ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-1256/2021УИД400008-01-2021-1477-47 от 28.10.2021 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-1256/2021 УИД 40RS0008-01-2021-1477-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солоповой Е.В.,

с участием зам. прокурора Жуковского района Калужской области Марченко С.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда

28 октября 2021 года

гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к участковой избирательной комиссии № 0734 о признании незаконными действий, об отмене протокола по итогам голосования,

УСТАНОВИЛ:

28.09.2021 ФИО1 обратился в суд с административным иском к участковой избирательной комиссии № 0734 о признании незаконными ее действия в части принятия заявлений о включении в дополнительные списки избирателей за пределами сроков принятия таких заявлений, а равно в отказе в реализации избирателями активного избирательного права законным порядком, отменить решение участковой избирательной комиссии (далее по тексту УИК) № 0734 об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Административный истец ФИО1 уточнил исковые требования и просил отменить списки УИК № 034 по итогам голосования на выборах. В обоснование исковых требований указал, что 19.09.2021 пришел на избирательный участок № 0734. В списках избирателей он отсутствовал. Административным истцом было подано письменное заявление о предоставлении ему информации о нахождении его в списках избирателей, а случае отсутствия его в списках – просил указать участковую избирательную комиссию, в которой он внесен в списки. Председатель УИК предложила включить истца в дополнительные списки избирателей по письменному заявлению. Считает действия административного ответчика не законными, поскольку заявления о включении в список избирателей могли быть приняты УИК № 0734 до 14-00 часов 16.09.2021 только в случае, если избиратель находится за пределами места своего проживания и зарегистрирован по месту пребывания. С аналогичными нарушениями закона была осуществлена деятельность УИК № 0734 в части приема заявлений избирателей и включении их в дополнительные списки в период с 17.09.2021 по 19.09.2021. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель УИК № 0734 ФИО2 исковые требования не признала и пояснила, что в день голосования 19.09.2021 административный истец обратился на избирательный участок с заявлением о получении информации о внесении его в списки избирателей. Административному истцу был дан письменный ответ и предложено написать заявление о внесении его в списки для голосования и принять участие в голосовании. От участие в голосовании ФИО1 отказался.

Заинтересованное лицо – представитель территориальной избирательной комиссии извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В ходе рассмотрения дела председатель ТИК ФИО3 просила в иске отказать, поскольку права административного истца нарушены не были.

Заслушав участников процесса, мнение прокурора, который полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Таким образом, предметом оспаривания в рамках главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть конкретные решения, действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан.

Указом президента РФ от 17.06.2021 № 367 на 19 сентября 2021 были назначены выборы депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Голосование на выборах проводилось с 8 часов до 20 часов 17,18, и 19 сентября 2021 согласно Положению об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021, утвержденному постановлением Центральной избирательной комиссией РФ от 01.07.2021 № 13/103-8.

Согласно постановления избирательной комиссии Калужской области от 13.08.2021 № 1210/132-V1 «Об обеспечении активного избирательного права граждан на территории Калужской области на выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва», гражданам, фактически проживающим на территории избирательного участка <НОМЕР ИЗЪЯТ> и имеющим регистрацию по месту жительства <АДРЕС>-15, была обеспечена реализация избирательных прав. Участковые избирательные комиссии избирательных участков <НОМЕР ИЗЪЯТ> обязаны были рассматривать личные письменные заявления граждан о включении их в списки избирателей на выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва с учетом положений пунктов 2.3.5, 2.3.6, 2.3.11 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 № 13/108-8.

Судом установлено, что <ДАТА> в 18-30 часов административный истец обратился в участковую избирательную комиссию <НОМЕР ИЗЪЯТ> с заявлением о предоставлении ему информации о том, состоит ли он в списках избирателей на данном участке, в ТИК Жуковского района. В случае отсутствия в списках, просил указать в каком УИК он внесен в избирательные списки.

В этот же день до закрытия избирательного участка административному истцу был предоставлен ответ административным ответчиком о том, что он может быть включен в списки избирателей УИК <НОМЕР ИЗЪЯТ>.

