ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А- от 25.02.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2016 года ст. Северская Краснодарского края

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Таран А.О.,

при секретаре Проскуряковой И.М.,

с участием:

помощника прокурора Северского района Краснодарского края Дармилова И.И.,

представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края Апостоловой Х.Ю.,

действующей на основании доверенности № 5 от 11.01.2016 года,

представителя МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» Орловой Е.В.,

действующей на основании доверенности б/н от 25.02.2016 года,

представителей МО НП «НЕФРО – ЛИГА»: Шарапова В.А., действующего на основании доверенности № 14 от 01.01.2016 года; Чернышук Н.В., действующего на основании доверенности от 01.03.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Северского района о признании незаконным бездействия министерства здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ», связанное с не организацией доставки нефрологических больных, проживающих на территории Северского района до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа и об обязании министерства здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку автотранспортом нефрологических больных от места жительства до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа в г. Краснодаре и обратно по графику гемодиализа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Северского района Бондар И.А. обратился в Северский районный суд в порядке статьи 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лицс административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия министерства здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ», связанного с не организацией доставки нефрологических больных, проживающих на территории Северского района до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа и об обязании министерства здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку автотранспортом нефрологических больных от места жительства до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа в г. Краснодаре и обратно по графику гемодиализа.

Административные исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Северского района на основании поступившего обращения МО НП «Нефро-лига» проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении при оказании услуг по лечению лиц, имеющих почечную недостаточность, а также организации их доставки для получения обязательных медицинских процедур. По результатам проверки прокуратурой района было установлено, что в Северском районе проживает 26 человек, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, которые вынуждены с этой целью трижды в неделю посещать обособленное подразделение ООО «Фрезениус Медикал Кеа Кубань», расположенное по адресу: гор. Краснодар, ул. Черкасская, 22. Прокурор Северского района Краснодарского края просит признать незаконным бездействия министерства здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ», связанное с не организацией доставки нефрологических больных, проживающих на территории Северского района до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа и обязать министерство здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку автотранспортом нефрологических больных от места жительства до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа в г. Краснодаре и обратно по графику гемодиализа.

В судебном заседании помощник прокурора Северского района Дармилов И.И. поддержал и просил удовлетворить заявленные прокурором Северского района требования.

Представитель министерства здравоохранения Краснодарского края Апостолова Х.Ю. в судебном заседании представила суду письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просила в удовлетворении требований прокурора отказать, так как считает, что в пределах рассматриваемого административного искового заявления, требования истца не актуальны, поскольку запрашиваемая категория граждан (больные, страдающие почечной недостаточностью и нуждающиеся в заместительной терапии методом гемодиализа) в Краснодарском крае не ущемлена в правах по транспортировке к получению медицинской помощи по проведению гемодиализа. Граждане, не имеющие социальную льготу на проезд, вправе обратиться в соответствующий уполномоченный орган с целью назначения пособия на оплату проезда в установленном порядке. По официальной информации, представленной МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» в рамках подведомственности от 15.02.2016 № 318 все жители Северского района, состоящие в нефрорегистре, воспользовались своим правом, обратились с заявлением в уполномоченный орган и имеют социальную выплату на проезд.

Кроме того, полномочия министерства здравоохранения Краснодарского края строго регламентированы в рамках статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 30.06.1997 № 90-КЗ «Об охране здоровья населения Краснодарского края» и утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 «О министерстве здравоохранения Краснодарского края». Требования административного истца об обязании министерства организовать и обеспечить доставку автотранспортом нефрологических больных от места жительства до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа в г. Краснодаре и обратно по графику гемодиализа выходят за пределы полномочий Министерства и противоречат действующему законодательству в сфере охраны здоровья граждан.

Ссылка на статью 41 Конституции РФ в рамках заявленных требований не правомочна ввиду того обстоятельства, что данной статьей закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. При этом, указанное в исковом заявлении ООО «ФрезениусМедикалКеа Кубань», является медицинской организацией частной формы собственности.

Ссылка на п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ также не правомочна, поскольку вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов находятся в пределах компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты, а не здравоохранения.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 806-КЗ «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1240 «О министерстве труда и социального развития Краснодарского края» органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Краснодарского края является министерство труда и социального развития Краснодарского края. Вывод административного истца о том, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги субъективен и безоснователен.

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг и т.д.

При этом, подстатьей 222 статьи 220 Классификации операций сектора государственного управления, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» /Транспортные услуги/ дано определение транспортных услуг.

В данном случае речь идет о приобретении транспортных услуг для самой медицинской организации (перевоз приобретенных товаров, медикаментов, документов и т.п.), а не приобретение услуг для предоставления ее (услуги) стороннему лицу, к тому же за пределами оказания пациенту медицинской помощи.

Также Министерством по результатам рассмотрения приложенной судебной практики было установлено, что она не имеет отношения к рассматриваемому делу, так как в Краснодарском крае вопрос транспортировки диализных больных нормативно закреплен на краевом законодательном уровне.

