ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-112/2021 от 16.06.2021 Новодеревеньковского районного суда (Орловская область)

Дело №2а-1-112/2021

УИД 57RS0015-01-2021-000173-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Хомутово 16 июня 2021 года

Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Герасимовой Л.Г.,

с участием старшего помощника Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Сараевой Т.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области обратился в Новодеревеньковский районный суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обосновании требований указано, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления интернет - ресурсов, содержащих информацию о продаже контрольно - измерительных материалов (далее - КИМ) единого государственного экзамена далее - ЕГЭ) и ответов на них. В ходе мониторинга 20 мая 2021г. установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к интернет - сайту https://ipci.site/, на котором размещены предложения о приобретении реальных КИМ, которые будут использованы на ЕГЭ, и ответов на них. ЕГЭ является одной из форм государственной итоговой аттестации, результаты которой принимаются как результаты вступительных испытаний в высшие учебные заведения, в связи с чем, распространение КИМ, которые будут использованы на ЕГЭ, и ответов на них ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся.

В связи с чем, просит признать информацию, содержащуюся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: https://ipci.site/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. После вступления решения суда в законную силу, направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании старший помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Сараева Т.Ю. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административным иске и просил их удовлетворить.

Представители заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились, о дне, времени, месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Поскольку представители заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их явку суд обязательной не признавал, то в силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Статьей 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничен доступ к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно частям 1-2, 4 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

В силу части 13 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ, а также в иных формах.

Согласно части 4 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Таким образом, ЕГЭ является одной из форм государственной итоговой аттестации, результаты которой принимаются как результаты вступительных испытаний в высшие учебные заведения, в связи с чем распространение КИМ, которые будут использованы на ЕГЭ, и ответов на них ведет к искажению объективности оценки качества подготовки обучающихся.

Согласно пункту 11 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа.

В соответствии с пунктом 19 Порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного Приказом Рособрнадзора от 17.12.2013 № 1274 юридические и физические лица, имеющие доступ к информации, содержащейся в КИМ, принимают меры по защите указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты информации.

Согласно пункту 52 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07 ноября 2018г. вскрытие экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, экзаменационных материалах для проведения ГВЭ, запрещено.

Таким образом, размещенная в сети «Интернет» в свободном доступе информация о продаже КИМ, которые будут использованы на ЕГЭ, и ответов на них, за совершение которой законодателем предусмотрена ответственность, является исходя из указанных правовых положений запрещенной информацией.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено проведенной межрайонной прокуратурой проверкой, на основании Акта осмотра сети Интернет от 20 марта 2021 года по введенному запросу имеется Интернет – сайт с услугами по продаже заданий ЕГЭ и ответов на них за 20 часов до экзамена. На указанной веб - странице https://ipci.site/ имеется интерактивная ссылка на тематический раздел «Цены», (https://ipci.site/ceny.html) при переходе на который открывается веб - страница с прейскурантом услуг по продаже контрольно-измерительных материалов (заданий ЕГЭ) за 20 часов до экзамена. Так, стоимость услуги по получению КИМа по химии составляет 1500 рублей, по истории 1000 рублей. Также на главной странице сайта имеется интерактивная ссылка на тематический раздел «Закрытый доступ» (https://ipci.site/zakrytyj-dostup.htmi), при переходе на который открывается веб - страница с информацией о возможности получения посредством электронной почты КИМов и ответов на ЕГЭ после произведения оплаты. Кроме того, в правой верхней части указанной веб - страницы имеется ссылка на оформление заявки для получения ответов на ЕГЭ («Заявка на ответы») (л.д.8-13).

Согласно информации, размещенной на сайте Роскомнадзора, IP адрес или доменное имя с URL-адресом: https://ipci.site/ в Едином реестре доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не содержится (л.д.14).

Из справки межрайонной прокуратуры от 20 мая 2021года следует, что согласно открытых источников находящихся в свободном доступе в сети интернет, доменное имя https://ipci.site/ зарегистрировано регистратором находящимся за пределами юрисдикции Российской Федерации (л.д.15).

В соответствии со статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу части 3 указанной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждают доводы межрайонного прокурора о том, что размещение данной информации является незаконным, Принимая во внимание изложенное, суд находит заявленные требования межрайонного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной к распространению подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые заявления Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: с URL-адресом: https://ipci.site/ запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателях страниц сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новодеревеньковский районный суд пос.Хомутово в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В.Ванеева

Мотивированный текст решения изготовлен 23 июня 2021 года