ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-1121/2022 от 12.01.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

№ 2а-1-1121/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Утешевой Ю.Г.,

при секретаре Варнавиной Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 12 января 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда и социальной защиты Калужской области к межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по Калужской области, судебному приставу-исполнителю МООИП УФССП России по Калужской области Лихачеву Д. А., Управлению федеральной службы судебных приставов по Калужской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительного сбора и освобождении от его взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к МООИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калужской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 07 декабря 2021 года в рамках исполнительного производства -ИП, предметом исполнения по которому является обязанность административного истца предоставить Запорниковой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 22 кв.м и не более 42 кв.м. на территории муниципального образования «Город Калуга». В обоснование указав, что вопросы формирования фонда специализированного жилья и его предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированы специальным законодательством, поэтому предусмотреть достаточно жилых помещений на исполнение решения суда не представляется возможным.

Представитель административного истца по доверенности Медведева О.Ю. в судебном заседании требования административного иска поддержала.

Представитель административных ответчиков МООИП УФССП России по Калужской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области, судебный пристав-исполнитель Лихачев Д.А., заинтересованное лицо Ионова А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующему.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 11 сентября 2019 года удовлетворены требования прокурора Ульяновского района в интересах Запорниковой А.А., на Министерство труда и социальной защиты Калужской области возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м. на территории муниципального образования «Город Калуга».

03 сентября 2020 Калужским районным судом Калужской области выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Калужской области от 10 сентября 2020 года на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство -ИП, должником по которому является Министерство труда и социальной защиты Калужской области, взыскателем – Запорниковой А.А.

Пунктом 2 указанного постановления должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

07 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области Лихачевым Д.А. в рамках исполнительного производства -ИП вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Постановление о взыскании исполнительского сбора также поступило в Министерство труда и социальной защиты Калужской области 08 декабря 2021 года.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Частью 2 статьи 112 названного Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу части 7 названного Закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным основаниям ответственности относит, в числе прочих наличие вины. При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Из содержания предмета исполнения по вышеназванному исполнительному производству следует, что обеспечение истца жилым помещением возможно после его приобретения должником в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из материалов дела, 22 января 2021 года состоялось заседание межведомственной рабочей группы по вопросу реализации Закона Калужской области от 25.12.2012 №338-ОЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение», в части строительства и приобретения жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд Калужской области для детей-сирот», по итогам обсуждения которого утвержден план на 2021 год по приобретению жилых помещений для детей-сирот, переданы лимиты бюджетных обязательств областного бюджета на 2021 год министерству экономического развития Калужской области и министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области; министерствам экономического развития калужской области рекомендовано производить закупки жилых помещений для исполнения судебных решений в первоочередном порядке.

В судебном заседании также установлено, что административным истцом принимаются исчерпывающие меры для исполнения судебного решения, проводятся аукционы по приобретению квартиры, так, согласно ответа Министерства экономического развития Калужской области от 30 декабря 2021 года, адресованного Министерству труда и социальной защиты Калужской области, в целях приобретения жилых помещений для детей-сирот за истекший период 2021 года проведено 307 аукционов по приобретению жилых помещений для детей-сирот, из них по результатам состоявшихся торгов приобретено 110 жилых помещений, в том числе в городе Калуге 18 квартир, одна из которых находится в стадии оформления в пользу взыскателя, что следует из пояснений представителя административного истца.

Исходя из совокупности установленных обстоятельства, а также учитывая, что Министерством труда и социальной защиты Калужской области предпринимаются реальные меры по исполнению решения суда, суд полагает, что судебный пристав-исполнитель вынес постановления о взыскании исполнительского сбора без учета всех обстоятельств, возникших в ходе исполнительного производства, и приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Таким образом, судом принимается решение об удовлетворении административного иска и освобождении административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 07 декабря 2021 года в размере 50 000 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Министерства труда и социальной защиты Калужской области удовлетворить.

Освободить министерство труда и социальной защиты Калужской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Калужской области Лихачева Д. А. от 07 декабря 2021 года в рамках исполнительного производства -ИП.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий