Дело № 2а-VY-05/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Батагай «28» января 2022 года
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Гриценко Ю.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Верхоянского межрайонного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л:
Верхоянский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации МО «Верхоянский район» РС (Я) о признании бездействия по неисполнению требований федерального законодательства о контрактной системе незаконным.
В обоснование требований указав, что Верхоянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе, в части соблюдения государственными и муниципальными заказчиками требований о размещении сведений об исполнении государственных и муниципальных контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок. В ходе проверки установлено, что администрация МО «Верхоянский район» РС (Я) в нарушение требований части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) не размещен отчет об исполнении 41 муниципального контракта, в том числе, не направлена информация об исполнении (о расторжении) контрактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в личном кабинете заказчика не изменены статусы фактически исполненных контрактов со статуса «исполнение» на «исполнение завершено». В связи с чем, 17.08.2021 прокуратурой в адрес администрации МО «Верхоянский район» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По состоянию на 29.12.2021 нарушения не устранены. Вышеуказанные нарушения законодательства посягают на установленный порядок осуществления закупок, нарушают основополагающие принципы Федерального закона № 44-ФЗ, основывающиеся на профессионализме заказчиков, единстве контрактной системы. Просит признать бездействие администрации МО «Верхоянский район» по неисполнению требований Федерального закона № 44-ФЗ незаконным и обязать в течение месяца со дня вступления в силу решения суда выполнить все необходимые действия по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющей правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информации об исполнении контрактов (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе, информации о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней), в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчика для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) со следующими реестровыми номерами: 3140900480020000025, 3140900480020000024, 3140900480020000023, 3140900480020000020, 3140900480020000019, 3140900480020000015, 3140900480020000018, 3140900480020000017, 3140900480020000013, 3140900480020000012, 3140900480020000011, 3140900480020000010, 3140900480020000009, 3140900480020000003, 3140900480020000001, 3140900480019000025, 3140900480019000024, 3140900480019000022, 3140900480019000021, 3140900480019000020, 3140900480019000019, 3140900480019000018, 3140900480019000017, 3140900480019000016, 3140900480019000015, 3140900480019000014, 3140900480019000013, 3140900480019000007, 3140900480019000006, 3140900480019000005, 3140900480019000004, 3140900480019000003, 3140900480019000002, 3140900480019000001, 3140900480018000068, 3140900480018000060, 3140900480018000059, 3140900480018000058, 3140900480018000057, 3140900480018000056, 3140900480018000049.
Заместитель Верхоянского межрайонного прокурора РС (Я) Федотов С.Н. просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик возражений против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представил.
Административное дело на основании главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и определения суда от 18.01.2022 рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав и оценив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1).
Статьей 6 Закона о контрактной систем установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1-7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 за № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 Правил в реестр включается информация и документы, установленные ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня:
- заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж(1)», «и», «и(2)», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил;
- изменения контракта, исполнения (расторжения) контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 настоящих Правил;
- предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта - информацию, указанную в подпункте «и(1)» пункта 2 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, Верхоянской межрайонной прокуратурой РС (Я) проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе, в части соблюдения государственными и муниципальными заказчиками требований о размещении сведений об исполнении государственных и муниципальных контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок.
