ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2|3|-208/2013 от 14.06.2013 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Курманаевка 14 июня 2013 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Белова Р.Б.,

при секретаре Лазареве В.Н.,

с участием заместителя прокурора Курманаевского района Алексеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курманаевского района в защиту интересов ФИО1 к <данные изъяты>, с участием третьих лиц: <данные изъяты> о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Курманаевского района в интересах ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании в пользу ФИО1 недоначисленной заработной платы в сумме 780 руб. 75 коп., указывая, что ФИО1 работает в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения в <данные изъяты> ее заработная плата составляет 5205 руб. и включает в себя оклад, компенсационные выплаты, уральский коэффициент. Установленный размер заработной платы нарушает её трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ, трудового законодательства, из анализа которых следует, что доплата к заработной плате в виде установленного коэффициента за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями в размере 15 % должна производиться сверх минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

На основании Федерального закона от 24.06.2008. г №91 «О внесении изменений в ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2009 г МРОТ установлен в сумме 4330 руб. в месяц на всей территории РФ, соответственно размер уральского коэффициента составляет 649 руб. 50 коп., с июня 2011 г МРОТ равен 4611 руб., а с 01.01.2013 года – 5205 руб. от которого размер уральского коэффициента составляет 780 руб. 75 коп.

Таким образом, ФИО1 ежемесячно должна была начисляться заработная плата за февраль 2013 года исходя из расчета МРОТ плюс 15 % уральский коэффициент.

Однако ответчик при начислении ФИО1 заработной платы за февраль 2013 года не начислил уральский коэффициент сверх МРОТ.

В судебном заседании заместитель прокурора Алексеева О.В. поддержала исковые требования и просила взыскать в пользу ФИО1 за февраль 2013 года сумму в размере 780 рублей 75копеек.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. В заявлении представленном в суд просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Иск поддержала полностью.

Представитель ответчика заведующая <данные изъяты>К. в судебном заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие; с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласилась.

Представитель третьего лица - <данные изъяты> в судебное заседание не явился. В заявлении представленном в суд просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Представитель третьего <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. Из поступившего в суд заявления следует, что <данные изъяты> не согласен с исковыми требованиями.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд, с учётом мнения сторон рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в <данные изъяты> медицинской сестрой дошкольного образовательного учреждения с должностным окладом 2982 рублей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Это означает, что он представляет собой минимальное вознаграждение за труд, ниже которого никто не может его оплачивать. При этом для работника, который проработал неполный месяц, МРОТ определяется пропорционально времени, проработанному в данном месяце.

На основании Федерального закона от 24.06.2008. г №91 «О внесении изменений в ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2009 г МРОТ установлен в сумме 4330 руб. в месяц на всей территории РФ, соответственно размер уральского коэффициента составляет 649 руб. 50 коп., с июня 2011 г МРОТ равен 4611 руб., а с 01.01.2013 года – 5205 руб. от которого размер уральского коэффициента составляет 780 руб. 75 коп.

Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 ТК РФ как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

При этом, как следует из содержания ч. 2-5 ст. 129 ТК РФ, тарифные ставки, оклады, представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады, то есть минимальные оклады, ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст.146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 148 ТК РФ устанавливает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Повышенная оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями обеспечивается с помощью применения районных коэффициентов.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" установлен районный коэффициент в размере 15 % к заработной плате работников предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Оренбургской области.

Указанный районный коэффициент является компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих в неблагоприятных климатических условиях.

Установление законодателем компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях отражает принцип дифференциации в оплате труда. В случае включения указанной надбавки компенсационного характера в МРОТ, он (МРОТ) может оказаться одинаковым у работников, выполняющих работы различной степени сложности, в разных климатических условиях, что неминуемо создаст предпосылки для дискриминации.

В соответствии с ч.1 ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

Кроме того, согласно указанной статье также обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст.132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст.130), повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (с. 146).

Из анализа приведенных норм права следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовые функции, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях.

Соблюдение требований ст.146 и 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в неё.

В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, и низкооплачиваемые работники, проживающие как на Юге, так и на Севере страны будут получать одинаковую заработную плату в размере минимального размера оплаты труда по России.

Кроме того, даже работники, проживающие в одной и той же местности с неблагоприятными климатическими условиями, будут поставлены в неравное положение, а именно только высокооплачиваемые работники будут пользоваться установленной доплатой к заработной плате в виде соответствующего коэффициента, а низкооплачиваемые работники будут получать заработную плату в том же размере, что и работники, выполняющие те же трудовые функции в местностях с благоприятными климатическими условиями, а именно в размере МРОТ по России.

То есть, наличие районного коэффициента никак не повлияет на размер заработной платы данной категории работников, хотя они проживают и работают в местности с неблагоприятными климатическими условиями, тогда как остальным работникам, у которых заработная плата выше МРОТ, производится доплата к зарплате в виде коэффициента.

Иное толкование положений ст. 129, 133, 135, 146, 148 ТК РФ привело бы к уравниванию оплаты труда работников за идентичный труд в местностях с неблагоприятными климатическими условиями и без таковых.

Таким образом, в соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду), в различных условиях, следовательно, районный коэффициент устанавливается именно к заработной плате, составляющей не менее установленного минимального размера оплаты труда.

Из расчетных листков о заработной плате, следует, что районный коэффициент за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 15 % начислялся ответчиком истцу на должностной оклад и включался в МРОТ. Так размер недоначисленной ФИО1 заработной платы за февраль 2013 года составил в сумме 780 руб 75 коп, которая подлежит взысканию с ответчика.

Доводы <данные изъяты> о том, что оплата труда истцу произведена правильно в размере не ниже МРОТ при отработанной полностью месячной норме, поскольку соответствует положениям трудового законодательства, допускающим включать в состав заработной платы районный коэффициент за работу в местности с особыми климатическими условиями при условии, что заработная плата будет не меньше МРОТ, суд признает несостоятельными по изложенным выше основаниям.

С ответчика также надлежит взыскать судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины в связи с рассмотрением дела, которая в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ составляет 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое требования прокурора Курманаевского района в защиту интересов ФИО1 к <данные изъяты>, удовлетворить.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату в размере 780 руб. 75 коп. (Семьсот восемьдесят руб 75 коп).

Взыскать с <данные изъяты> в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 руб (Четыреста руб).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.Б. Белов.