ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А--30/2022 от 01.03.2022 Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-VY-30/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Батагай «01» марта 2022 года

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Гриценко Ю.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Верхоянского межрайонного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Арылахский детский сад» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

Верхоянский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к МБДОУ «Арылахский детский сад» МО «Верхоянский район» РС (Я) о признании бездействия по неисполнению требований федерального законодательства о контрактной системе незаконным.

В обоснование требований указав, что Верхоянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе, в части соблюдения государственными и муниципальными заказчиками требований о размещении сведений об исполнении государственных и муниципальных контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок. В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Арылахский детский сад» МО «Верхоянский район» РС (Я) в нарушение требований части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) не размещен отчет об исполнении 3 муниципальных контрактов, в том числе, не направлена информация об исполнении (о расторжении) контрактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в личном кабинете заказчика не изменены статусы фактически исполненных контрактов со статуса «исполнение» на «исполнение завершено». В связи с чем, 17.08.2021 прокуратурой в адрес директора МБДОУ «Арылахский детский сад» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По состоянию на 31.12.2021 нарушения не устранены. Вышеуказанные нарушения законодательства посягают на установленный порядок осуществления закупок, нарушают основополагающие принципы Федерального закона № 44-ФЗ, основывающиеся на профессионализме заказчиков, единстве контрактной системы. Просит признать бездействие руководства МБДОУ «Арылахский детский сад» по неисполнению требований Федерального закона № 44-ФЗ незаконным и обязать в течение месяца со дня вступления в силу решения суда выполнить все необходимые действия по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющей правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информации об исполнении контрактов (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе, информации о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней), в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчика для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) со следующими реестровыми номерами: 3140900383819000001, 3140900383818000002, 3140900383818000001.

Заместитель Верхоянского межрайонного прокурора РС (Я) ФИО1 просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик с рассмотрением административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства согласен.

Административное дело на основании главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и определения суда от 25.01.2022 рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав и оценив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1).

Статьей 6 Закона о контрактной систем установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1-7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Согласно ч. 6 ст. 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 за № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила).

В соответствии с п. 2 Правил в реестр включается информация и документы, установленные ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня:

- заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж(1)», «и», «и(2)», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил;

- изменения контракта, исполнения (расторжения) контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л» и «н» пункта 2 настоящих Правил;

- предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта - информацию, указанную в подпункте «и(1)» пункта 2 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, Верхоянской межрайонной прокуратурой РС (Я) проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе, в части соблюдения государственными и муниципальными заказчиками требований о размещении сведений об исполнении государственных и муниципальных контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок.

В ходе проверки установлено, что МБДОУ «Арылахский детский сад» МО «Верхоянский район» РС (Я) в нарушение требований ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе не размещены отчеты об исполнении 3 муниципальных контрактов, в том числе не направлена информация об исполнении (о расторжении) контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в личном кабинете заказчика не изменены статусы фактически исполненных контрактов со статуса «исполнение» на «исполнение завершено» по следующим контрактам с реестровыми номерами:

№ 3140900383819000001 (Энергия тепловая, отпущенная котельными, сумма контракта 8318328,70 руб. Срок исполнения: 15.11.2019);

№ 3140900383818000002 (Электроэнергия, произведенная дизельными электростанциями (ДЭС) общего значения, сумма контракта 35000,00 руб. Срок исполнения: 31.12.2018).

№ 3140900383818000001 (Энергия тепловая, отпущенная котельными, сумма контракта 9338087,58 руб. Срок исполнения: 31.12.2018).

17.08.2021 Верхоянской межрайонной прокуратурой РС (Я) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

По состоянию на 29.12.2021 нарушения административным ответчиком были не устранены, что явилось причиной обращения прокурора с административным иском в суд.

Данные обстоятельства подтверждаются представлением от 17.08.2021, скриншотами с официального сайта административного ответчика, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.12.2021.

До вынесения решения по существу административного иска доказательств добровольного исполнения требований прокурора административным ответчиком в суд не представлено.

Таким образом, из представленных доказательств достоверно установлено, что административным ответчиком не исполнены обязанности, предусмотренные ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе, поскольку не размещены отчеты об исполнении 3 муниципальных контрактов.

Отсутствие указанной информации на официальной сайте в сети Интернет не соответствует принципам доступности и открытости информации при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

Размещение отчетов об исполнении контрактов направлено на обеспечение государственных и муниципальных нужд, поэтому отсутствие установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ надлежащего информационного обеспечения затрудняет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе и делает невозможным в полной мере осуществление общественного контроля за деятельностью заказчика.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушены требования федерального законодательства о контрактной системе. Доказательств того, что им исполнены требования, предусмотренные ч. 3 ст. 103 Законом о контрактной системе, не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и удовлетворении административных исковых требований. При этом суд считает необходимым установить срок устранения допущенных нарушений административным ответчиком в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с подпунктами 9, 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 293, 294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Верхоянского межрайонного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Арылахский детский сад» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Арылахский детский сад» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) по неисполнению требований части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Арылахский детский сад» муниципального образования «Верхоянский район» Республики Саха (Якутия) в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда выполнить все необходимые действия по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации информации об исполнении контрактов: №№ 3140900383819000001, 3140900383818000002, 3140900383818000001.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: п/п Ю.А. Гриценко