В ходе проверки установлено, что администрация МО «Верхоянский район» РС (Я) в нарушение требований ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе не размещены отчеты об исполнении 41 муниципального контракта, в том числе не направлена информация об исполнении (о расторжении) контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в личном кабинете заказчика не изменены статусы фактически исполненных контрактов со статуса «исполнение» на «исполнение завершено» по следующим контрактам с реестровыми номерами:
№ 3140900480020000025 (Выполнение работ по летнему ремонту объездного участка км 0+00-км 65+000 на автозимнике «Таргана-Юнкюр» р. Сартан в Верхоянск, сумма контракта 1200000,00 руб. Срок исполнения: 10.12.2020);
№ 3140900480020000024 (Выполнение работ по летнему ремонту подъезда к с. Барылас, сумма контракта 291182,01 руб. Срок исполнения: 31.10.2020);
№ 3140900480020000023 (Выполнение работ по летнему ремонту подъезда к с. Алысардах, сумма контракта 398000,00 руб. Срок исполнения: 31.10.2020);
№ 3140900480020000020 (Капитальный ремонт по приведению температурного режима (утепление пола) в здании МБДОУ «Батагайский детский сад «Солнышко», сумма контракта 1305000,00 руб. Срок исполнения: 26.08.2020);
№ 3140900480020000019 (Устройство свайного поля для 6-ти квартирного жилого дома по ул. Кирова 13 в Батагай Верхоянского улуса РС (Я), сумма контракта 1650000,00 руб. Срок исполнения: 15.11.2020);
№ 3140900480020000015 (Капитальный ремонт по приведению температурного режима (утепление пола и стен) в здании МБОУ ДОД «Верхоянская детская школа искусств, сумма контракта 694800,00 руб. Срок исполнения: 26.08.2020);
№ 3140900480020000018 (Капитальный ремонт здания МБДОУ «Борулахский детский сад», сумма контракта 2137850,00 руб. Срок исполнения: 26.08.2020);
№ 3140900480020000017 (Капитальный ремонт по устройству чернового пола и перенос котельной на противопожарное расстояние МБОУ «Мачахская начальная школа – детский сад», сумма контракта 1700000,00 руб. Срок исполнения: 26.08.2020);
№ 3140900480020000013 (Выполнение работ по летнему ремонту подъезда к с. Осохтох, сумма контракта 374200,00 руб. Срок исполнения: 31.12.2020);
№ 3140900480020000012 (Выполнение работ по летнему содержанию и ямочному ремонту автомобильной дороги Батагай-Бетенкес, сумма контракта 1200000,00 руб. Срок исполнения: 31.12.2020);
№ 3140900480020000011 (Отопление, горячее водоснабжение, сумма контракта 9413660,95 руб. Срок исполнения: 31.12.2020);
№ 3140900480020000010 (Поставка автомобильного бензина через АЗС с использованием пластиковых карт, сумма контракта 700000,00 руб. Срок исполнения: 31.12.2020);
№ 3140900480020000009 (Выполнение работ на зимнее содержание дорог «с. Юнкюр – с. Барылас», сумма контракта 398000,00 руб. Срок исполнения: 30.04.2020);
№ 3140900480020000003 (Выполнение работ по зимнему содержанию дорог «с. Бетенкес – Улахан-Кюель», сумма контракта 396500,00 руб. Срок исполнения: 30.04.2020);
№ 3140900480020000001 (Ремонт автомобильной дороги, сумма контракта 13253120,00 руб. Срок исполнения: 31.10.2020);
№ 3140900480019000025 (Услуги инженерно-технического характера, сумма контракта 2000000,00 руб. Срок исполнения: 25.05.2020);
№ 3140900480019000024 (Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, сумма контракта 1845467,14 руб. Срок исполнения: 24.12.2020);
№ 3140900480019000022 (Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристр…, сумма контракта 11799000,00 руб. Срок исполнения: 15.12.2019);
№ 3140900480019000021 (Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристр…, сумма контракта 194795,20 руб. Срок исполнения: 30.08.2019);
№ 3140900480019000020 (Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристр…, сумма контракта 309682,73 руб. Срок исполнения: 30.09.2019);
№ 3140900480019000019 (Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристр…, сумма контракта 719999,48 руб. Срок исполнения: 30.09.2019);
№ 3140900480019000018 (Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристр…, сумма контракта 622321,07 руб. Срок исполнения: 30.09.2019);
№ 3140900480019000017 (Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристр…, сумма контракта 1348422,35 руб. Срок исполнения: 26.09.2019);
№ 3140900480019000016 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 250000,00 руб. Срок исполнения: 31.05.2019);
№ 3140900480019000015 (Оформление технического паспорта автомобильной дороги «Батагай-Бетенкес», сумма контракта 1011972,00 руб. Срок исполнения: 31.05.2019);
№ 3140900480019000014 (Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, сумма контракта 21081,60 руб. Срок исполнения: 31.12.2019);
№ 3140900480019000013 (Картридж для Samsung М2070 Series, сумма контракта 58000,00 руб. Срок исполнения: 31.05.2019);
№ 3140900480019000007 (Услуги прочие по размещению и предоставлению инфраструктуры информационных технологий, сумма контракта 91663,22 руб. Срок исполнения: 31.05.2019);
№ 3140900480019000006 (Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки, сумма контракта 200000,00 руб. Срок исполнения: 31.12.2019);
