ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2/40 от 27.03.2012 Абатского районного суда (Тюменская область)

                                                                                    Абатский районный суд Тюменской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Абатский районный суд Тюменской области — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

                        № 2/40/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Абатское 27 марта 2012 года

Абатский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Лихачевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Абатского района Тарасовой Ю.С.,

при секретаре Чикишевой Н.В.,

а также представителя ответчика Гребёнкиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абатского района в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устранить нарушения Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Абатского района Тюменской области в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устранить нарушения Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления». Требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания органа внутренних дел района, в результате которой, в деятельности изолятора временного содержания отдела полиции № 1 МО МВД России «Ишимский» (далее по тексту ИВС) выявлены грубые нарушения действующего законодательства. В связи с чем, просит суд обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» (МО МВД России «Ишимский») в срок до 01.06.2012 устранить в изоляторе временного содержания отдела полиции № 1 (дислокация с. Абатское) МО МВД России «Ишимский», расположенного по адресу: ул. 1 Мая, 38, с. Абатское, Абатского района Тюменской области нарушения требований пожарной безопасности: принять распорядительный документ, устанавливающий соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать: порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответственных лиц за их проведение; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности; согласовать с ОНД по Абатскому району вопрос о возможности организации второго эвакуационного выхода из ИВС ОП № 1 в соответствии с требованиями п.п. 6.12 и 6.20* СНиП 21-01-97*.

-нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: организовать режим мытья посуды и термосов, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечить достаточное количество инвентаря для мытья столовой, кухонной посуды; обеспечить наличие в холодильнике, предназначенном для хранения скоропортящихся продуктов термометра для контроля температурного режима; произвести маркировку емкостей, в которых собираются и хранятся пищевые отходы; организовать питьевой режим в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; разработать график стирки.

- нарушения Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»: обеспечить каждому лицу, содержащемуся под стражей в ИВС, норму санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров, оборудовать каждую камеру ИВС: столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; тазами для гигиенических целей и стирки одежды, оборудовать в ИВС санпропускник, душ и дезинфекционную камеру; оборудовать на территории ОП № 1 прогулочный двор.

В судебном заседании помощник прокурора Тарасова Ю.С. исковые требования поддержала в части устранения нарушений требований пожарной безопасности и нарушений Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления». Просила обязать МОМ МВД России «Ишимский» принять распорядительный документ, устанавливающий соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать: порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответственных лиц за их проведение; разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности; назначить лицо, ответственное за обеспечение правил пожарной безопасности в ИВС ОП № 1; согласовать с ОНД по Абатскому району вопрос о возможности организации второго эвакуационного выхода из ИВС ОП № 1 в соответствии с требованиями п.п. 6.12 и 6.20* СНиП 21-01-97*. В части устранения нарушений Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» обязать МО МВД России «Ишимский» обеспечить каждому лицу, содержащемуся под стражей в ИВС, норму санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров, оборудовать каждую камеру ИВС: столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; тазами для гигиенических целей и стирки одежды, оборудовать в ИВС санпропускник, душ и дезинфекционную камеру; обеспечить прохождение одному из сотрудников ИВС медицинской подготовки, в установленном порядке; оборудовать на территории ОП № 1 прогулочный двор. Нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устранены, а именно, организован режим мытья посуды и термосов, имеется достаточное количество инвентаря для мытья столовой, кухонной посуды. В холодильнике, предназначенном для хранения скоропортящихся продуктов, имеется термометр для контроля температурного режима, произведена маркировка емкостей, в которых собираются и хранятся пищевые отходы; организован питьевой режим в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; разработан график стирки. Согласно приказу № 927 от 21 декабря 2011 года и п. 16 приложения №3 к вышеуказанному приказу ответственным за обеспечение пожарной безопасности в здании ОП-1 (дислокация с. Абатское ул. 1 Мая, 38) МО МВД России «Ишимский» назначен Харитонов О.О. Также решен вопрос по медицинскому обслуживанию, 20 февраля 2012 года между ГБУЗ ТО «Областная больница №5 с. Абатское) и межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» (ОП №1) заключен договор, согласно которому ГБУЗ ТО «Областная больница № 5» (с. Абатское) обязуется проводить медицинские осмотры лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в камерах установлена кнопка для вызова дежурного. Кроме того, срок устранения нарушений действующего законодательства просит суд установить до 01 марта 2013 года, так как финансовый бюджет на 2012 года уже утвержден.

