Дело № 2/3а-171/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Куженер 9 сентября 2016 года
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Габитовой Р.Ш.,
при секретаре Виноградовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пеней,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Куженерском районе РМЭ (ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, указывая, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, однако не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС). ФИО1 до момента снятия с учета относился к двум категориям плательщиков страховых взносов: индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодателям), а также к индивидуальным предпринимателям, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодателям). ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ выявлено у плательщика страховых взносов ФИО1 наличие недоимки в размере <данные изъяты>. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также пени на страховые взносы на ОПС – <данные изъяты>. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). На сумму недоимки по страховым взносам должнику оформлено и направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам и пеням в размере <данные изъяты>. в срок до ДД.ММ.ГГГГ В добровольном порядке в установленный срок задолженность по вышеуказанному требованию должником погашена не полностью. Согласно реестра платежей плательщика страховых взносов на ДД.ММ.ГГГГ поступила оплата в сумме <данные изъяты>., в том числе пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>. Просит взыскать с должника ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. и остаток начисленных на нее пеней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп.
В судебном заседании представитель административного истца ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ ФИО2 поддержала административные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, с возражениями, предоставленными административным ответчиком не согласилась.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 не согласился с требованиями ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ, пояснил, что он относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов – к категории работодатель и к категории не работодатель, и должен уплачивать страховые взносы отдельно по каждому основанию отдельно. Считает, что ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ) распространяются на плательщиков страховых взносов не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам (категории не работодатель) и должны быть применены только к его доходам по сдаче имущества в аренду, которые не превышают 300 тыс. руб.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (п.п. б п. 1 ч. 1) и индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1).
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в ч. 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Также согласно разъяснениям, данным в письме Минтруда России от 10октября 2014 г. № 17-4/ООГ-867 индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы с сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу своих работников (ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ), а также обязаны уплачивать страховые взносы за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм, суд приходит к выводу, что предприниматели, у которых работают наемные сотрудники, платят взносы на пенсионное (социальное, медицинское) страхование не только за своих сотрудников (других граждан, которым выплачивают вознаграждения), но и за себя. Поскольку в данном случае предприниматели одновременно относятся к двум категориям плательщиков страховых взносов: лицам, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам; лицам, которые такие выплаты производят, следовательно, довод ФИО1 о том, что ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ распространяются на плательщиков страховых взносов не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам (категории не работодатель) и должны быть применены только к его доходам по сдаче имущества в аренду, не состоятелен.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы: 26% - Пенсионный фонд РФ (п. 1), 5,1% - Федеральный фонд ОМС (п. 3).
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (вредакции Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 г. установлен в сумме 5965 руб. в месяц.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона уплачивают страховые взносы в фиксированном размере.
Размер страхового взноса по ОПС определяется в следующем порядке:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз;
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по ОМС определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд ОМС, увеличенное в 12 раз.
Для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются (п. 6 ч. 8 ст. 14).
В соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно (ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Административный ответчик ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, при этом не уплатил своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Л.д. 7-10.
В судебном заседании установлено, что доход ИП ФИО1 в 2015 году составил <данные изъяты>. (Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 г., Налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 г.) Данное обстоятельство сторонами по делу не оспаривалось.
Согласно представленной ответчиком справки от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Марий Эл, согласно представленных ФИО1 налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход за налоговые периоды 1, 2, 3, 4 кварталы 2015 года базовая доходность по единому налогу на вмененный доход с учетом физических показателей по виду экономической деятельности – розничная торговля и бытовое обслуживание составила – <данные изъяты> руб. Согласно представленной ФИО1 налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, доход от аренды прочих сухопутных средств и оборудования за 2015 год заявлен в сумме <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
В соответствии с п.2 ч.1.1 ст.14 Закона № 212-ФЗ с ответчика подлежит взысканию 1% от общей суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей, а именно 6906,21 руб.
В силу положений ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Сумма пеней на недоимку по страховым взносам на ОПС составляет <данные изъяты> рублей. С учетом частичной уплаты - <данные изъяты> руб.
ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ направило административному ответчику требование № № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако денежные средства в счет погашения задолженности были перечислены не в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административные исковые требования ГУ-УПФР в Куженерском районе РМЭ удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пеней, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу:<адрес> пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Куженерском районе Республики Марий Эл задолженность по страховым взносам и пени в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки в том числе:
- <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (КБК №),
- <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки – пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (КБК №).
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Габитова Р.Ш.
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2016 года.