№ 3140900480019000005 (Услуги по транспортированию сточных вод, сумма контракта 36100,00 руб. Срок исполнения: 31.12.2019);
№ 3140900480019000004 (Услуги по транспортированию и распределению воды по водопроводам, сумма контракта 4649,73 руб. Срок исполнения: 31.12.2019);
№ 3140900480019000003 (Энергия тепловая, отпущенная котельными, сумма контракта 9889902,45 руб. Срок исполнения 31.12.2019);
№ 3140900480019000002 (Электроэнергия, произведенная дизельными электростанциями (ДЭС) общего назначения, сумма контракта 323000,08 руб. Срок исполнения 31.12.2019);
№ 3140900480019000001 (Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки, сумма контракта 439000,00 руб. Срок исполнения 01.07.2019);
№ 3140900480018000068 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 80835,48 руб. Срок исполнения 05.04.2019);
№ 3140900480018000060 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 433591,71 руб. Срок исполнения 05.04.2019);
№ 3140900480018000059 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 753080,37 руб. Срок исполнения 05.04.2019);
№ 3140900480018000058 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 1335895,27 руб. Срок исполнения 05.04.2019);
№ 3140900480018000057 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 220000,00 руб. Срок исполнения 01.05.2019);
№ 3140900480018000056 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 200000,00 руб. Срок исполнения 01.05.2019);
№ 3140900480018000049 (Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных и …, сумма контракта 219530,31 руб. Срок исполнения 01.05.2019).
17.08.2021 Верхоянской межрайонной прокуратурой РС (Я) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
По состоянию на 29.12.2021 нарушения административным ответчиком были не устранены, что явилось причиной обращения прокурора с административным иском в суд.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением от 17.08.2021, скриншотами с официального сайта административного ответчика, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.12.2021.
До вынесения решения по существу административного иска доказательств добровольного исполнения требований прокурора административным ответчиком в суд не представлено.
Таким образом, из представленных доказательств достоверно установлено, что административным ответчиком не исполнены обязанности, предусмотренные ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе, поскольку не размещены отчеты об исполнении 41 муниципального контракта.
Отсутствие указанной информации на официальной сайте в сети Интернет не соответствует принципам доступности и открытости информации при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
Размещение отчетов об исполнении контрактов направлено на обеспечение государственных и муниципальных нужд, поэтому отсутствие установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ надлежащего информационного обеспечения затрудняет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе и делает невозможным в полной мере осуществление общественного контроля за деятельностью заказчика.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушены требования федерального законодательства о контрактной системе. Доказательств того, что им исполнены требования, предусмотренные ч. 3 ст. 103 Законом о контрактной системе, не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и удовлетворении административных исковых требований. При этом суд считает необходимым установить срок устранения допущенных нарушений административным ответчиком в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с подпунктами 9, 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 293, 294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Верхоянского межрайонного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) по неисполнению требований части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Обязать администрацию муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда выполнить все необходимые действия по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информации об исполнении контрактов: №№ 3140900480020000025, 3140900480020000024, 3140900480020000023, 3140900480020000020, 3140900480020000019, 3140900480020000015, 3140900480020000018, 3140900480020000017, 3140900480020000013, 3140900480020000012, 3140900480020000011, 3140900480020000010, 3140900480020000009, 3140900480020000003, 3140900480020000001, 3140900480019000025, 3140900480019000024, 3140900480019000022, 3140900480019000021, 3140900480019000020, 3140900480019000019, 3140900480019000018, 3140900480019000017, 3140900480019000016, 3140900480019000015, 3140900480019000014, 3140900480019000013, 3140900480019000007, 3140900480019000006, 3140900480019000005, 3140900480019000004, 3140900480019000003, 3140900480019000002, 3140900480019000001, 3140900480018000068, 3140900480018000060, 3140900480018000059, 3140900480018000058, 3140900480018000057, 3140900480018000056, 3140900480018000049.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: п/п Ю.А. Гриценко