В соответствии со статьей 220 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны, в том числе:

- сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) – бездействие Министерства в рамках имеющихся полномочий не подтверждено;

- в случае подачи заявления прокурором сведения о нарушенных бездействием органа государственной власти правах, свободах и законных интересах лиц – Министерством права, свободы и законные интересы граждан в рамках рассматриваемого дела не нарушались;

- нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие) – в указанных в административном исковом заявлении нормативных правовых актах, а также их положениях несоответствий в деятельности Министерства не обнаружено (л.д. 47-55).Представитель МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» Орлова Е.В. поддержала позицию Министерства, а также представила письменные возражения, в которых просила прокурору Северского района в удовлетворении заявленных требований отказать с ссылкой на имеющееся и действующее в Краснодарском крае законодательство о выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа. Также представитель МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» пояснила, что в учреждении отсутствует статья расходов по проведению запрашиваемых мероприятий и разъяснила порядок и случаи оказания скорой медицинской помощи.

Представители заинтересованного лица МО НП «Нефро-лига» Шарапов В.А., и Чернышук Н.В. поддержали требования прокурора Северского района и просили об их удовлетворении.

Определением Северского районного суда Краснодарского края от 01 марта 2016 года удовлетворено ходатайство, заявленное помощником прокурора Северского района Краснодарского края, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство труда и социального развития Краснодарского края (л.д. 160-161).

В судебное заседание представитель указанного органа государственной власти не явился. Суд счел возможным проведение заседания в его отсутствие, так как заинтересованное лицо было уведомлено надлежащем образом о времени и месте судебного заседания, кроме того, административным истцом было дано пояснение, что в рамках полномочий по запросу прокуратуры Северского района министерство труда и социального развития Краснодарского края подтвердило, что действительно осуществляет запрашиваемые выплаты заявленной категории граждан.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора Северского района не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, законодателем установлен исчерпывающий перечень случаев, предполагающих транспортировку в целях оказания медицинской помощи. В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту.

Пациенты, страдающие почечной недостаточностью, получают плановое амбулаторное лечение, на стационарном лечении не находятся.

Кроме того, исследовав материалы дела, суд установил, что ООО «ФрезениусМедикалКеа Кубань» имеет лицензию на осуществление первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, то есть, в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения (стационарного лечения) и не включающих в себя транспортировку пациентов.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Согласно приказу Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:

а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;

б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;

в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;

г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;

д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;

е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы

органов, представляющие угрозу жизни;

ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;

з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;

и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;

к) роды, угроза прерывания беременности;

л) дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

а) внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

б) внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

в) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

Как видно из вышеперечисленного, проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии в действующих нормативных актах не предусмотрен.

Вместе с тем, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственной правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п.2 ст.3 Федерального закона от 6.10.1999г. №184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с п.12 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. (в ред. Федеральных законов от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Суд обращает внимание, что Северский район Краснодарского края в указанный перечень не включен.

Таким образом, согласно Закона Краснодарского края от 06.02.2008 № 1388-КЗ «О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа» и постановления главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 № 259 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты пособия на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа», нуждающимся в проведении гемодиализа ежемесячно выплачивается пособие, размер пособия рассчитывается индивидуально, исходя из количества назначенных пациенту процедур по проведению гемодиализа и стоимости проезда от места жительства к соответствующей медицинской организации и обратно на междугородном (пригородном) автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).

Как следует из представленных документов, выплата указанного пособия назначается Управлением социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в муниципальном образовании Краснодарского края по месту жительства пациента. Согласно представленных сведений МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» в рамках подведомственности от 15.02.2016 № 318, все жители Северского района, состоящие в нефрорегистре, воспользовались своим правом, обратились с заявлением в уполномоченный орган и имеют социальную выплату на проезд.

Таким образом, Закон Краснодарского края от 06.02.2008 № 1388-КЗ «О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа» является действующим и подлежит исполнению.

С учетом того, что вопрос доставки лиц, которым по жизненным показателям необходим гемодиализ, и проживающих на территории МО Северский район Краснодарского края, разрешен Законом Краснодарского края от 06.02.2008 № 1388-КЗ «О выплате пособий на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа» и постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.04.2008 № 259 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты пособия на оплату проезда лицам, нуждающимся в проведении гемодиализа». Оснований для возложения на Министерство здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку автотранспортом нефрологических больных от места жительства до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа в г.Краснодаре и обратно, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Северского района о признании незаконным бездействия министерства здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ», связанное с неорганизацией доставки нефрологических больных, проживающих на территории Северского района до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа и об обязании министерства здравоохранения Краснодарского края и МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку автотранспортом нефрологических больных от места жительства до места получения медицинской помощи по проведению гемодиализа в г. Краснодаре и обратно по графику гемодиализа, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 16 марта 2016 года

Председательствующий: А.О. Таран