ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А- от 04.10.2016 Славского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2016 года г.Славск

Судья Славского районного суда Калининградской области Улька М.В.,

при секретаре Феоктистовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Замуруевой ФИО1 к Администрации МО «Славский городской округ» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, заинтересованные лица: ФИО2, ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Замуруева Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование указала, что вместе с мужем ФИО4. являются сособственниками на праве совместной собственности жилого помещения –квартиры № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в доме принадлежат на праве собственности МО «Славский городской округ», квартира № принадлежит на праве собственности дочери ФИО5.

В конце августа ДД.ММ.ГГГГ года ей с мужем стало известно, что постановлением главы администрации МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ. № , дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

Указанная информация стало неожиданностью, т.к. в доме проживали более 15 лет и о том, что он является аварийным администрация муниципального образования никогда не уведомляла.

С учетом указанных выше обстоятельств ДД.ММ.ГГГГ года они с мужем обратились в администрацию МО «Славский муниципальный район» (далее по тексту –Администрация) с заявлением (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), в котором выразили свое несогласие с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, а также желание продолжить в нем проживать.

В ответе (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.) на заявление Администрация сообщила, что в ДД.ММ.ГГГГ году планируется строительство многоквартирного жилого дома, с его вводом в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, куда их как собственников жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащем сносу будут переселять. Также в указанном ответе Администрации указывалось, что отказ от переселения в новый дом будет решаться с их участием в конфликтной комиссии, созданной Администрацией.

Однако никаких действий по соблюдению процедуры предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу Администрация не совершала.

В связи с чем истец с мужем обратились с заявлением (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.) в Администрацию о выдаче копий документов по вопросу признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Ответом (исх.№) от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация отказалась предоставить запрашиваемые документы, так как они были направлены в правительство Калининградской области для согласования параметров многоквартирных жилых домов необходимых для реализации программных мероприятий целевой программы Калининградской области «Переселение граждан из аварийного жилья».

Данный отказ Администрации был оспорен в административном порядке прокурору Славского района Калининградской области и в Государственную жилищную инспекцию. По итогам проверки проведенной прокуратурой Славского района Калининградской области в адрес, администрации муниципального образования «Славский муниципальный район» было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ. № с требованием устранить выявленные нарушения, а именно провести обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, получить заключение специализированной организации о техническом состоянии многоквартирного жилого дома, провести заседание межведомственной комиссии.

Однако никаких действий, по исполнению представления прокуратуры, и соблюдению процедуры предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, Администрация по прежнему не совершала.

В ДД.ММ.ГГГГ года Администрация обратилась в суд с иском об обязании истца заключить договор мены, принадлежащей ей на праве собственности квартиры № в доме № по <адрес>, на квартиру в доме № или № по <адрес>.

Из текста иска Администрации истцу стало известно, что на основании заявки Администрации в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, он был включен в целевую программу Калининградской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2008-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 05.12.08г. №795 (далее - по тексту Программа переселения граждан из аварийного жилья).

В соответствии с пунктом 58 Программы переселения граждан из аварийного жилья перечни многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках программы, формируются на основе соответствующих заявок органов местного самоуправления Калининградской области и оформляются приложениями к программе.

Пунктом 64 Программы переселения граждан из аварийного жилья предусмотрено, что в муниципальную заявку включаются аварийные многоквартирные дома, в которых все собственники помещений на общих собраниях собственников помещений приняли единогласное решение о готовности участвовать в региональной программе по переселению граждан, а также аварийные многоквартирные дома, для собственников помещений s которых истек установленный органами местного самоуправления разумный срок сноса таких домов силами собственников.

Собственниками дома, собрания на которых бы рассматривался вопрос об участии в региональной программе по переселению граждан из аварийного жилья не проводились, также как Администрацией в адрес собственников уведомления о сносе дома в разумный срок силами собственников в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу не направлялось, в связи с чем отсутствовали законные основания для включения дома в Программу переселения граждан из аварийного жилья.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 148 таблицы 3 «Перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке в срок до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в отношении которых в 2013-2015 годах планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета и местных бюджетов» - Приложение №6 к государственной программе Калининградской области "Доступное и комфортное жилье" утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 №1026, частью которой является Программа переселения граждан из аварийного жилья. - планируемая дата расселения дома - 31.12.15г., планируемая дата сноса дома — 31.12.2016г.