Представитель ответчика Гребенкина Н.С. исковые требования прокурора не признала в полном объеме, суду пояснила, что требования в части нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устранены полностью. Чтобы устранить нарушения требований пожарной безопасности и нарушения ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» необходимы финансовые затраты, проведение технических работ, на что требуется дополнительное время. В срок до 01.06.2012 года устранить нарушения не возможно, так как бюджет на 2012 года уже утвержден. Заявки на приобретение мебели для ИВС и выделения денежных средств для оборудования прогулочного дворика сделаны. Кроме того, направлено письмо в УМВД России по Тюменской области о возможности сокращения лимита мест в ИВС ОП № 1 МО МВД России «Ишимский». По вопросу запасного эвакуационного выхода из помещения ИВС получена консультация у директора ООО «Ремстрой» Н.И. Коновалова, согласно которой в целях техники безопасности и целостности здания нецелесообразно производить работы по устройству запасного выхода.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, допросив свидетелей, суд приходит к следующему:

Часть 4 ст. 27, ч.ч. 3, 4 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращаться в суд с заявлением, если этого требует защита интересов значительного числа граждан в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 45 ГПК РФ устанавливает право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и неопределенного круга лиц.

Обращение прокурора обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, чьи жизнь и здоровье поставлены под угрозу в силу вероятности возникновения пожара в помещении ИВС, несоблюдения требований санитарно–эпидемиологического законодательства и законодательства о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей.

Количество граждан, права которых нарушены в результате несоблюдения требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение уже допущенных нарушений закона, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

Таким образом, незаконными действиями МО МВД России «Ишимский» по осуществлению деятельности помещения ИВС ОП № 1 МО МВД России «Ишимский», расположенного по адресу: ул. 1 Мая, 38, с. Абатское, Абатского района Тюменской области, с грубыми нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно–эпидемиологического законодательства, законодательства о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

В силу п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе, функции представительства.

Таким образом, ОП № 1 МО МВД России «Ишимский», осуществляющий свою деятельность на территории с. Абатское ул. 1 Мая, 38, является филиалом МО МВД России «Ишимский».

Согласно ст. 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно техническому паспорту ИВС (л.д.57-61) и информации заместителя начальника ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» Р.А. Касиева (л.д.71-72) установлено, что ИВС находится в подвальном помещении ОП №1 МО МВД России «Ишимский» по адресу: Тюменская область, Абатский район, с. Абасткое, ул. 1 Мая 38, состоит из 6 камер. Общая площадь ИВС составляет 64,4 м. кв. Общее количество мест во всех камерах составляет – 18, из них: камера № 1 - 6-ти местная площадью 8,45 м.кв.; камера № 2 - 2-х местная площадью 4,54 м.кв.; камера № 3 – 2-х местная площадью 4,05 м.кв.; камера № 4 – 2–х местная площадью 4,68 м.кв.; камера № 5 – 3-х местная площадью 5,7 м.кв.; камера № 6 – 3-х местная, площадью 5,9 м.кв.

Таким образом, во всех камерах ИВС не соблюдаются нормы санитарной площади, поскольку средний показатель обеспеченности санитарной площадью в расчете на одно лицо содержащееся под стражей составляет 1,85м2. Так, в камере №1 на одного человека приходится по 1,4м2 площади, в камере №2 – по 2,27 м2 на 1 человека, в камере №3 – по 2,02м2, в камере №4 – по 2,34 м2, в камере №5 – по 1,9 м2, в камере №6 – по 1,9 м2. Указанное обстоятельство является нарушением ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», поскольку в соответствии с указанной статьей, норма санитарной площади в камере на одного человека установлена в размере четырех квадратных метров.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (зарегистрировано в Минюсте РФ 9.12.2005 № 7246) (далее Правила), которые регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» и п. 42 Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

В нарушение положений ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» и п. 45 Правил, материально-бытовое обеспечение лиц, находящихся в местах принудительного содержания не соответствует предъявляемым нормам, поскольку в камерах ИВС отсутствуют: столы и скамейки по лимиту мест в камере; шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности; краны с водопроводной водой; вешалки для верхней одежды; полки для туалетных принадлежностей; бачки для питьевой воды; радиодинамики для вещания общегосударственной программы; тазы для гигиенических целей и стирки одежды.

