Дело № 2а-1-1034/2022
64RS0007-01-2022-002847-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2022 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Каштановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караваевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 ФИО7, к руководителю структурного подразделения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Балашовского района ФИО4 ФИО8, Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 11 г. Балашова» о признании незаконным отказа в предоставлении копии документа, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
ФИО1,действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратилась в суд с административным иском к руководителю структурного подразделения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Балашовского района (далее – ТПМПК) ФИО4, Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Саратовской области (далее – ГБОУ СО) «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №<адрес>», в котором просит признать незаконным отказ руководителя структурного подразделения ТПМПК ГБОУ СО «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №<адрес>» ФИО4 в выдаче копии протокола комиссии, на основании которого было выдано коллегиальное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по рекомендованной программе обучения ФИО3, обязать руководителя ТПМПК выдать истцу копию протокола ТПМПК от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого было выдано коллегиальное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по рекомендованной программе обучения ФИО3
Требования мотивированы тем, что заключением № от ДД.ММ.ГГГГ ТПМПК ГБОУ СО «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №<адрес>» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рекомендовано предоставление специальных условий образования с ограниченными возможностями по адаптированной основной общеобразовательной программе (далее – АООП) со сроком реализации программы по варианту 1-9/12/13 лет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к руководителю ТПМПК ФИО4 с заявлением о предоставлении протокола ТПМПК от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого было выдано коллегиальное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по рекомендованной программе обучения ФИО3 Руководителем ТПМПК в выдаче запрашиваемого документа отказано.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайствовала в исковом заявлении о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководитель ТПМПК Балашовского района ФИО4, представила письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просила отказать в удовлетворении иска.
Административные ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела, ФИО1 приходится матерью несовершеннолетнему ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
27 апреля 2022 года на основании заключения комиссии ТПМПК Балашовского <адрес>№ ФИО3 рекомендовано создание специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) вариант 1-9/12/13 лет.
Данное заключение получено ФИО1 27 апреля 2022 года.
05 мая 2022 года ФИО1 обратилась с письменным заявлением к руководителю ТПМПК Балашовского района ФИО4, в котором просила выслать в свой адрес копию протокола ТПМПК Балашовского района, на основании которого было дано коллегиальное заключение по рекомендованной программе обучения ФИО3
Письмом от 14 июня 2022 года руководитель ТПМПК Балашовского района ФИО4 разъяснила заявителю, что запрашиваемый протокол заседания комиссии является внутренним документом и родителем не выдается.
Считая свои права на получение информации о результатах проведенных обследований обучающихся нарушенными, истец обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее - комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.
Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В соответствии с Положением в ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, предоставленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии (п. 20 Положения).
В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей (п. 21).
Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии (п. 22).
В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер (п. 23).
Деятельность территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Саратовской области регламентируется Порядком работы, утвержденным Приказом Министерства образования Саратовской области № 236 от 01 марта 2022 года.
В соответствии с Порядком работы территориальной комиссии по результатам обследования обучающихся, оформляется протокол комиссии с рекомендациями, который хранится в архиве комиссии.
Таким образом, выдача родителю копии протокола заседания ТПМПК не предусмотрена вышеуказанными нормативными актами, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным отказа руководителя структурного подразделения ТПМПК ГБОУ СО «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №<адрес>» ФИО4 в выдаче копии протокола комиссии, на основании которого было выдано коллегиальное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ по рекомендованной программе обучения ФИО3, и соответственно, возложении обязанности на руководителя ТПМПК выдать истцу копию протокола ТПМПК от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка административного истца в обоснование требований на положения п. 6 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающие право родителей обучающихся получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся, основана на неверном толковании норм права, учитывая что результатом обследования обучающегося является заключение комиссии, с которым ФИО1 был ознакомлена и получила копию указанного заключения.
Вопреки требованиям ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения ее прав и прав несовершеннолетнего ребенка действиями административного ответчика, не соответствующими действующему законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявленияВеденеевой ФИО9, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 ФИО10 к руководителю структурного подразделения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Балашовского <адрес> ФИО4 ФИО11, Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №<адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении копии документа, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Каштанов
Мотивированный текст решения изготовлен13 октября 2022 года.