Административное дело № 2 «а»-419/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Избербаш 15 декабря 2015 года
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Нурбагандов Н.М.,
при секретаре Булкадаровой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РД (далее по тексту МРИ ФНС РФ № по РД) к Лахманову М.О. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени и задолженности по имущественному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС РФ № по РД в лице начальника инспекции А.А.А. обратилась в Избербашский городской суд РД с административным исковым заявлением к Лахманову М.О. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени и задолженности по имущественному налогу, в обоснование которого указала, что Лахманов М.О. состоит на налоговом учете в МРИ ФНС РФ № по РД.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) гражданин является плательщиком транспортного налога, если в соответствии с законодательством РФ за ним зарегистрированы транспортные средства. Ст. 2 Закона РД за № 39 от 02.12.2002г. "О транспортном налоге" устанавливаются налоговые ставки в зависимости от мощности и категории транспортного средства. Срок уплаты налога в соответствии со ст. 4 Закона РД за № 39 от 02.12.2002г. "О транспортном налоге" установлен не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Лахманов М.О. является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставленных в налоговые органы государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с п. 4 ст. 85, п.1, п.4 ст. 362 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, автобусы и т.д. зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а местом нахождения имущества признается, в соответствии с п.п.2 п.5 ст. 83 НК РФ место государственной регистрации транспортного средства, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ, осуществляется по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии с требованиями к межведомственному взаимодействию при предоставлении государственных услуг, установленными статьей 7.1 Федерального закона №210-ФЗ, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
В рамках реализации такого взаимодействия с МВД России и Росреестром разработана и ДД.ММ.ГГГГ одобрена Протоколом заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов местного самоуправления Технологическая карта межведомственного взаимодействия с МВД России и Росреестром (далее - ТКМВ). В соответствии с ТКМВ в подсистеме удаленного доступа АИС ФЦОД реализована возможность создания запросов и просмотра ответов МВД России и Росреестра о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, а также об объектах недвижимости (в том числе земельных участках) и их правообладателях.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Ставки и сроки уплаты налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Для собственников недвижимого имущества, расположенного в городском округе "город Избербаш" Постановлением городского Собрания депутатов городского округа "город Избербаш" за № от 10.10.2005г. "Об установлении налога на имущество физических лиц" (редакция от 29.10.2010г. № 16-4), устанавливаются ставки и сроки уплаты налога на объекты налогообложения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества физических лиц. Срок уплаты земельного налога для физических лиц установлен законодательством - с 1 ноября до 31 декабря, но не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 388 НК РФ, административный ответчик является плательщиком земельного налога физических лиц. Ставки и сроки уплаты налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Для собственников земельных участков, расположенных в городском округе "г. Избербаш" Постановлением городского Собрания депутатов городского округа "город Избербаш" за № 16-3 от 05.08.2005г. "Об установлении утверждении положения "О земельном налоге"" (редакция от 02.06.2011г. №20-5.), устанавливаются ставки и сроки уплаты налога на объекты налогообложения в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка физических лиц. Срок уплаты земельного налога для физических лиц установлен законодательством - с 1 ноября до 31 декабря но не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно данным представленным регистрирующими органами в налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ и соглашениями МВД России НС России о предоставлении сведений в электронном виде (Приказ МВД России и ФНС России от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/561 «Об утверждении положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы»), соглашением «Росреестра» и Федеральной налоговой службы о предоставлении сведений в электронном виде (Соглашение от 03.09.2010 г. № ММВ-27-11/9/37 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы «О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы»), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ текущего года Лахманов М.О. является собственником: транспортных средств <данные изъяты> жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Налоговым органом Лахманову М.О. начислен налог на имущество, транспорт и земельный налог физических лиц и направленно единое налоговое уведомление в адрес налогоплательщика.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику вручены налоговые уведомления по вышеуказанному налогу. В срок установленный законодательством, налогоплательщик сумму налога не оплатил. В результате образовалась задолженность.
Пункт 2 ст. 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеуказанной обязанности является основанием для направление налоговым органом требования об уплате налога.
Налоговым органом, согласно ст. 69 НК РФ, в адрес Лахманова М.О. заказным письмом отправлено требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ. №. В соответствии с п.6 ст. 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, в порядке ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислена пеня за каждый календарный день обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Лахманову М.О. в порядке досудебного урегулирования в требовании об уплате налога было предложено добровольно оплатить задолженность по налога и пени. Однако по настоящее время Лахмановым М.О. в добровольном порядке налоги не оплачены.
