ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-111/2022 от 09.03.2022 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

УИД 73RS0021-01-2022-000106-43

Дело № 2а-1-111/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 марта 2022 года г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе:

судьи Кузнецовой М.С.

при секретаре судебного заседания Бродягиной Л.Е.

с участием старшего помощника прокурора Сенгилеевского района - Макарова Я.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обустройстве контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, обязании обустроить площадки, установил:

И.о. прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области Нягусев Д.В. обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ администрации МО «Красногуляевское городское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обустройстве контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, обязании обустроить площадки.

В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой района Ульяновской области проведена проверка исполнения МУ администрацией МО «Красногуляевское городское поселение» законодательства регламентирующего обращение с отходами производства и потребления, а также по вопросу расположения контейнеров для сбора и утилизации твердых бытовых отходов, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В силу пп.14 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. В целях реализации п.1 ст.8, п.4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.14998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» 21.03.2018 администрацией МО «Красногуляевское городское поселение» утвержден реестр контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Красногуляевское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области». Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного законодательства администрацией МО «Красногуляевское городское поселение» не оборудованы специальные площадки для сбора ТКО расположенные на <адрес>. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ за исх. прокурором района главе администрации МО «Красногуляевсоке городское поселение» было внесено представление об устранении нарушений закона с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства, а именно оборудовать специальные площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Вместе с тем, нарушения до настоящего времени не устранены. Непринятие надлежащих мер по организации деятельности по накоплению ТКО нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие МУ администрации МО «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, выразившееся в не оборудовании специальных площадок для сбора твердых коммунальных отходов; обязать МУ администрацию МО «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области оборудовать специальные площадки в соответствии с утвержденным реестром их расположения по <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, ООО «Контракт плюс» (региональный оператор).

В судебное заседание представители административного ответчика и заинтересованных лиц не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель административного ответчика просил рассмотреть дело без его участия. Причина неявки остальных лиц суду неизвестна.

Судом в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора Сенгилеевского района - Макаров Я.Е. на административных исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель ответчика – глава МУ администрации МО «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области Иревлин В.В. указал, что административные исковые требования признает, последствия признания административного иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ, ему разъяснены и понятны.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п.1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 86 БК РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Таким образом, решение о создании и оборудовании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должно быть оформлено в виде муниципального акта.

Постановлением главы МУ администрации МО «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план месторасположения контейнерных площадок на территории муниципального образования «Красногуляевское городское поселение».

В силу ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022) утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), зарегистрированными в Минюсте России 29.01.2021 № 62297).

В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Наличие указанных в административном иске нарушений подтверждается актом осмотра от 08.02.2022г. с приложенными фотоматериалами, а также пояснениями представителя административного истца в ходе судебного заседания, и не оспаривается представителем административного ответчика в письменном отзыве на иск.

Кроме того, данное нарушение впервые было выявлено истцом в июне 2020 года.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. прокурором района в адрес административного ответчика было внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Оснований, предусмотренных ч. 5 ст. 46 КАС РФ для непринятия признания административного иска административным ответчиком, у суда не имеется.

Учитывая изложенное, суд считает возможным принять признание административным ответчиком иска, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Оценив представленные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достаточно в своей совокупности, суд приходит к выводу о том, что следует обязать МУ администрацию МО «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов у <адрес>, у <адрес>, у <адрес> в р.п. ФИО1<адрес>, в соответствии с планом месторасположения контейнерных площадок на территории МО «Красногуляевское городское поселение», утвержденным постановлением № 13 от 02.03.2018, в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), зарегистрированными в Минюсте России 29.01.2021 № 62297), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022).

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ администрации муниципального образования «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обустройстве контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, обязании обустроить площадки подлежат удовлетворению.

Также суд, учитывая позиции административного истца и ответчика, а также конкретные обстоятельства дела, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ возлагает на административного ответчика обязанность исполнить решение суда и сообщить о его исполнении в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области и в прокуратуру Сенгилеевского района Ульяновской области в срок до 01.07.2022 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обустройстве контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, обязании обустроить площадки удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, выразившееся в не обустройстве контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов у <адрес>

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов у <адрес> в соответствии с планом месторасположения контейнерных площадок на территории МО «Красногуляевское городское поселение», утвержденным постановлением № 13 от 02.03.2018, в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...»), зарегистрированными в Минюсте России 29.01.2021 № 62297), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022).

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области исполнить решение суда и сообщить о его исполнении в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области и в прокуратуру Сенгилеевского района Ульяновской области в срок до 01 июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда - с 18 марта 2022 года.

Судья М.С. Кузнецова