Дело №2а-VI-55/2021
УИД [//-//-]
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Пос. Витим 17 июня 2021 г.
Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Поповой Л.И., при секретаре Тимофеевой Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Саха (Якутия) к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Саха (Якутия) (далее – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявление к ФИО1 (далее – административный ответчик, налогоплательщик, ФИО1), которым просит взыскать с последней задолженность по обязательным платежам в сумме 172,02 рублей, из них 170 рублей – недоимка по земельному налогу и 2,02 рубля пени.
В обоснование административного иска указано, что за налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу; налог исчислен за 2016 год по земельному участку: <адрес> кадастровый номер [//-//-], площадь [//-//-], дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве ?, в сумме 170 рублей. В порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) начислены пени в сумме 2,02 рубля (расчет пени приложен к требованиям с указанием недоимки, на которую начислены пени, и с указанием периода, за который рассчитана взыскиваемая сумма пени).
Административный ответчик пояснила, что с требованием не согласна, считает, что на основании уведомления налогового органа и в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления освобождена от уплаты земельного налога, также указала на пропуск срока обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, налоговый орган требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик ФИО1 не согласна с иском, в удовлетворении требования просит отказать.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Дело подлежит рассмотрению в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя налогового органа.
Налоговым органом направлено заявление об отказе от иска в связи с переплатой и прекращении производства по делу.
Согласно части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 КАС РФ).
Административный ответчик с прекращением производства по делу и заявленным требованием не согласна, настаивает на отсутствии обязанности по уплате налогов.
При данных обстоятельствах суд не может принять отказ от иска, поскольку это нарушает права и законные интересы ответчика на рассмотрение требования по существу, на чем настаивает последняя.
Судом установлено.
Согласно учетных данных налогового органа ФИО1, ИНН [//-//-], является плательщиком земельного налога по объекту налогообложения – земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер [//-//-], площадь [//-//-], дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве ?, общая совместная собственность.
В соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ г. № [//-//-] налогоплательщику начислен земельный налог за 12 месяцев 2016 г. по указанному земельному участку в сумме 170 руб. (налоговая база [//-//-]*ставку [//-//-]% /2). Уведомление направлено по почте заказным письмом 10 июля 2017 г.
Требованием об уплате налога № [//-//-] по состоянию на 13 февраля 2018 г. налогоплательщику предложено уплатить, в том числе 170 руб. земельного налога за 2016 г. со сроком добровольного исполнения до 29 марта 2018 г. Требование направлено по почте заказным письмом 16 февраля 2018 г. и считаются полученным на шестой день.
Поскольку требование об уплате налога добровольно не исполнено, налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи от 29 октября 2020 г. судебный приказ от 02 октября 2020 г. о взыскании с ответчика налогов и пени отменен, что явилось основанием для обращения 27 апреля 2021 г. в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей
Поскольку налоговым законодательством установлен судебный порядок взыскания обязательных платежей с физических лиц, следовательно, налоговый орган правомерно обратился в суд с настоящим иском.
Истцом заявлено о пропуске срока обращения в суд с заявлением о взыскании налогов.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (далее в ред. до 01.01.2018).
Пунктом 2 указанное статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования сумма налога не превысила 3000 рублей, право обращения в суд с заявлением о взыскании возникает у налогового органа в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требованием № [//-//-] по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику предложено уплатить задолженность по обязательным платежам в сумме 852,91 руб. со сроком добровольного исполнения до 29 марта 2018 г.
Сумма задолженности не превысила 3000 рублей. С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган мог обратиться до 29 сентября 2021 г., фактически заявление о выдаче судебного приказа подано в суд 19 мая 2020 г., то есть в установленный законом срок.
При этом в силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Определением мирового судьи от 29 октября 2020 г. по делу № [//-//-] судебный приказ от 02 октября 2020 г. отменен, с заявлением в суд налоговый орган мог обратиться до 29 апреля 2021 г., фактически заявление подано в суд 27 апреля 2021 г., что подтверждается штампом организации почтовой связи на конверте.
При таких обстоятельствах налоговый орган обратился в суд в пределах установленного шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, доводы ответчика о пропуске срока судом отклоняются.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом предъявлено требование о взыскании с административного ответчика земельного налога за 2016 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются, в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 4 статьи 12 НК РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Аналогичные нормы содержатся в статье 387 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Решением поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Витим» от 25.12.2012 г. № [//-//-] освобождены от уплаты земельного налога неработающие пенсионеры.
Согласно пенсионному удостоверению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по старости с 01 декабря 2009 г. Согласно копии трудовой книжки [ОРГАНИЗАЦИЯ] уволена с 20 октября 2006 г. по собственному желанию.
Согласно отказу налогового органа ФИО1 является неработающим пенсионером с 19 октября 2006 г.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик полностью освобождена от уплаты земельного налога как неработающий пенсионер, в связи с чем основания для взыскания земельного налога у суда отсутствуют.
Ответчиком произведена уплата налога 08 мая 2021 г. в сумме 170 руб., а также пени в размере 3,25 руб. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 79 НК РФ.
Налоговый орган от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Саха (Якутия) отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через постоянное судебное присутствие Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Л.И. Попова
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2021 г.