Налоговая инспекция обращалась в мировой суд № 26 г. Избербаш с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании земельного налога через суд по ст.48 НК РФ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты> руб.
Мировой судья судебного участка №26 г. Избербаш ФИО вынес судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. № о взыскании с Лахманова М.О. имущественных налогов. В последующем судебный приказ определением мирового судьи судебного участка № 26 г. Избербаш от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с возражениями Лахманова М.О. был отменен, с указанием на то, что за административным ответчиком числится выше указанный автотранспорт.
Согласно запросу за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. в ГИБДД МВД по СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) за Лахмановым М.О. числится выше указанный автотранспорт.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № от ДД.ММ.ГГГГ. жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ. находится в собственности Лахманова М.О. и налог начисляется на 6 мес.ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также руководствуясь ст. 31, 75, 48 НК РФ, гл.12 КАС РФ, просит взыскать с Лахманова М.О. задолженность: по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. – в сумме <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – в сумме <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ г. – в сумме <данные изъяты> руб., итого, за три года в сумме <данные изъяты> руб.; пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.; по имущественному налогу за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> руб., итого взыскать с Лахманова М.О. задолженность по транспортному налогу, пени и имущественному налогу <данные изъяты> руб.
Стороны, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело согласно ч. 7 ст. 150, 289 КАС РФ, рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд, исследовав письменные доказательства дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска МРИ ФНС РФ № по РД к Лахманову М.О., по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность уплаты законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 35 Конституции Российской Федерации.
Аналогичное требование содержится в ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Транспортный налог в соответствии со ст. 356 НК РФ устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения являются, в том числе автомобили.
Налог на имущество физических лиц в соответствии со ст. 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования, в том числе, жилой дом.
Согласно ответу на запрос МРИ ФНС РФ № по РД за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, полученному в порядке СМЭВ в налоговые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в собственности Лахманова М.О. находились транспортные средства: 1) <данные изъяты>; 2) 2) <данные изъяты> рег. №№; 3) <данные изъяты>, рег. № №.
Из искового заявления и налогового уведомления № следует, что в налоговые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в собственности Лахманова М.О. также имелся автомобиль <данные изъяты>, <данные изъяты>., рег. № №, однако в подтверждение указанного обстоятельства административным истцом никаких доказательств не представлено. В ответе на запрос МРИ ФНС РФ № по РД за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, полученном в порядке СМЭВ, на который ссылается административный истец, таких сведений также не содержится.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ Лахманову М.О. в спорный период – 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ г. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что согласно ст.ст. 3, 45, 357, 358, 363, 400, 401, 409 НК РФ, административный ответчик Лахманов М.О. в указанный налоговый период обязан был исполнить обязанность по уплате транспортного и имущественного налога, однако на момент подачи настоящего административного искового заявления в суд, налоги за указанный период им не уплачены и за ним имеется задолженность: по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб., всего в сумме <данные изъяты> руб.; имущественному налогу в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ, налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
Порядок и срок уплаты транспортного налога для физических лиц установлены ст. 4 Закона Республики Дагестан за № 39 от 02.12.2002г. «О транспортном налоге» - не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", ставки и сроки уплаты налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Постановлением Городского Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» за № 17-4 от 10.10.2005г. «Об установлении налога на имущество физических лиц», срок уплаты налога на имущество физических лиц расположенное в пределах ГО «город Избербаш» установлен - с 1 ноября до 31 декабря, но не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 НК РФ).
Из налогового уведомления № усматривается, что Лахманов М.О. обязан был оплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> руб. до 17.11.2014 г.
Согласно налоговому уведомлению № Лахманов М.О. обязан был оплатить имущественный налог в сумме <данные изъяты> руб. до ДД.ММ.ГГГГ
Уведомлений за ДД.ММ.ГГГГ года административным истцом не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно акту о выявлении недоимки у налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ, в результате контрольных мероприятий у Лахманова М.О. выявлена недоимка: по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., который должен был быть оплачен до ДД.ММ.ГГГГ, и имущественному налогу в сумме <данные изъяты> руб., который должен был быть оплачен до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с тем, что налоги Лахмановым М.О. в указанный в уведомлении срок не были оплачены, МРИ ФНС № РФ по РД ДД.ММ.ГГГГ Лахманову М.О. заказным письмом было направлено требование № об уплате до ДД.ММ.ГГГГ транспортного и имущественного налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб.
