалуется, суд считает, что устранение выявленного бездействия возможно осуществить в срок до истечения ДД.ММ.ГГГГ дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, в соответствии со статьями 130 и 131 Конституции Российской Федерации, статьями 34, 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3, 5 и 9 Федерального закона от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Северного района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по созданию контрольно-счетного органа муниципального образования Северный район Оренбургской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Обязать Совет депутатов муниципального образования Северный район Оренбургской области устранить в полном объеме допущенные нарушения требований Федерального закона от 7 февраля 2011года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Северный район Оренбургской области путем образования контрольно-счетного органа муниципального образования Северный район Оренбургской области в срок до истечения ДД.ММ.ГГГГ дней со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 18 февраля 2013 года, что является датой принятия решения в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Судья: Т.К. Панчихина