ДД.ММ.ГГГГ. Замуруевой Т.В. было подано заявление в Администрацию о начале процедуры выкупа принадлежащего ей жилого помещения с соблюдением требований, предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Письмом (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.) Администрация сообщила, что процедура, предусмотренная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть начата только после рассмотрения в суде иска Администрации к ней о понуждении к заключению договора мены жилого помещения.

Согласно пункту 60 Программы переселения граждан из аварийного жилья её реализация осуществляется по двум направлениям:

выкуп помещений у собственников;

предоставление собственникам и нанимателям взамен изымаемых других жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, путем строительства (в том числе завершения начатого строительства) и (или) приобретения (в том числе на вторичном рынке жилья) жилых помещений и (или) жилых домов.

Пунктом 61 Программы переселения граждан из аварийного жилья предусмотрено, что при реализации мероприятий программы жилые помещения предоставляются собственникам в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 32, а нанимателям - статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).

В настоящее время нанимателям квартир № и №, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, Администрацией предоставлены другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Однако собственникам квартир № и № в доме требования о сносе дома в установленном законом порядке не направлялись, решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии жилого помещения у заявителя органом местного самоуправления не приняты, процедура достижения соглашения о выкупе помещения взамен изымаемого не инициирована, следовательно, процедура, предусмотренная ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не начата, тем самым бездействием Администрации нарушается право истца - право собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу на изъятие помещения в доме путем выкупа.

Принимая во внимание вышеизложенное, административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Славский городской округ» в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении принадлежащего Замуруевой Татьяне Владимировне жилого помещения квартиры №, находящейся в многоквартирном доме по адресу: <адрес> признанного аварийным и подлежащим сносу и обязать администрацию муниципального образования «Славский городской округ» принять решение в отношении, принадлежащего Замуруевой Татьяне Владимировне жилого помещения квартиры №, находящейся в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий 1 (одного) месяца со дня вынесения решения по делу.

В судебное заседание административный истец Замуруева Т.В. не явилась, извещена надлежащим образом. Ее представитель Буйко И.Ч. доводы административного искового заявления поддержал по основаниям, в нем изложенным. Относительно доводов административного ответчика о пропуске срока обращения в суд возражал, считает, что данный срок должен исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. с даты, когда Замуруева Т.В. обратилась с заявлением к главе Администрации МО «Славский городской округ», в котором требовала принять меры по выкупу принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, с соблюдением процедуры, предусмотренной п.10 ст. 32 ЖК РФ.

Представитель административного ответчика –Администрации МО «Славский городской округ» Попова Э.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по причине пропуска срока на обращение в суд. Суду представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указывают, что из содержания административного искового заявления следует, что Замуруевой Т.В. в конце ДД.ММ.ГГГГ. стало известно, что постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ г. № многоквартирный дом № по <адрес> был признан аварийным. ДД.ММ.ГГГГ. они с мужем обратились в Администрацию с заявлением о несогласии с признанием дома аварийным. В ответ на указанное заявление Администрация сообщила, что с ДД.ММ.ГГГГ. их, как собственников жилого дома, признанного аварийным, будут переселять в строящийся многоквартирный жилой дом. Также в ответе администрации указывалось, что отказ от переселения в новый дом будет решаться с участием Замуруевых в конфликтной комиссии. Однако, как указано в административном исковом заявлении, никаких действий по соблюдению процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, администрация не совершала. Таким образом, Замуруевой Т.В. стало известно о нарушении ее права еще в ДД.ММ.ГГГГ году. О включении дома в целевую программу переселения Замуруевой Т.В. было известно с ДД.ММ.ГГГГ году, однако указанные действия администрации истцом до ДД.ММ.ГГГГ года не оспаривались. Полагает, что Замуруевой Т.В. был пропущен срок обращения в суд с целью обжалования бездействия администрации в части невыполнения предварительной процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ.