В связи с тем, что Лахманов М.О. не исполнил требование и в досудебном порядке не уплатил задолженность по транспортному и имущественному налогу в срок, установленный в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, начальником МРИ ФНС России № по РД г. Избербаш ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Согласно ч. 3 ст. 52 НК РФ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Судом установлено, что срок исполнения обязанности Лахманова М.О. по уплате транспортного налога, согласно Закону РД № от ДД.ММ.ГГГГ истек: за ДД.ММ.ГГГГ год -ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ год – ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ год -ДД.ММ.ГГГГ; срок исполнения обязанности по уплате налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ г., согласно Постановлению Городского Собрания депутатов городского округа «город Избербаш» за № 17-4 от 10.10.2005г. «Об установлении налога на имущество физических лиц» истек ДД.ММ.ГГГГ
Сумма задолженности Лахманова М.О. по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года без пени составляет <данные изъяты> руб., то есть, превышает 3000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что требование об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года было предъявлено Лахманову М.О. ДД.ММ.ГГГГ с установлением срока уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, административный истец был вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г., в течение шести месяцев с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в связи с неисполнением Лахмановым М.О. к указанному в требовании сроку – ДД.ММ.ГГГГ, обязательства по уплате транспортного налога, МРИ ФНС РФ № по РД в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, по истечении установленного законом шестимесячного срока, обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, и ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей с/у № 26 г. Избербаш по заявлению начальника МРИ ФНС России № г. Избербаш вынесен судебный приказ о взыскании с Лахманова М.О. задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. и по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб.
Таким образом, судом установлено, что МРИ ФНС РФ № по РД обратилась за выдачей судебного приказа о взыскании с Лахманова М.О. транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ годы с нарушением установленного законом шестимесячного срока, и в ходе рассмотрения настоящего административного иска, заявление о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании административным истцом не представлено.
Согласно ст. 48 ч. 3 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно определению и.о. мирового судьи с/у № 26 г. Избербаш от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Лахманова М.О. судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен, после чего МРИ ФНС России № по РД г. Избербаш ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в рамках установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного приказа, обратилась в Избербашский городской суд РД с настоящим административным иском, но указанное обстоятельство не имеет значения для дела, так как МРИ ФНСН РФ № по РД уже на момент обращения в мировой суд с/у № 26 г. Избербаш в ДД.ММ.ГГГГ г. за выдачей судебного приказа был нарушен установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налога.
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Аналогичное положение, также закреплено ч. 2 ст. 286 КАС РФ, согласно которой, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в пунктах 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Поскольку настоящий административный иск не содержал просьбы о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за взысканием недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы, то взысканию такая недоимка в сумме <данные изъяты> руб. - не подлежит.
Пунктом 3 статьи 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Начисленная на недоимку по налогам за ДД.ММ.ГГГГ годы пеня в сумме <данные изъяты> руб. не имеет под собой экономического обоснования, поскольку названные налоги не могут быть взысканы с административного ответчика, следовательно, обязанность по их уплате считается погашенной.
Таким образом, поскольку недоимка по налогам за ДД.ММ.ГГГГ годы взыскана с Лахманова М.О. быть не может, то не подлежит взысканию и пеня на данную сумму недоимки в сумме <данные изъяты> руб.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с правильностью решения суда в части отказа во взыскании пени на налог, возможность взыскания которого утрачена.
Что касается административных исковых требований МРИ ФНС РФ № по РД о взыскании с Лахманова М.О. задолженности по налогу на имущество за шесть месяцев ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к следующему.
Сумма задолженности Лахманова М.О. по уплате налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ г. (ДД.ММ.ГГГГ месяцев), согласно налоговому уведомлению № составляет <данные изъяты> руб.
Между тем, административным истцом заявлены требования о взыскании с Лахманова М.О. задолженности по налогу на имущество не за весь ДД.ММ.ГГГГ г., а за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года, однако в расчетах указана сумма недоимки, как за ДД.ММ.ГГГГ месяцев - в сумме <данные изъяты> руб., то есть, сумма задолженности Лахманова М.О. по налогу на имущество за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ г., будет итого меньше, то есть, не превышает 3000 руб.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно абзацу второму пункта 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, административные исковые требования МРИ ФНС РФ № по РД о взыскании с Лахманова М.О. задолженности по налогу на имущество за 6 месяцев ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> руб. также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293-294 КАС РФ, городской суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по РД к Лахманову М.О. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени и задолженности по имущественному налогу, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда через Избербашский городской суд РД.
Судья
Мотивированное решение
составлено ДД.ММ.ГГГГ