ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-1138/2021УИД400008-01-2021-001296-08 от 19.11.2021 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-1138/2021 УИД 40RS0008-01-2021-001296-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,

при секретаре Трофимове Д.А.,

с участием зам. прокурора Жуковского района Марченкова С.А.,

административного истца ФИО1, представителей административного истца ФИО2 и ФИО3, заинтересованного лица ФИО4, представителя заинтересованного лица ТИК ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда

19 ноября2021 года

гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к представительному органу местного самоуправления муниципального образования сельское поселение «Село Тарутино», администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района Калужской области о назначении референдума,

У С Т А Н О В И Л :

13.08.2021 ФИО1 обратился в суд с административным иском, уточнив его при рассмотрении дела, к представительному органу местного самоуправления муниципального образования сельское поселение «Село Тарутино», администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района Калужской области о назначении референдума для жителей, проживающих на территориях муниципального образования СП «Село Тарутино» и п. Серпухов-15 согласно ч.5 ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: вопрос № 1: «Я голосую за то, что бы территория поселка Серпухов-15 в его границах вошла в состав деревни Маринки сельского поселения с. Тарутино Жуковского района Калужской области» - да или нет. Вопрос № 2: «Я голосую за сохранение поселка Серпухов-15 в его границах и включении его в состав городского округа Серпухов Московской области» – да или нет.

К участию в деле был привлечен в качестве административного соответчика Министерство обороны РФ.

Административный истец ФИО1 и его представитель в обоснование иска указали, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <АДРЕС>. Населенный пункт п. Серпухов-15 не входит в состав территории Калужской области и Московской области. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р утверждены изменения в распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р, согласно которым п. Серпухов-15 был исключен из подраздела «Московская область». Акт приема-передачи жилищного фонда отсутствует, согласно передаточному акту от 15.06.2020 земельный участок был передан в собственность СП «Село Тарутино», однако, жилищный фонд не передан. Сведения о границе между Московской и Калужской областях в Росреестр не вносились. Согласно сведениям из ЕГРН весь жилищный фонд (за исключением приватизированных квартир) находится в собственности РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Специальное ТУИО» Министерства Обороны РФ с 14.09.2017 и состоит на кадастровом учете в Московской области. Постановлением главы администрации СП с. Тарутино № 76 от 18.06.2020 произошла переадресация жилого фонда п. Серпухов-15. Считает передачу населенного пункта п. Серпухов-15 в Калужскую область и переадресацию незаконной. 26.01.2021 на общем собрании жителей было принято решение о сборе подписей о проведении референдума. 15.02.2021 подписи были собраны и переданы депутатам МО СП с. Тарутино с ходатайством о принятии решения по проведению местного референдума. 25.02.2021 от депутатов МО СП с. Тарутино в адрес главы СП с. Тарутино было направлено письмо с просьбой организовать внеочередное заседание сельской Думы по вопросу принятия решения с просьбой референдума. 03.03.2021 от главы МО СП с. Тарутино был получен ответ о невозможности проведения заседания. 29.03.2021 главе МО СП с. Тарутино был отправлен повторный запрос. Ответ не получен. Инициативной группой «Серпухов-15» было принято решение № 8, оформленное протоколом собрания от 28.05.2021 № 6 об обращении в территориальную избирательную комиссию Жуковского района с ходатайством о регистрации инициативной группы для проведения местного референдума. Были приложены оригиналы протокола собрания, решение и подписи жителей п. Серпухов-15 в количестве 556 человек. 15.06.2021 территориальная избирательная комиссия Жуковского района приняла решение № 13/59 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, основанием для отказа явился факт отсутствия протокола общего собрания. С решением комиссии административный истец не согласен, решение получил 15.06.2021. Представительный орган МО обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления документов. В случае не назначения местного референдума представительным органом МО, референдум назначается судом на основании обращения граждан. Считает, что администрация СП село Тарутино не выполнила требование ч.5 ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Административный истец просит иск удовлетворить, назначить проведение местного референдума.

Представитель административного ответчика администрации МО СП село Тарутино Жуковского района Калужской области ФИО6 исковые требования не признала, пояснив, что администрация не была полномочна проводить местный референдум по вопросам, указанным истцом. Бывший военный городок «Серпухов-15» никогда не являлся муниципальным образованием, утратил свой статус закрытого военного городка в связи с распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р. Земельный участок, на котором находятся жилые дома, был передан в муниципальную собственность СП село Тарутино. Изменение границ территории МО СП Тарутино в сторону увеличения произошло не в результате включения земельного участка, находящегося в собственности у городского округа Серпухов Московской области, а в результате получения этого земельного участка от Министерства обороны РФ.

Административные ответчики: представительный орган МО СП село Тарутино Жуковского района Калужской области и Министерство обороны РФ, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об уважительной причине неявки суду не сообщили.

Заинтересованное лицо представитель ТИК ФИО5 исковые требования не признала и пояснила, что 15.06.2021 было принято решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в связи с тем, что в представленном протоколе собрания не было правильно сформулировано требование о выдвижении инициативной группы, поэтому в решении указано, что необходимого протокола не имеется. В вышестоящую избирательную комиссию решение не обжаловалось.