Согласно п. 14 Правил, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут (п. 47 Правил).

В нарушение требований п.п. 14 и 47 Правил в ИВС отсутствует санпропускник, душ и дезинфекционная камера, в связи с чем, в ИВС нет условий для помывки, и нарушаются права лиц, содержащихся в ИВС, предусмотренные ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии.

Медико-санитарное обеспечение подозреваемых и обвиняемых также осуществляется с нарушением ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» и п.п.123, 124 Правил, поскольку в ИВС отсутствует медицинский работник, а также сотрудник ИВС, получивший в установленном порядке медицинскую подготовку.

Кроме этого, установлено нарушение п. 11 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», предусматривающего права следственно-арестованных на осуществление ежедневных прогулок продолжительностью не менее одного часа, поскольку на территории органа внутренних дел прогулочный двор отсутствует, прогулки фактически не предоставляются.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту Закон) система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

К одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности.

На основании ст. 37 Закона, руководство организации обязано соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

В силу п. 1 Приказа МЧС от 18.06.2003 № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4838) Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее Правила 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан.

В силу п. 8 Правил 01-03, руководители организаций имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности, либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.

В порядке п. 3 Правил 01-03, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В частности, согласно п.п. 6.12* и 6.20* Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь, в том числе и помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 человек, один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями п. 6.20* СНиП 21-01-97*.

В соответствии с п. 15 Правил 01-03, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара.

На основании п. 6 Правил 01-03  на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с приложением № 1 Правил 01-03.

В ходе проверки, проведенной 08.12.2011 прокуратурой района совместно с ОНД по Абатскому району и дополнительной проверки, проведенной 19.03.2012 года, установлено, что в помещении ИВС ОП № 1 МО МВД России «Ишимский», расположенном по адресу: ул. 1 Мая, 38 с. Абатское, Абатского района Тюменской области, отсутствует распорядительный документ, устанавливающий соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответственных лиц за их проведение; не регламентированы: порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара, отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, распорядительным документом не назначено лицо, ответственное за обеспечение правил пожарной безопасности; отсутствует второй эвакуационный выход.

Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 08.12.2011 года, от 19.03.2012 года, представленными ОНД по Абатскому району (л.д. 73, 148)

В материалах дела имеется приказ об организации работы по обеспечению пожарной безопасности на объектах ОВД № 927 от 21 декабря 2011 года, согласно которому начальникам служб и подразделений ОВД, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на вверенных объектах необходимо определить и оборудовать места для курения; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать: порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответственных лиц за их проведение, разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности.(л.д.80-82)

Согласно приложению № 3 к вышеуказанному приказу ответственный за обеспечение пожарной безопасности здания ОП-1. гаражи (с. Абатское, ул. 1 Мая, 38) - Харитонов О.О. (101-102)

В материалах дела имеется договор от 20 февраля 2012 года, заключенный между ГБУЗ ТО «Областная больница №5 с. Абатское) и межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» (ОП №1), согласно которому ГБУЗ ТО «Областная больница № 5» (с. Абатское) обязуется проводить медицинские осмотры лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых (л.д.131-132).

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Нарушение требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые были выявлены 08.12.2011 года при проведении проверки прокуратурой района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в г. Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах, в помещении ИВС ОП № 1 МО МВД России «Ишимский», расположенном по адресу: ул. 1 Мая, 38 с. Абатское, Абатского района Тюменской области (л.д.54) устранены согласно акту проверки от 19.03.2012 года (л.д.149).

Судом установлено, что в адрес начальника МОВД «Ишимский» внесено представление об устранении нарушений закона. После рассмотрения представления, в прокуратуру района был направлен ответ, из которого следовало, что все нарушения, указанные в представлении устранены. Однако устранены лишь нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, а нарушения законодательства о пожарной безопасности и законодательства о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей, не устранены до настоящего времени, что является существенным нарушением прав лиц, содержащихся под стражей.

