ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2«А»-580/2016 от 28.12.2016 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Административное дело № 2 «а»-580/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2016 года г. Избербаш РД

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исаева И.М.,

при секретаре Булкадаровой А.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан (далее по тексту Управление Минюста РФ по РД) к Дагестанскому региональному общественному фонду социально-экономического развития «Благодеяние» (далее по тексту Фонд «Благодеяние») о прекращении деятельности в качестве юридического лица,

установил:

Управление Минюста РФ по РД в лице и.о. начальника Шахманаева У-Х.Ш. обратилось в суд с административным иском к Фонду «Благодеяние» о прекращении деятельности в качестве юридического лица, утверждая, что Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировало Фонд «Благодеяние».

В ходе анализа регистрационного дела Фонда выявлено, что в п. 2.2. гл. 2 устава Фонда предусмотрено осуществление других видов деятельности, что нарушает требования статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, в п. 8.2 гл. 6 устава Фонда включены не все вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа Фонда, что нарушает требования п. 1 ст. 123.19 ГК РФ. Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления фонда, может быть расширен, но не сокращен.

Помимо этого, п. 8.2 гл. 6 и п. 10.1. гл. 10 Устава Фонда регулируют вопросы реорганизации фонда, что нарушают требования п. 3 ст. 123.7 вышеуказанного кодекса, согласно которому реорганизация фонда не допускается.

Пункт 9.1 гл. 9 устава Фонда, согласно которому изменения и дополнения в Устав Фонда вносятся Советом Фонда противоречит п. 8.2. гл. 6 Устава Фонда, в соответствии с которым этот вопрос отнесен к исключительной компетенции Общего Собрания, и ст. 123.19 вышеуказанного кодекса, согласно которой изменение устава фонда относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления Фонда.

В этой связи, в адрес Фонда ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены два письменных предупреждения за нарушение требований федерального законодательства с указанием срока устранения нарушений.

Однако по истечению указанного срока руководящим органом Фонда нарушения не были устранены.

По мнению административного истца изложенное свидетельствует, что в деятельности Фонда имеются неоднократные нарушения действующего законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление руководящим органом Фонда в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации Фонда, в суд с заявлением о признании данного Фонда прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

С учетом изложенного и в соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» административный истец просит признать Дагестанский региональный общественный фонд социально - экономического развития «Благодеяние» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Минюста РФ по РД в лице и.о. начальника Управления Шахманаева У-Х.Ш., будучи своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, при подаче административного искового заявления просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного ответчика Дагестанского регионального общественного фонда социально - экономического развития «Благодеяние», будучи своевременно и надлежащим образом извещеным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, какие-либо возражения относительно административного иска и (или) рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суд не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении дела на другой срок, не просил.

Ввиду изложенного дело согласно ч. 7 ст. 150, 263 ч. 4 КАС РФ, рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 6 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить административный иск, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 262 ч.1 КАС РФ, административное исковое заявление о прекращении деятельности некоммерческих организаций может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации.

В соответствии с подпунктом 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313, Минюст России осуществляет следующие полномочия: принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Согласно п. 5 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313, Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

На основании Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ, утвержденному Приказом МЮ РФ от 03.03.2014 года № 26, Управление Министерства юстиции РФ по РД является территориальным органом Министерства юстиции России.

Ввиду изложенного Управление Министерства юстиции РФ по РД обоснованно обратилось в суд с административным иском к Дагестанскому региональному общественному фонду социально-экономического развития «Благодеяние» о прекращении деятельности в качестве юридического лица.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

На основании ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм, в том числе и, - общественный фонд.

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Как усматривается из приложенного, к административному исковому заявлению выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 08.11.2016г.) Управление Минюста РФ по РД 27.09.2013г. зарегистрировало Дагестанский региональный общественный фонд социально-экономического развития «Благодеяние».

В ходе анализа регистрационного дела Фонда «Благодеяние» установлено, что отдельные положения устава Фонда противоречат действующему законодательству Российской Федерации, а также отдельные положения (пункты) устава противоречат друг другу.

Как указано в административном исковом заявлении Управления Минюста России по РД в п. 2.2. гл. 2 устава Фонда предусмотрено осуществление других видов деятельности, что нарушает требования статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, в п. 8.2 гл. 6 устава Фонда включены не все вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа Фонда, что нарушает требования п. 1 ст. 123.19 ГК РФ. Перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления фонда, может быть расширен, но не сокращен.

Согласно ст. 123.19 ГК РФ:

1. если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Не все положения данной нормы закона включены в п. 8.2 гл. 6 Устава Фонда, т.е. не все вопросы, отнесенные к компетенции высшего органа Фонда, а именно образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда.

Помимо этого, п. 8.2 гл. 6 и п. 10.1. гл. 10 Устава Фонда регулируют вопросы реорганизации фонда, что нарушают требования п. 3 ст. 123.7 ГК РФ, согласно которому реорганизация фонда не допускается.

Согласно ч. 3 ст. 127.17 ГК РФ «Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи».

Согласно ч. 4 ст. 127.17 ГК РФ «Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах».

Следовательно, законом предусмотрена возможность реорганизации только для негосударственных пенсионных фондов.

Фонд, независимо от формы реорганизации, не может быть реорганизован. Напротив, фонд может быть создан в результате преобразования практически любой некоммерческой организации: частного учреждения, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации или союза.

Таким образом, законодатель запретил любую форму трансформации данного юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), за исключением негосударственных пенсионных фондов.

Пункт 9.1 гл. 9 устава Фонда, согласно которому изменения и дополнения в Устав Фонда вносятся Советом Фонда противоречит п. 8.2. гл. 6 Устава Фонда «Благодеяние», в соответствии с которым этот вопрос отнесен к исключительной компетенции Общего Собрания, и ст. 123.19 ГК РФ, согласно которой изменение устава фонда относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления Фонда.

Управлением Минюста РФ по РД в лице начальника Управления ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Фонда «Благодеяние» были вынесены письменные предупреждения и , обязывающее Фонд устранить выявленные в ходе анализа регистрационного дела Фонда, нарушения действующего законодательства и положений своего устава в срок до ДД.ММ.ГГГГг. и до ДД.ММ.ГГГГг. соответственно. Указанные предупреждения доставлены адресату и вручены в установленном законом порядке. Предупреждения не обжалованы в суд.

Однако указанные нарушения Фондом до настоящего времени не устранены.

Исходя из положений части первой статьи 26 и статьи 44 названного федерального закона общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выявленные грубые и неоднократные нарушения Фондом приведенных выше норм федеральных законов в силу абз. 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ являются основанием для его ликвидации по решению суда.

При изложенных выше обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Фонда предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 175 - 180, 293 КАС РФ,

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан к Дагестанскому региональному общественному фонду социально-экономического развития «Благодеяние» о прекращении деятельности в качестве юридического лица, удовлетворить.

Признать Дагестанский региональный общественный фонд социально-экономического развития «Благодеяние» (<данные изъяты>) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица

Исключить Дагестанский региональный общественный фонд социально-экономического развития «Благодеяние» (<данные изъяты>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами в Верховный суд РД через Избербашский городской суд РД в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копий решения.

Судья И.М. Исаев.