Заинтересованное лицо ФИО4 согласился с требованиями административного иска, просил их удовлетворить.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований следует отказать, суд приходит к следующему.

01.06.2021 в территориальную избирательную комиссию Жуковского района Калужской области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы «Серпухов» местного референдума, подписанное председателем Совета инициативной группы ФИО1 и секретарем Свиргун О.Т.

К ходатайству были приложены следующие документы: решение инициативной группы «Серпухов-15» № 2, утвержденное протоколом № 2 от 10.04.2021, протокол № 6 от 28.05.2021 собрания граждан об утверждении инициативной группы и ее регистрации, решение № 8 инициативной группы, утвержденное протоколом № 6 от 28.05.2021.

15.06.2021 территориальная избирательная комиссия Жуковского района вынесла решение № 13/59 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в связи с несоответствием ходатайства требованию пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункту 4 статьи 6 Закона Калужской области от 13.12.2012 № 363-ОЗ «О референдуме Калужской области и местных референдумах в Калужской области». К ходатайству не был приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Так же указано, что на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству РФ, законодательству Калужской области, перечень которых установлен пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 10 Устава муниципального образования сельское поселение село Тарутино.

Как предусмотрено положениями статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2). Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5). Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (пункт 6). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации (пункт 8). Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (пункт 11).

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

Из материалов дела следует, что в представленных административным истцом решениях инициативной группы решения именно о выдвижении инициативы проведения референдума не принималось. Конституция Российской Федерации, закрепляя, что в Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130), определяет, что оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130), и прямо относит к компетенции органов местного самоуправления, осуществляемой ими самостоятельно, управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрану общественного порядка и решение иных вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы, местного значения (п. 3); вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству субъекта Российской Федерации (п. 6); вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п. 7).

Аналогичные требования закреплены в п. 1 ст. 3 Закона Калужской области "О референдуме Калужской области и местных референдумах в Калужской области".

Статьей 131 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).

Согласно названному федеральному закону местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ определено, что муниципальное образование это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В силу части 1.1 статьи 10 указанного Федерального закона наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Согласно части 7.2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения осуществляются законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего поселения, выраженного представительным органом указанного муниципального образования.

Согласно статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразование муниципальных образований не относится к вопросам местного значения городского поселения,

Таким образом, применительно к настоящему административному делу, вопрос, который предлагается вынести на местный референдум, в силу вышеуказанных положений федерального закона не относится к вопросам местного значения, следовательно, не может быть вынесен на местный референдум.

В этой связи вопрос, предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствует требованиям пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что исходя из требований пункта 11 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", территориальная избирательная комиссия была лишена возможности принять иное решение, кроме отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Административным истцом были уточнены исковые требования, в части обжалования решения территориальной комиссии требования не были поддержаны.

Таким образом, действия административных ответчиков нельзя признать не правомерными по не назначению проведения референдума, поскольку была нарушена процедура сбора подписей в поддержку проведения референдума, принятия решения о выдвижении инициативной группы. Местный референдум может быть назначен судом только при отсутствии представительного органа или непринятия им решения о назначении местного референдума в установленный срок.

Суду не представлено доказательств того, что непосредственно административный истец, как представитель инициативной группы или как гражданин обращался в представительный орган МО СП село Тарутино, в администрацию МО СП село Тарутино с заявлением о проведении референдума.

Уточняя исковые требования, административный истец указал, что лично его права нарушаются тем, что в настоящее время его место жительство было преобразовано из Московской области в Калужскую область без его согласия.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Согласно абзацу второму части 5 статьи 27 указанного Закона территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В силу положений абзаца второго статьи 39 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные названным выше федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы.

Доводы административного истца о том, что глава администрации МО СП село Тарутино не имела права принимать земельный участок и изменять границы муниципального образования без проведения референдума, не основаны на законе.

Распоряжением Правительства РФ № 487-р от 17.04.2012 военный городок «Серпухов-15» исключен из перечня закрытых военных городков.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.12.2011 № 423-ФЗ, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года 15.06.2020 Федеральным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ было передано по передаточному акту муниципальному образованию СП село Тарутино в собственность земельный участок в границах военного городка № 455 с кадастровым номером 40:07:000000:1992 общей площадью 452001 кв.м., расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, с расположенными объектами недвижимости, указанными в приложении к настоящему акту. Указанные решения и действия не оспорены.

Исходя из ч.2 ст. 12 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ч.3 ст. 24 указанного Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Доказательств того, что населенный пункт -бывший военный городок «г. Серпухов-15» имел статус административно-территориальной единицы, суду не представлено. Следовательно, суд приходит к выводу о том, что и необходимости проведения референдума по указанным административным истцом вопросам, не имелось.

С учетом заявленных исковых требований суд считает, что административный ответчик – Министерство обороны РФ является не надлежащим ответчиком по делу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к представительному органу местного самоуправления муниципального образования сельское поселение «Село Тарутино» Жуковского района Калужской области, администрации сельского поселения «Село Тарутино» Жуковского района Калужской области о назначении референдума согласно ч.5 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Лобзова