В соответствии с п. 2 Положения об отделе полиции № 1 (дислокация с. Абатское) МО МВД России «Ишимский», утвержденного Приказом начальника МО МВД России «Ишимский» 30.08.2011 № 627, ОП № 1 является территориальным органом МВД РФ районного уровня и осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, защиты собственности от противоправных посягательств, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, борьбы с преступностью на территории дислокации.(л.д. 25-33)

ОП № 1 входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Межмуниципальному отделу МВД РФ «Ишимский» и Управлению Министрества внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (п. 3 Положения). (л.д.26)

ОП № 1 осуществляет свою деятельность через входящие в его состав структурные подразделения.

ОП № 1 имеет и может иметь в подчинении иные подразделения и учреждения, создаваемые в системе органов внутренних дел осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел, в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России (п. 7 Положения).(л.д.27)

Финансирование ОП № 1 осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 10 Положения). Материально-техническое обеспечение ОП № 1 осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России (п. 11 Положения).(л.д.27)

В соответствии с п. 38 Положения, ОП № 1 осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания, их охрану и конвоирование. (л.д.29)

Согласно п. 1 Положения об изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Ишимский», утвержденного Приказом начальника МО МВД России «Ишимский» 01.09.2011 № 642, изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых полиции по охране общественного порядка ОП № 1 (дислокация с. Абатское) МО МВД России «Ишимский» является структурным подразделением полиции по охране общественного порядка ОП № 1 (дислокация с. Абатское) МО МВД России «Ишимский», созданным в целях осуществления организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.(л.д.16-24)

Материально-техническое, финансовое и иное обеспечение ИВС осуществляется в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России, УМВД России по Тюменской области (п. 30 Положения об ИВС). (л.д.30)

Пункт 4 Положения о межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» определяет, что МО МВД России «Ишимский» осуществляет свою служебную деятельность в том числе, и на территории Абатского муниципального района. (л.д.36)

МО МВД России «Ишимский» обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование(п. 11.19 Положения о МО МВД). (л.д.39)

МО МВД России «Ишимский» осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении Отдела (п. 12.4 Положения о МО МВД). (л.д.42)

МО МВД России «Ишимский» является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 21 Положения о МО МВД).(л.д.47)

За МО МВД России «Ишимский» в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудования, техника, инвентарь и другое имущество (п.22 Положения о МО МВД) (л.д.47)

Свидетель Гордейчик О.А. суду пояснил, что работает в должности начальника ОП № 1 Мо МВД России «Ишимский» с. Абатское. Для устранения выявленных нарушений действующего законодательства необходимы финансовые затраты и время. Считает, что вопрос об организации второго выхода из ИВС решить невозможно, из-за трещины в здании.

Свидетель Тумашов Н.Н. суду пояснил, что работает начальником ИВС ОП № 1 МО МВД России «Ишимский». 20 марта 2012 года была направлена заявка о сокращении лимита мест в ИВС ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» и разработки нового паспорта. 20 февраля 2012 года заключен договор с ГБУЗ ТО «Областная больница № 5» (с. Абатское) об оказании медицинской помощи.

Свидетель Байтасов Б.Д. суду пояснил, что работает начальником ОНД по Абатскому муниципальному району. Им была дважды проведена проверка ИВС по поручению прокуратуры. В ходе проведения повторной проверки 16.03.2012 года установлено, что нарушения в полном объеме не устранены. По вопросу организации второго эвакуационного выхода в ИВС никто из сотрудников ОП № 1 к нему не обращался.

Свидетель Мякишева Т.А. суду пояснила, что работает специалистом Управления Ростпотребнадзора по Тюменской области. Ими была дважды проведена проверка ИВС по поручению прокуратуры. 16 марта 2012 года в ходе проведения повторной проверки нарушения были устранены.

В судебном заседании представитель ответчика Гребёнкина Н.С. исковые требования не признала в полном объеме, но вместе с тем пояснила, что для устранения указанных выше нарушений необходимы финансовые затраты, проведение технических работ и время. Организовать второй эвакуационной выход в ИВС не предоставляется возможным.

Доводы представителя ответчика о невозможности устранения требований пожарной безопасности нарушения ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» в связи с отсутствием финансирования суд находит несостоятельными. Отсутствие финансового обеспечения не освобождает от исполнения требования закона.

Прокурор просит ответчика согласовать с ОНД по Абатскому району вопрос о возможности организации второго эвакуационного выхода из ИВС ОП № 1. В судебном заседании установлено, что к начальнику ОНД по Абатскому муниципальному району Байтасову Б.Д. по данному вопросу никто из сотрудников ОП №1 не обращался.