Сторонами не оспаривается. Что административному истцу было предложено написать заявление о внесении его в списки избирателей. Однако, такого заявления он не написал, в голосовании участия не принял.

19.09.2021 был составлен протокол № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Калужская область- Обнинский одномандатный избирательный округ № 100, который был подписан членами участковой избирательной комиссии 20.09.2021, и протокол № 2 от 19.09.2021 УИК об итогах голосования по федеральному избирательному округу, подписанный членами участковой избирательной комиссии 20.09.2021.

Административный истец ссылается в своих доводах на то обстоятельство, что он по заявлению должен был быть внесен в списки избирателей до дня голосования до 14-00 часов 16.09.2021, но поскольку проживает по месту своей регистрации и за пределами своего места жительства не находился, то должен был быть включен в без заявления в списки избирателей по месту своего жительства.

Местом регистрации и жительства административный истец считает адрес: <АДРЕС>.

О том, что регистрация по указанному адресу административного истца предполагает фактическое проживание на территории Жуковского района Калужской области с указанным адресом регистрации, сторонами не оспаривается.

В силу п. 4 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка.

Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа; основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории; указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.).

В соответствии со ст. 4. Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Пассивное избирательное право в силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ не связано с нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, продолжительностью и сроком проживания гражданина Российской Федерации на территории округа, кроме случаев, когда Конституцией Российской Федерации установлены такие ограничения пассивного избирательного права.

Пункт 1.6 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. N 134/973-2, в редакции от 29 декабря 2005 г. N 164/1084-4 (далее - Положение), содержит определения терминов и понятий, применяемых для целей Положения.

Местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, по адресу которого гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета, о чем имеется отметка в паспорте гражданина Российской Федерации.

В силу постановления администрации сельского поселения село Тарутино Калужской области от 13.10.2020 № 192 «Об изменении адреса многоквартирных жилых домов и квартир бывшего военного городка <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», адрес регистрации административного истца был изменен : Калужская область, Жуковский муниципальный район, <АДРЕС>

Если гражданин по тем или иным причинам не исполнил возложенную на него обязанность регистрации по месту жительства и, как следствие, не был включен в список избирателей, он в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, которая в течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования обязана проверить сообщенные им сведения и представленные документы, в том числе о регистрации по месту пребывания, и внести его в список избирателей либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения. Решение участковой избирательной комиссии об отказе во включении в список избирателей может быть обжаловано гражданином в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования - немедленно. При этом в случае принятия решения об удовлетворении жалобы (заявления) участковой избирательной комиссией должно быть немедленно произведено соответствующее исправление в списке избирателей.

Ссылка административного истца о том, что административный ответчик в данном случае не имел права включать избирателей в списки по голосованию в день проведения самого голосования в соответствии с частью 4.1 ст. 17 Федерального закона № 20-ФЗ от 22.02.2014 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" основаны на неверном толковании нормы права. Данная норма предусматривает проведение голосования по месту пребывания, в данном же случае административный истец мог осуществить свое право по голосованию по месту своего жительства.

Постановление администрации сельского поселения село Тарутино Калужской области от 13.10.2020 № 192 и постановления избирательной комиссии Калужской области от 13.08.2021 № 1210/132-V1 не оспорены и не отменены.

Таким образом, право административного истца при осуществлении голосования действиями участковой избирательной комиссии нарушено не было. Действия по включению избирателей в списки в день голосования также не могут быть расценены как нарушающие нормы права. Следовательно, и протоколы об итогах голосования не могут быть признаны не законными.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав» перечислены основания об отмене решение комиссии об итогах голосования.

Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Судом не было установлено в рамках рассмотрения доводов административного истца каких-либо существенных нарушений законодательства административным ответчиком и нарушения воли избирателей, принявших участие в голосовании в УИК <НОМЕР ИЗЪЯТ>.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к участковой избирательной комиссии <НОМЕР ИЗЪЯТ> и признании незаконными действий в части принятия заявлений о включении в дополнительные списки избирателей за пределами сроков принятия таких заявлений, а равно об отказе в реализации избирателям активного избирательного права законным порядком, об отмене протокола об итогах голосования на выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Лобзова