Заинтересованные лица Замуруева В.И., Замуруев И.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Замуруевой В.И. по доверенности Буйко И.Ч. поддержал заявленные требования.

Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее –КАС РФ) административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п.5 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Статьей 62 КАС установлено, что лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений.

В судебном заседании установлено, что в конце ДД.ММ.ГГГГ года административному истцу Замуруевой Т.В. стало известно, что постановлением главы МО «Славский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ. № , дом, в котором она имеет на праве совместной собственности с супругом Замуруевым И.В. квартиру, был признан аварийным и подлежащим сносу. О данном обстоятельстве административный истец указывает в административном исковом заявлении.

Таким образом, в конце ДД.ММ.ГГГГ. административному истцу стало известно, что более семи лет назад вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу и при этом административный истец знала, что на протяжении всего этого продолжительного периода времени ( с ДД.ММ.ГГГГ.) ей не направлялось требование о сносе дома в установленном законом порядке, не решался с ней вопрос о выкупе жилого помещения, т.е. не выполнялась предварительная процедура, предусмотренная ч.10 ст.32 ЖК РФ в отношении принадлежащего ей жилого помещения –<адрес>.

Учитывая временный промежуток с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу до момента, когда Замуруевой Т.В. стало известно о признании дома аварийным и подлежащим сносу, она, не получая никаких требований и предложений, не могла не понимать, что Администрация МО «Славский городской округ» бездействует, не выполняя предварительную процедуру, предусмотренную ч.10 ст.32 ЖК РФ, чем нарушает ее права.

Кроме того, как следует из содержания административного искового заявления и материалов дела, Замуруевой Т.В. в ДД.ММ.ГГГГ году стало известно о планирующемся ее переселении из жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в запланированный к строительству в ДД.ММ.ГГГГ году многоквартирный дом в <адрес> со вводом его в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. (письмо администрации исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., л.д.13)

В письме Администрации от ДД.ММ.ГГГГ., на которое также ссылается истец в административном исковом заявлении, Администрация сообщает, что запрашиваемые документы (относительно дома <адрес>) направлены в Правительство Калининградской области для согласования параметров многоквартирных домов, необходимых для реализации программных мероприятий Целевой программы Калининградской области «Переселение граждан из аварийного жилья» (л.д.15)

Возражая против переселения в новый дом еще в ДД.ММ.ГГГГ году, Замуруева Т.В., зная о том, что Администрация МО «Славский городской округ» предлагает переселение в новый дом, не выставив ей требование о сносе дома в установленном порядке, не получив ее согласие относительно предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого, не обсудив с ней вопрос о выкупе, т.е. зная о данном бездействии, не обжаловала бездействие Администрации в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством.

Решение Администрации о признании дома аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке также оспорено не было.

Суд приходит к выводу, что административному истцу еще в ДД.ММ.ГГГГ году стало известно, что никаких действий по соблюдению процедуры предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу Администрация не совершала.

Из содержания административного искового заявления также следует, что в связи с тем, что Администрация никаких действий по соблюдению процедуры предусмотренной ч.10 ст.32 ЖК РФ не совершала, Замуруева Т.В. с мужем обратилась в администрацию с заявлением о выдаче копий документов по вопросу признания дома аварийным и подлежащим сносу (16.04.2015г).

На основании изложенного, суд не может согласиться с позицией представителя административного истца о том, что срок на обращение в суд должен исчисляться с момента письменного ее обращения в Администрацию о начале процедуры выкупа принадлежащего ей жилого помещения с соблюдением требований, предусмотренных ч.10 ст.32 ЖК РФ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года.

Поскольку административное исковое заявление подано Замуруевой Т.В. в суд только ДД.ММ.ГГГГ., срок для обращения в суд истцом пропущен. О восстановлении пропущенного срока на обращение в суд истец не просил и о наличии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не заявлял.

Согласно п. 8 ст. 219 КАС пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного ( в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 270-273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Замуруевой Татьяне Владимировне –отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2016 года.

Судья М.В. Улька