Представитель ответчика предоставила суду информацию директора ООО «Ремстрой» Коновалова Н.И., согласно которой вопрос об устройстве второго эвакуационного выхода из помещения ИВС ОП № 1 нецелесообразен, так как при производстве работ произойдет нарушение целостности фундамента несущих стен. Суд не может принять данную информацию во внимание, так как суду не представлено документов, подтверждающих, что данная организация может проводить соответствующее экспертное исследование и давать заключение. Представителем ответчика суду была представлена копия свидетельства о допуске организации ООО «Ремстрой» к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Настоящим свидетельством подтверждается допуск к работам, указанным в приложении к свидетельству, однако приложение суду представлено не было. Свидетельство без приложения недействительно. О проведении экспертизы представитель ответчика в судебном заседании ходатайства не заявлял.

Кроме того, представитель ответчика представила суду запрос от 16.03.2012 года, направленный в отдел архитектуры администрации Абатского муниципального района по вопросу проведения канализации в ИВС (л.д.150), заявку от 22.03.2012 года на мебель для ИВС на имя начальника ЦАХ и ТО тыла УМВД России по Тюменской области (л.д.152), запрос на имя заместителя начальника УМВД России по Тюменской области от 22.03.2012 года о возможности выделения денежных средств для оборудования прогулочного дворика (л.д.153-156), запрос на имя заместителя начальника полиции УМВД России по Тюменской области по вопросу сокращения лимита мест в ИВС ОП № 1 МО МВД России «Ишимский» и разработки нового технического паспорта. (л.д.157-158).

Суд считает, что данные документы не могут быть рассмотрены в качестве исполнения требований прокурора об устранении нарушений действующего законодательства.

Каких либо доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения требований прокурора, представителем ответчика суду представлено не было.

Представитель ответчика суду пояснила, что ИВС - это не курорт, там содержатся преступники, считает что прокурор предъявляет требования необоснованно.

Однако судом установлено, что изолятор временного содержания Отдела полиции № 1 (дислокация с. Абатское) МО МВД России «Ишимский», расположенный по адресу: ул. 1 Мая, 38, с. Абатское, Абатского района Тюменской области, не соответствует установленным требованиям законодательства. Задержанные содержатся в тяжелых условиях и это притом, что существует четкий регламент, что должно быть в изоляторе, в каких условиях и сколько времени можно там содержать человека. Смысл функционирования ИВС - это не тюрьма, а структурная часть полиции ( кратковременное задержание подозреваемых), и условия содержания в ИВС должны отличаться от других мест наказания.

Суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетврению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд

решил:

Иск прокурора Абатского района Тюменской области в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, устранить нарушения Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ 2О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», удовлетворить.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» (МО МВД России «Ишимский») в срок до 01.03.2013 устранить в изоляторе временного содержания Отдела полиции № 1 (дислокация с. Абатское) МО МВД России «Ишимский», расположенном по адресу: ул. 1 Мая, 38, с. Абатское, Абатского района Тюменской области, следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- принять распорядительный документ, устанавливающий соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определить и оборудовать места для курения; определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентировать: порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначение ответственных лиц за их проведение.

- разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности.

- согласовать с ОНД по Абатскому району вопрос о возможности организации второго эвакуационного выхода из ИВС ОП № 1 в соответствии с требованиями п.п. 6.12 и 6.20* СНиП 21-01-97*.

Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» (МО МВД России «Ишимский») в срок до 01.03.2012 устранить в изоляторе временного содержания Отдела полиции № 1 (дислокация с. Абатское) МО МВД России «Ишимский», расположенном по адресу: ул. 1 Мая, 38, с. Абатское, Абатского района Тюменской области, следующие нарушения Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»:

- обеспечить каждому лицу, содержащемуся под стражей в ИВС, норму санитарной площади в камере на одного человека в размере четырех квадратных метров.

- оборудовать каждую камеру ИВС: столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

- оборудовать в ИВС санпропускник, душ и дезинфекционную камеру.

- оборудовать на территории ОП № 1 прогулочный двор.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Абатский районный суд.

Председательствующий (подпись) Н.В. Лихачева

Копия верна.

Судья Абатского районного суда Н.В. Лихачева