РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бузулук 16 января 2018 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кривенкова О.В., при секретаре Моисеевой А.В., с участием помощника прокурора Курманаевского района Оренбургской области Василевича И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Курманаевского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Кандауровский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области» к администрации муниципального образования «Кандауровский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области» о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований земельного законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в части реализации полномочий по определению невостребованных земельных долей и обращению их в муниципальную собственность, и понуждении принять меры, направленные на обращение в муниципальную собственность невостребованных земельных долей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курманаевского района обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования Кандауровский сельсовет Курманаевского района к администрации Кандауровский сельсовет Курманаевского района о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований земельного законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в части реализации полномочий по определению невостребованных земельных долей и обращению их в муниципальную собственность, и понуждении принять меры, направленные на обращение в муниципальную собственность невостребованных земельных долей. В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что прокуратурой Курмаевского района была проведена проверка соблюдения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также земельного законодательства администрацией Кандауровского сельсовета Курманаевского района. В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. На основании ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст.12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Федеральный закон от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. В соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона № 101-ФЗ, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей предоставляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. В ходе проверки установлено, что администрацией Кандауровского сельсовета Курманаевского района работа по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, расположенных на территории сельского поселения, фактические не проводится. В частности, список невостребованных земельных долей на территории МО Кандауровский сельсовет утвержден, однако с исковыми заявлениями в суд о признании невостребованных земельных долей муниципальной собственностью администрация не обращалась. По результатам проверки прокуратурой Курманаевского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Кандауровского сельсовета Курмаевского района было вынесено представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления, нарушения требований федерального законодательства не устранены, работа по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, расположенных на территории сельского поселения не проводится. Бездействие администрации препятствует оформлению сельскохозяйственных земель в муниципальную собственность и дальнейшей сдаче их в аренду, в результате чего местный бюджет лишается поступления денежных средств от использования земель. На основании изложенного административный истец просил признать бездействие администрации Кандауровского сельсовета Курмаевского района по несоблюдению требований земельного законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в части реализации полномочий по определению невостребованных земельных долей и обращению их в муниципальную собственность, незаконным и обязать администрации Кандауровского сельсовета Курмаевского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения путем принятия предусмотренных законодательством мер по опубликованию и утверждению списка невостребованных земельных долей, а также по оформлению невостребованных земельных долей в муниципальную собственность.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Курманаевского района Василевич И.А. исковые требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме, на основании изложенных в иске доводов.
Глава администрации Кандауровского сельсовета Курмаевского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставив мотивированный отзыв.
В силу ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Федеральный закон от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.12.1 от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского круга по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 указанной статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 указанной статьи.
В соответствии с ч.4 ст.12.1 от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей предоставляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается так же на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом невостребованными.
Согласно ч.ч.3, 2 ст.80 ЗК РФ, за счет таких земельных участков (земельных долей), на которые было признано право муниципальной собственности, формируется фонд перераспределение земель, который используется в соответствии с ч.1 ст.78 ЗК РФ для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В ходе рассмотрения дала судом установлено, что прокуратурой Курманаевского района была проведена проверка соблюдения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также земельного законодательства в администрации Кандауровского сельсовета Курманевского района.
В ходе проверки было установлено, что администрацией Кандауровского сельсовета Курманевского района работа по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, расположенных на территории сельского поселения, фактические не проводится. В частности, список невостребованных земельных долей утвержден, однако с исковыми заявлениями в суд о признании невостребованных земельных долей муниципальной собственностью администрация Кандауровского сельсовета Курманевского района не обращалась.
По результатам проверки прокуратурой Курмаевского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Кандауровского сельсовета Курманевского района было внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно письма администрации Кандауровского сельсовета Курманевского района от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ будет рассмотрено на аппаратном совещании в администрации Кандауровского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления, нарушения требований федерального законодательства не устранены, работа по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, расположенных на территории сельского поселения не проводится.
Таким образом, бездействие администрации поселения может привести к самоуправному использованию земель, ухудшению их плодородия, захламлению, деградации, что в свою очередь, повлечет образование несанкционированных свалок бытовых отходов, вспышки инфекций, в связи с чес будут нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе предпринимателей потенциальных собственников, арендаторов выявленных невостребованных земельных участков. Кроме того, бездействие администрации препятствует оформлению сельскохозяйственных земель в муниципальную собственность и дальнейшей сдаче их в аренду, в результате чего местный бюджет лишается поступления денежных средств от использования земель, административные исковые требования прокурора Курманаевского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Курманаевского района Оренбургской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования Кандауровский сельсовет Курманевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Кандауровский сельсовет Курманевского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований земельного законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в части реализации полномочий по определению невостребованных земельных долей и обращению их в муниципальную собственность, и понуждении принять меры, направленные на обращение в муниципальную собственность невостребованных земельных долей удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кандауровский сельсовет Курманевского района Оренбургской области по несоблюдению требований земельного законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в части реализации полномочий по определению невостребованных земельных долей и обращению их в муниципальную собственность.
Обязать администрацию муниципального образования Кандауровский сельсовет Курманевского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные нарушения путем принятия предусмотренных законодательством мер по опубликованию и утверждению списка невостребованных земельных долей, а также по оформлению невостребованных земельных долей в муниципальную собственность.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Кривенков
Подлинник решения подшит в гражданском деле 2(3)а-25/2018, находящегося в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области.